Бог Эзус

Бог в кельтской мифологии, известный благодаря двум монументам и строке из неоконченной поэмы «Фарсалия, или О гражданской войне» (лат. Bellum civile sive Pharsalia) римского поэта Лукана: «успокаивают ужасной кровью… страшного Езуса в его диких святилищах…» (Lucan. Pharsal., I, 444—446).

 

ГальскийТранслитерацияАнглийскийЛатиницаПеревод
Esus
Hesus
Aisus

СЛОВАРЬ

Езус Эзус (лат. Esus), в мифологии кельтов Галли бог. «Гневный», по выражению упоминавшего о нем римского поэта 1 в. Лукана, он требовал жертв, повешенных на дереве (т. н. Бернские схолии к Лукану, 10 в.). Иконографический тип бога (представленный на галло-римских рельефах алтарей из Парижа и Трира) подтверждает связь Е. с деревьями, изображая его (бородатого или безбородого) около дерева с подобием серпа (топора?) в руке. Жест его, возможно, воспроизводит момент друидического ритуала поклонения омеле. С деревом Е. ассоциируется бык (лат. Tarvos Trigaranus) со стоящими на его голове и спине тремя журавлями, также известный по изображениям на алтаре. По мнению некоторых исследователей, Е. был общегалльским богом (возможно, войны). Этимологически имя Е. скорее всего означает «добрый бог», «бог-господин», подобно ирландскому Дагда. с. ш.

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АРЕСА С ЭЗУСОМ

Гай Юлий Цезарь. Гальская Война. Книга VI. (Источник: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», Москва, 1993.) Древнеримский государственный и политический деятель, 100 г. до н.э.

«Из богов они боль­ше все­го почи­та­ют Мер­ку­рия [Гермеса] [Тевтат]. Он име­ет боль­ше, чем все дру­гие боги, изо­бра­же­ний; его счи­та­ют изо­бре­та­те­лем всех искусств; он же при­зна­ет­ся ука­зы­ва­те­лем дорог и про­вод­ни­ком в путе­ше­ст­ви­ях; дума­ют так­же, что он очень содей­ст­ву­ет нажи­ве денег и тор­го­вым делам. Вслед за ним они почи­та­ют Апол­ло­на [Белен], Мар­са [Ареса] [Эзус], Юпи­те­ра [Зевса] [Таранис] и Минерву. Об этих боже­ствах они име­ют при­бли­зи­тель­но такие же пред­став­ле­ния, как осталь­ные наро­ды: Апол­лон про­го­ня­ет болез­ни, Минер­ва учит начат­кам реме­сел и искусств, Юпи­тер име­ет вер­хов­ную власть над небо­жи­те­ля­ми, Марс руко­во­дит вой­ной. Перед реши­тель­ным сра­же­ни­ем они обык­но­вен­но посвя­ща­ют ему буду­щую воен­ную добы­чу, а после победы при­но­сят в жерт­ву все захва­чен­ное живым, осталь­ную же добы­чу сно­сят в одно место. Во мно­гих общи­нах мож­но видеть целые кучи подоб­ных пред­ме­тов в освя­щен­ных местах, и очень ред­ко слу­ча­ет­ся, чтобы кто-либо из неува­же­ния к это­му рели­ги­оз­но­му обы­чаю осме­лил­ся скрыть у себя что-нибудь из добы­чи или уне­сти из кучи: за это опре­де­ле­на очень мучи­тель­ная казнь.

Гал­лы все счи­та­ют себя потом­ка­ми [отца] Дита [Аида][Кернунн] и гово­рят, что тако­во уче­ние дру­идов».

 

Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. 441 (Источник: Марк Анней Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. Москва, Научно-изд. центр. «Ладомир» — «Наука», 1993.) Римский поэт. 39 г. н.э.

 

«Так­же и те, что при­вык­ли поить чело­ве­че­ской кро­вью
Еза [Марса, Ареса] ужас­ный алтарь, или дико­го в зло­бе Тев­та­та [Меркурий, Гермес],
Иль Тара­ни­са [Юпитер, Зевс], чей лик не доб­рей, чем у скиф­ской Диа­ны».

Оцените статью
Античная мифология