Бог Эшмун

ЭШМУН [‘šmn, от «шем» (šm), «имя»; апеллятив, заменяющий запретное имя бога], в западносемитской мифологии умирающий и воскресающий бог растительности, бог-целитель, наделенный властью воскрешать мертвых, почитавшийся в Финикии и Карфагене. Символом Э. было изображение змея на шесте. В эллинистический период он отождествлялся с Асклепием. В Берите существовала священная роща, посвященная Э. Дамаский приводит беритский миф о том, как Э., смертный сын финикийского бога Садика («праведный»), прекрасный и добрый, возбудил любовь матери богов Астронои (Астарты), которая узрела его на охоте. Она преследовала его; во время бегства Э. оскопил себя и умер, но Астроноя возвратила его к жизни своим животворящим теплом и сделала богом (Migne, Patrologia Graeca, 103, 1304). Недалеко от Сидона находился храм Э., расположенный на вершине горы, в садах на берегу реки. В Тире и Карфагене Э. считался спутником Мелькарта и был отождествлен с Иолаем (в Бирсе находился его храм); согласно поздней античной традиции, Мелькарт, погибший в схватке с Тифоном, был воскрешен Э. и. ш.

ДревнегреческийТранслитерацияАккадскийЛатиницаФиникийскийАнглийский
𒅀𒋢𒈬𒉡𐤀𐤔𐤌𐤍Eshmun

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЭШМУНА С АСКЛЕПИЕМ

Дамаский. Философская история (Жизнь Исидора) (Отв.ред. Н.Н. Болгов. – Белгород, 2019. – 180 с. / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 13.) Античный философ-неоплатоник. 458 г.

«Асклепий из Бейрута — и не греческий, и не египетский, но местный финикийский [бог]. Садик имел детей, которые идентифицируются с Диоскурами и Кабирами; после них восьмой ребенок был Эшмун, который идентифицируется с Асклепием. Будучи крайне красивым юношей, восхищающим взор, он был любим, согласно мифу, финикийской богиней Астроноей, Матерью богов. Он охотился, как был его обычай, в этих519 узких горных долинах, когда он увидел богиню, следующую за ним; так как она продолжила свое преследование и была близка к тому, чтобы поймать его, он впал в состояние безумия и отсек свои собственные органы деторождения топором. Опустошенная горем в этой неудаче, богиня воззвала Пэан и, оживив юношу своей жизнедающей теплотой, она сделала его богом, названным финикийцами Эшмун за тепло жизни. Другие, однако, интерпретируют имя «Eshmun» как «восьмой», потому что он был восьмым сыном Садика».

 

Оцените статью
Античная мифология