Хнум (сб. «Соединитель», «Образователь») — египетское божество, почитавшееся преимущественно в Элефантине и Бенигассане и имевшее отношение к Нилу. Считался демиургом, создавшим людей из глины на гончарном кругу, сотворившим весь мир и даже самих богов. В преисподней он исцеляет члены умерших. Тексты величают его «творцом неба, земли, преисподней, воды, гор, сотворившим людей, создавшим богов, отцом в начале мира». Демиургом он был и для греков, под именем Κνοΰφις, Χνοΰβις, Κνήφ, Καμήφης и т. д. По словам Плутарха, египтяне называют демиургом Кнефа. Он человекоподобен, цвет кожи — темный, в руках — скипетр, на голове — царское перо. Однако, это описание не вполне точно; гораздо чаще (а в древности почти всегда) X. изображается с головой барана, впоследствии изредка — кобчика; на магических геммах гностиков часто попадается протянутая змея с головой льва или кобчика и надписью: «Χνοΰβις». В Луксоре есть изображение Χ., представляющее его творящим людей в лице духа царя Аменготепа III. В поздние времена X. получил солнечный характер и сопоставлен с Амоном и Ра (в Филэ), в Илиополе — с Осирисом. В Элефантине почитался в триаде с Сати и Анукеты; две последние богини отождествлены с Герой и Гестией («Corp. Inscr. Graec.», 3, 4893, 7).
Древнегреческий | Древнеегипетский | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Χνοῦβις | ẖnmw | çaˈnaːmaw | Khnemu | — | — |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА
Древнегреческий | Древнеегипетский | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Κνοΰφις | — | — | — | — | — |
Χνοΰβις | — | — | — | — | — |
Κνήφ | — | — | — | — | — |
Καμήφης | — | — | — | — | — |
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Порфирий, Об изваяниях, фр. 1 (Переводчик: Сидаш Т.Г. Источник текста: Издательство, С.-Петербургского университета, 2011. ακμη). Древнеримский философ. 234 г., н.э.
«Демиург, называемый египтянами Кнеф [Хнум], человекообразен, однако кожа его темно-синего цвета, он держит пояс и скипетр; голову его венчает царское крыло, ибо логос обретается с трудом, он сокрыт и не явен, а также потому, что он жизнетворец, царь, и потому, что умно движется, поэтому-то природа крыла возлагается ему на голову.
Этот бог, говорят они, испустил из своих уст яйцо, из которого родился бог, называемый у них ФТха, у эллинов же — Гефест; а яйцо они толкуют как космос. Этому богу посвящена овца, ибо древние пили молоко».
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )
«Еще рассказывают, что все египтяне приносят предписанные продукты для гробниц почитаемых животных и ничего не дают одни фиванцы, ибо они не чтут никакого подверженного смерти бога, но только того, кого они называют Кнеф [Хнуф], — несотворенного и бессмертного». [Кнеф — имя древнего фиванского бога-змея, чей культ слился с культом Амона.]
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ХНУМА С ПАНОМ
Геродот. История. 2. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Итак, коз и коров в упомянутых округах египтяне не приносят в жертву и вот почему. Мендесийцы причисляют к сонму восьми богов также Пана [Хнума] и утверждают, что эти восемь богов древнее двенадцати. Пишут же художники и высекают скульпторы изображения Пана [Хнума] подобно эллинам — с козьей головой и козлиными ногами, хотя и не считают, конечно, такое изображение правильным, полагая, что этот бог имеет такой же вид, как и прочие боги. Но почему они все-таки изображают его таким, мне трудно сказать. Мендесийцы почитают всех коз священными, но козлов еще больше, чем коз, и козьи пастухи у них в большом почете. Одного козла они, однако, особенно чтят, и смерть его всякий раз приносит великое горе всему Мендесийскому округу. Называется же козел и Пан по-египетски одинаково — Мендес. В бытность мою в этом округе произошло удивительное событие: козел открыто сошелся с женщиной. И об этом стало известно всем».