Бог Луг

Ллеу (галльск. Lugus, «сияющий», ирл. Lug, валлийск. Lleu), в кельтской мифологии бог (по мнению ряда исследователей, бог света, связанный с солярным культом). О распространении почитания Л. в Галлии свидетельствуют многочисленные надписи и названия населенных пунктов (Лион, Лан, Лейден и др., от Лугдунум, «крепость Л.»). В ирландских мифологических повествованиях Л. изображался новопришельцем среди богов племен богини Дану, который попадает к ним, доказав свою искушенность (в отличие от других богов) сразу во многих «ремеслах» — в широком смысле слова; за это он получил эпитет Самилданах (ирл. Samildanach, «искусный во многих ремеслах»). Центральный эпизод связанных с ним ирландских мифов — сражение Л. с предводителем фоморов одноглазым Балором (по некоторым версиям, дедом Л.); Л. поражает Балора в глаз камнем из пращи (или магическим копьем племен богини Дану, или чудесным оружием, выкованным божественным кузнецом Гоибниу). С копьем Л., добытым ему «тремя богами ремесла» с таинственного острова Ассал, иногда связывался и другой эпитет бога — Ламфада (ирл. Lamhfada, «с длинной рукой»). Представление о Л. как покровителе искусств и ремесел подтверждается сходным эпитетом валлийского Ллеу («искусная рука»). В Галлии представление о Л. как покровителе ремесел было также распространено, если судить по сообщению Цезаря о культе Меркурия (ассоциировавшегося с Л.). Валлийский Ллеу — воспитанник провидца и мага Гвидиона; Арианрод, мать Ллеу, не желала давать сыну имя, не разрешала ему носить оружие и иметь жену, но он при помощи Гвидиона добивается всего этого. Ирландская традиция о Л. как новопришельце может отражать более позднее возвышение этого бога, хотя несомненна его роль в архаической мифологеме поединка сияющего бога (здесь, как и в ряде других индоевропейских традиций, тесно связанного с богом грозы) и его противника (Л. — Балор). В Ирландии Л. был посвящен ежегодный (1 авг.) праздник лугназад. По некоторым версиям, сыном Л. был ирландский эпический герой Кухулин.Лит.: Loth J., Le Dieu Lug. la terre, mere et les Lugoves, «Revue archéologique», 1914. t. 24;Even A., Notes sur le Mercure celtique III:le dieu celtiques Lugus, «Ogam», 1956, v. 8. С. В. Шкунаев.

 

Изображение справа — Трехголовое изображение кельтского божества , найденное в Париже; интерпретируется как Меркурий и теперь считается, что представляет Луга

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛУГА С МЕРКУРИЕМ-ГЕРМЕСОМ

Гай Юлий Цезарь. Гальская Война. Книга VI. (Источник: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», Москва, 1993.) Древнеримский государственный и политический деятель, 100 г. до н.э.

«Из богов они боль­ше все­го почи­та­ют Мер­ку­рия [Гермеса] [Возможно Луг]. Он име­ет боль­ше, чем все дру­гие боги, изо­бра­же­ний; его счи­та­ют изо­бре­та­те­лем всех искусств; он же при­зна­ет­ся ука­зы­ва­те­лем дорог и про­вод­ни­ком в путе­ше­ст­ви­ях; дума­ют так­же, что он очень содей­ст­ву­ет нажи­ве денег и тор­го­вым делам. Вслед за ним они почи­та­ют Апол­ло­на [Белен], Мар­са [Ареса] [Эзус], Юпи­те­ра [Зевса] [Таранис] и Минерву. Об этих боже­ствах они име­ют при­бли­зи­тель­но такие же пред­став­ле­ния, как осталь­ные наро­ды: Апол­лон про­го­ня­ет болез­ни, Минер­ва учит начат­кам реме­сел и искусств, Юпи­тер име­ет вер­хов­ную власть над небо­жи­те­ля­ми, Марс руко­во­дит вой­ной. Перед реши­тель­ным сра­же­ни­ем они обык­но­вен­но посвя­ща­ют ему буду­щую воен­ную добы­чу, а после победы при­но­сят в жерт­ву все захва­чен­ное живым, осталь­ную же добы­чу сно­сят в одно место. Во мно­гих общи­нах мож­но видеть целые кучи подоб­ных пред­ме­тов в освя­щен­ных местах, и очень ред­ко слу­ча­ет­ся, чтобы кто-либо из неува­же­ния к это­му рели­ги­оз­но­му обы­чаю осме­лил­ся скрыть у себя что-нибудь из добы­чи или уне­сти из кучи: за это опре­де­ле­на очень мучи­тель­ная казнь.

Гал­лы все счи­та­ют себя потом­ка­ми [отца] Дита [Аида][Кернунн] и гово­рят, что тако­во уче­ние дру­идов».

Оцените статью
Античная мифология