Бог Мелька́рт

Мелька́рт (финик, mlqrt, «царь города») в западносемитской мифологии (1-е тыс. до н. э.) верховный бог города Тира, повсеместно почитавшийся в Финикии и за ее пределами (в частности, в Карфагене, а также в Дамаске) как покровитель мореплавания и «предводитель» финикийской, особенно тирской, колонизации. В теогонии Санхонйатона — Филона, М.- сын Зевса Демарунта, племянник Илу Дагона. Отождествлялся с Гераклом и как таковой часто изображался в львиной шкуре. Согласно поздней античной традиции, М. борется в Ливии с Тифоном (Йамму) и гибнет, но затем воскресает с помощью Иолая, который согласно представлениям жителей Тира и Карфагена предстает как спутник М. В Тире ежегодно в начале весны справлялся обряд пробуждения М. Мелькарт, таким образом, выступает как умирающий и воскресающий бог. Возможно, он воспринял некоторые черты Баал-Хаддада (см. БАЛУ). Существует гипотеза, что М. — солнечное божество. И. Ш.

ДревнегреческийФиникийскийТранслитерацияРоманизация греческого языкаАнглийскийПеревод
Μελικέρτης,𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕mlqrtˈ—

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ МЕЛЬКАРТА С ГЕРАКЛОМ

Геродот. История. 2. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Так вот, желая вне­сти в этот вопрос сколь воз­мож­но боль­ше ясно­сти, я отплыл в Тир Фини­кий­ский, узнав, что там есть свя­ти­ли­ще Герак­ла [Мелька́рта]. И я видел это свя­ти­ли­ще, бога­то укра­шен­ное посвя­ти­тель­ны­ми дара­ми. Сре­ди про­чих посвя­ти­тель­ных при­но­ше­ний в нем было два стол­па, один из чисто­го золота, а дру­гой из сма­рагда, ярко сияв­ше­го ночью. Мне при­шлось так­же бесе­до­вать со жре­ца­ми бога, и я спро­сил их, дав­но ли воз­двиг­ну­то это свя­ти­ли­ще. И ока­за­лось, что в этом вопро­се они не разде­ля­ют мне­ния элли­нов. Так, по их сло­вам, свя­ти­ли­ще бога было воз­двиг­ну­то при осно­ва­нии Тира, а с тех пор, как они живут в Тире, про­шло 2300 лет. Видел я в Тире и дру­гой храм Герак­ла, кото­ро­го назы­ва­ют Герак­лом Фасий­ским. Ездил я так­же и на Фасос48 и нашел там осно­ван­ное фини­ки­я­на­ми свя­ти­ли­ще Герак­ла, кото­рые воз­двиг­ли его на сво­ем пути, когда отпра­ви­лись на поис­ки Евро­пы. И это было не менее чем за пять поко­ле­ний до рож­де­ния в Элла­де Амфи­т­ри­о­но­ва сына Герак­ла. Эти наши изыс­ка­ния ясно пока­зы­ва­ют, что Геракл — древ­ний бог. Поэто­му, как я думаю, совер­шен­но пра­виль­но посту­па­ют неко­то­рые эллин­ские горо­да, воз­дви­гая два хра­ма Герак­лу. В одном хра­ме ему при­но­сят жерт­вы как бес­смерт­но­му олим­пий­цу, а в дру­гом — заупо­кой­ные жерт­вы как герою».

 

Павсаний. Описание Эллады. VII, Гл. 5 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ста­туя Герак­ла [Мелька́рта] не под­хо­дит ни к так назы­вае­мо­му эгин­ско­му сти­лю, ни к древ­ней­шим образ­цам атти­че­ских ста­туй, и если уж гово­рить о дру­гих сти­лях, то она точ­ным обра­зом напо­ми­на­ет стиль еги­пет­ский… дере­вян­ный плот, и на нем бог при­плыл из Тира в Фини­кию, по какой при­чине — это­го не рас­ска­зы­ва­ют и сами эри­фрей­цы».

 

Арнобий. Против язычников. (Источник: Арнобий. Против язычников / Пер., введ., указ. Н. М. Дроздова под ред. А. Д. Пантелеева. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. – С. ???-???) (раннехристианский богослов 4 в. н. э.):

«Не Фиванский ли или Тирийский Геркулес [Мелька́рт], из которых последний был погребен в пределах Испании, а первый сожжен огнем на Эте»?

 

Филон Библский. Финикийская история. (Источник: Финикийская мифология. — Сост. Н.К. Герасимова. — Под общ. ред. Ю.С. Довженко. — СПб.: «Летний сад», Журнал «Нева», 1999. — 331 с., илл.) (Историк, 50 г., Библ.)

«От Понта рождается Сидон,
благодаря своему чрезвычайно красивому голосу,
первая создательница склада песни, и Посейдон56.
А у Демарунта рождается Мелькарт, он же Ге-
ракл».

Оцените статью
Античная мифология