Бог Хнум

Хнум (сб. «Соединитель», «Образователь») — египетское божество, почитавшееся преимущественно в Элефантине и Бенигассане и имевшее отношение к Нилу. Считался демиургом, создавшим людей из глины на гончарном кругу, сотворившим весь мир и даже самих богов. В преисподней он исцеляет члены умерших. Тексты величают его «творцом неба, земли, преисподней, воды, гор, сотворившим людей, создавшим богов, отцом в начале мира». Демиургом он был и для греков, под именем Κνοΰφις, Χνοΰβις, Κνήφ, Καμήφης и т. д. По словам Плутарха, египтяне называют демиургом Кнефа. Он человекоподобен, цвет кожи — темный, в руках — скипетр, на голове — царское перо. Однако, это описание не вполне точно; гораздо чаще (а в древности почти всегда) X. изображается с головой барана, впоследствии изредка — кобчика; на магических геммах гностиков часто попадается протянутая змея с головой льва или кобчика и надписью: «Χνοΰβις». В Луксоре есть изображение Χ., представляющее его творящим людей в лице духа царя Аменготепа III. В поздние времена X. получил солнечный характер и сопоставлен с Амоном и Ра (в Филэ), в Илиополе — с Осирисом. В Элефантине почитался в триаде с Сати и Анукеты; две последние богини отождествлены с Герой и Гестией («Corp. Inscr. Graec.», 3, 4893, 7).

ДревнегреческийДревнеегипетскийТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΧνοῦβιςẖnmwçaˈnaːmawKhnemu

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

ДревнегреческийДревнеегипетскийТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Κνοΰφις
Χνοΰβις
Κνήφ
Καμήφης

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Порфирий, Об изваяниях, фр. 1 (Переводчик: Сидаш Т.Г. Источник текста: Издательство, С.-Петербургского университета, 2011. ακμη). Древнеримский философ. 234 г., н.э.

«Демиург, называемый египтянами Кнеф [Хнум], человекообразен, однако кожа его темно-синего цвета, он держит пояс и скипетр; голову его венчает царское крыло, ибо логос обретается с трудом, он сокрыт и не явен, а также потому, что он жизнетворец, царь, и потому, что умно движется, поэтому-то природа крыла возлагается ему на голову.
Этот бог, говорят они, испустил из своих уст яйцо, из которого родился бог, называемый у них ФТха, у эллинов же — Гефест; а яйцо они толкуют как космос. Этому богу посвящена овца, ибо древние пили молоко».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«Еще рассказывают, что все египтяне приносят предписанные продукты для гробниц почитаемых животных и ничего не дают одни фиванцы, ибо они не чтут никакого подверженного смерти бога, но только того, кого они называют Кнеф [Хнуф], — несотворенного и бессмертного». [Кнеф — имя древнего фиванского бога-змея, чей культ слился с культом Амона.]

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ХНУМА С ПАНОМ

Геродот. История. 2. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Итак, коз и коров в упо­мя­ну­тых окру­гах егип­тяне не при­но­сят в жерт­ву и вот поче­му. Мен­десий­цы при­чис­ля­ют к сон­му вось­ми богов так­же Пана [Хнума] и утвер­жда­ют, что эти восемь богов древ­нее две­на­дца­ти. Пишут же худож­ни­ки и высе­ка­ют скуль­п­то­ры изо­бра­же­ния Пана [Хнума] подоб­но элли­нам — с козьей голо­вой и коз­ли­ны­ми нога­ми, хотя и не счи­та­ют, конеч­но, такое изо­бра­же­ние пра­виль­ным, пола­гая, что этот бог име­ет такой же вид, как и про­чие боги. Но поче­му они все-таки изо­бра­жа­ют его таким, мне труд­но ска­зать. Мен­десий­цы почи­та­ют всех коз свя­щен­ны­ми, но коз­лов еще боль­ше, чем коз, и козьи пас­ту­хи у них в боль­шом поче­те. Одно­го коз­ла они, одна­ко, осо­бен­но чтят, и смерть его вся­кий раз при­но­сит вели­кое горе все­му Мен­десий­ско­му окру­гу. Назы­ва­ет­ся же козел и Пан по-еги­пет­ски оди­на­ко­во — Мен­дес. В быт­ность мою в этом окру­ге про­изо­шло уди­ви­тель­ное собы­тие: козел откры­то сошел­ся с жен­щи­ной. И об этом ста­ло извест­но всем».

Оцените статью
Античная мифология