Бог Осирис

Осирис — (Οσισις, грецизированная форма егип. имени Усир, ws’ĩr), в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ. Злой бог пустыни, младший брат Осириса — Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Осирис После победоносного возвращения из похода в Азию устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик (очевидно, саркофаг) и заявил, что он будет подарен тому, кому придётся впору. Когда очередь дошла до Осириса и он лёг на дно ящика (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили её свинцом и бросили ящик в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Осириса — Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нём жизненную силу и зачала от мёртвого Осириса сына Предав тело Осириса погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.

Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону. Он победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. По одной из версий мифа. Сет не заключил Осириса в ящик, а разрубил его тело на 14 частей и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла. Вариант мифа о 14 частях тела, видимо, возник для того, чтобы объяснить существование гробниц Осириса в разных городах Египта. В каждой из них якобы покоилась лишь одна часть божественного тела. Этому толкованию, однако, противоречило повествование о том, что Исида собрала все члены тела Осириса (кроме фаллоса) и погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Осирисом дважды. По некоторым версиям, Осириса оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Осириса приписывалось то Исиде, то Анубису.

В эпоху родового строя, когда возник культ, он воспринимался как бог, олицетворяющий производительные силы природы. Его связь с природой сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зелёный цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, О. ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нём сохраняется, даже в мёртвом. На изображениях сквозь гроб О. прорастает дерево или из Осириса-мумии выросли стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нём фигурой Осириса из земли, засеянной зёрнами полбы или ячменя: если прорастёт зеленью Осирис — оживёт умерший. Сначала он отождествлялся только с умершим царём. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин стал отождествляться с Осирисом (т. е. считалось, что, подобно ему. умерший оживёт после смерти, и во всех более поздних заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осирис).

Как бог мёртвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьёй загробного мира. Считалось, что перед ним предстаёт покойный, когда его сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини Маат, а на другой — сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

Первоначально, видимо, Осирис был местным богом в Джеду в восточной части дельты Нила; отождествлённый с другим богом города Анджети, он стал изображаться с атрибутами этого бога (посохом и бичом или хлопушкой), которые прочно закрепились за Осирисом. Заняв центральное место в царском культе, Он стал особенно почитаться в Абидосе — месте погребения фараонов, где он заменил бога мёртвых Анубиса, ставшего его спутником и помощником. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, стал считаться богом земных глубин, на его плечах покоится вся вселенная и из пота его рук вытекает Нил. С конца Нового царства его связали с богом Ра и стали изображать с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ сливается с культом священного быка Аписа, и новый сложный образ бога, получивший имя Сераписа (Серапсиса), приобретает широкую известность за пределами страны.
Культ распространился в завоёванных Египтом Куше и других странах. В греко-римскую эпоху культ (наряду с другими греко-восточными культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.
Образ Осириса нашёл отражение в художественной литературе (в исторических романах Г. Эберса, Б. Пруса и др.; в поэзии: у И. А. Бунина, В. Я. Брюсова и др.).

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
Ὄσιριςó.siː.risOsiris

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Миф гласит, что Осирис и Аруэрис [Гор] произошли от Гелиоса»

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«У египтян Нил — это Осирис, сочетавшийся с землей — Исидой, а Тифон [Сет] — море, в котором Нил, впадая, исчезает и рассеивается, кроме той части, которую принимает и впитывает земля, становясь через нее плодородной».

 

Гелиопольская космогония

 

«Нут родила Осириса (египетск. Усир(е)), Хора,5) Сета (египетск. Сетх), Исиду (египетск. Исет) и Нефтиду (египетск. Небетхет)».

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга I. 17. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Рассказывают, что Осирис, будучи благодетельным и честолюбивым, собрал большое войско, намереваясь пройти через весь обитаемый свет и научить человечество выращиванию виноградной лозы, а также посеву пшеницы и ячменя. Ведь Осирис полагал, что, заставив людей отвратиться от дикости и изменив ежедневный уклад (их) жизни, он получит бессмертные почести по причине величия благодеяний. Именно это и произошло в действительности: ведь не только современники (Осириса), получившие этот дар, но также и все потомки почитали изобретателей (этих благ) в качестве славнейших богов по причине приятности (вновь) открытой пищи».
[ Цивилизаторская миссия Осириса является заимствованием из дионисийских мифов. Древнейший Осирис — олицетворение царской власти и бог мертвых, позднее он превращается в божество зерна и плодородия.]

 

ПРАЗДНИК ОСИРИСА

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«А вот и сам миф в пересказе по возможности самом кратком, с удалением всего ненужного и лишнего. Говорят, что когда Гелиос узнал о том что Рея тайно сочеталась с Кроном, он изрек ей проклятие, гласящее, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но
Гермес, влюбленный в богиню, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил из них пять дней и приставил их к тремстам
шестидесяти; и до сих пор египтяне называют их «вставленными» и «днями рождения богов»41. Рассказывают, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: владыка всего сущего является на свет. Иные же говорят, что некто Памил, черпавший воду в Фивах, услышал из святилища Зевса голос, приказавший ему громко провозгласить, что родился великий царь и благодетель — Осирис; за это якобы он стал воспитателем Осириса, которого ему вручил Крон, и в честь него справляют праздник Памилий.
напоминающий фаллические процессии»

 

Геродот. История. Книга II. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Каж­дый егип­тя­нин зака­лы­ва­ет в честь Дио­ни­са [Осириса] вече­ром нака­нуне празд­ни­ка поро­сен­ка перед дверь­ми сво­его дома и затем отда­ет его сви­но­па­су, кото­рый про­дал ему поро­сен­ка. В осталь­ном егип­тяне справ­ля­ют празд­ник в честь Дио­ни­са [Осириса] почти совер­шен­но так же, как и в Элла­де (за исклю­че­ни­ем хоров). Толь­ко вме­сто фал­ло­сов они при­ду­ма­ли носить дру­гой сим­вол — кук­лы-ста­ту­эт­ки в локоть вели­чи­ной, при­во­ди­мые в дви­же­ние с помо­щью шнур­ков. Эти кук­лы с опус­каю­щим­ся и под­ни­маю­щим­ся чле­ном жен­щи­ны носят по селе­ни­ям, при­чем этот член почти такой же вели­чи­ны, как и все тело кук­лы. Впе­ре­ди шест­ву­ет флей­тист, а за ним сле­ду­ют жен­щи­ны, вос­пе­вая Дио­ни­са [Осириса]. А поче­му член кук­лы так велик и отче­го это един­ст­вен­но подвиж­ная часть тела кук­лы, об этом суще­ст­ву­ет свя­щен­ное ска­за­ние».

 

СОЗВЕЗДИЕ ОСИРИСА

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Созвездие Исиды, которое у египтян зовется Софис, греки называют Псом, созвездие Гора — Орионом, а Тифона — Медведем»
[Обычно астральные сферы богов распределялись следующим образом: Ра — солнце, Гор — небо (луна и солнце — его очи), Осирис — Орион, Сет — Большая Медведица.]

 

ОСИРИС И НИЛ

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга X. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

«Есть рыба которая получила имя Оксиринх, и кажется, что она получила свое название из–за формы морды. Нил порождает вышеуказанную рыбу; и так как по ее имени тоже[40] назван район, там, я полагаю, эта рыба содержится в почете. Случись местным жителю поймать рыбу на крючок, они не едят из страха упомянутую рыбу, которую они считают священной и которой поклоняются, возможно случайно насадившей себя на крючок. Всякий раз когда рыба ловится в сетью, они просматривают улов, чтобы там не было этой прославленной рыбы. Они лучшее вообще ничего не поймают, чем самый обильный улов, включающий эту рыбу. И народ, который живет в округе, утверждает, что рыба родилась из ран Осириса. Они отождествляют Осириса с Нилом».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга X. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности — дата обращения 13 июля 2021):

 

«[Собака] содержится в почете у египтян, так как они назвали область[37] в ее честь, и утверждают, что причина этого двоякая: во–первых, когда Изида повсюду искала Осириса[38], собаки указывали путь и старались помочь ей разыскать ее сына, а также сберечь от диких зверей. А вторая причина в том, что в то самое время, когда восходит Собачья звезда (история говорит нам, что это была собака Ориона), Нил также в каком–то смысле восходит, принося воду на землю Египта, и орошая пашни. И поэтому египтяне оказывают почести собаке за охрану и призыв этих плодоносных вод».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ОСИРИСА С ДИОНИСОМ

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга I. 11. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«У эллинов же некоторые из старых мифографов называют Осириса Дионисом по прозванию “Сириус”. В их числе и Эвмолп в “Вакхическом гимне” говорит, что:
Лучезарен Дионис, огневидный в лучах,
Орфей же (говорит):
Вот почему они именуют его Светозарным и Дионисом».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и
звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он
странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой. Поэтому греки отождествили его с Дионисом».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Эллины называют выделение семени «апусиа», а совокупление — «синусиа», слово же «сын» (гийос) производят от «гидор» (вода) и «гисай» (идет дождь). И Диониса как владыку влажной природы они называют «гиэс» (ниспосылающий дождь); а он — не кто иной как Осирис. И Гелланик, наверно, слышал, как жрецы называли Осириса Гисирисом, потому что именно так постоянно называет он бога, конечно, ввиду его естества и обряда его обнаружения»

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«А то, что Осирис и Дионис — одно, кто знает лучше, чем ты, Клея [Жрица Исиды]? Так и должно быть: ведь это ты предводительствуешь в Дельфах вдохновенными жрицами, предназначенная отцом и матерью для таинств Осириса. Если же доказательства надо представить ради других, то все сокровенное мы оставим вне повествования, но открытые действия жрецов во
время погребения Аписа, когда тело его везут на плоту, нисколько не уступают вакхическому ликованию: ибо они надевают оленьи шкуры, и несут тирсы, и издают крики, и делают
движения подобно тем, кто одержим дионисийским экстазом. Поэтому многие эллины делают изображения Диониса в виде быка».

 

Геродот. История. Книга 2. 42. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Ведь они [Египтяне] не везде почи­та­ют одних и тех же богов. Толь­ко Иси­ду и Оси­ри­са (кото­рый, по их сло­вам, есть наш Дио­нис) они все оди­на­ко­во чтят»

 

Геродот. История. Книга 2. 144. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Прав­да, до этих людей в Егип­те цар­ст­во­ва­ли боги… Послед­ним из этих царей был Ор, сын Оси­ри­са, кото­ро­го элли­ны зовут Апол­ло­ном. Низ­ло­жив Тифо­на, он стал под­лин­ным царем-богом в Егип­те. А Оси­рис — по-эллин­ски Дио­нис».

 

Геродот. История. Книга 2. 156. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«По сло­вам егип­тян, Апол­лон [Гор] и Арте­ми­да [Баст] — дети Дио­ни­са [Осириса] и Иси­ды. Лато­на [Буто] же была их кор­ми­ли­цей и спа­си­тель­ни­цей. У егип­тян Апол­лон назы­ва­ет­ся Ором, Демет­ра — Иси­дой, а Арте­ми­да — Буба­стис».

 

Геродот. История. Книга 2. 123. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Вла­ды­ка­ми под­зем­но­го мира егип­тяне счи­та­ют Демет­ру и Дио­ни­са. Егип­тяне так­же пер­вы­ми ста­ли учить о бес­смер­тии чело­ве­че­ской души. Когда уми­ра­ет тело, душа пере­хо­дит в дру­гое суще­ство, как раз рож­даю­ще­е­ся в тот момент… Уче­ние это заим­ст­во­ва­ли неко­то­рые элли­ны [Орфики]».

 

Геродот. История. Книга 2. 145. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«У егип­тян… Дио­нис [Осирис] — к третье­му сон­му, кото­рый про­изо­шел от этих две­на­дца­ти богов. Сколь­ко лет, по сло­вам егип­тян, про­шло от Герак­ла до царя Ама­си­са [последнего истинного египетского фараона], я уже упо­мя­нул выше. От Пана, по их рас­че­там, про­шло еще боль­ше вре­ме­ни, от Дио­ни­са же гораздо мень­ше, хотя все-таки до царя Ама­си­са — 15000 лет. И это, как утвер­жда­ют егип­тяне, они зна­ют точ­но, так как все­гда вычис­ля­ют и запи­сы­ва­ют года [царей и вер­хов­ных жре­цов]».

 

Геродот. История. Книга 2. 29. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Мерое. Этот город, как гово­рят, — сто­ли­ца всей Эфи­о­пии. Жите­ли его при­зна­ют толь­ко двух богов — Зев­са [египетского Амона] и Дио­ни­са [египетского Осириса] — и почи­та­ют их весь­ма усерд­но. Там нахо­дит­ся так­же про­ри­ца­ли­ще Зев­са. В поход они высту­па­ют, когда и куда бог ука­жет им сво­им изре­че­ни­ем».

 

Геродот. История. Книга 3. 97. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Это — эфи­о­пы, живу­щие на гра­ни­це с Егип­том (их поко­рил Кам­бис [персидский полководец] во вре­мя похо­да на дол­го­веч­ных эфи­о­пов); затем оби­та­те­ли обла­сти у свя­щен­ной Нисы69, кото­рые справ­ля­ют извест­ные празд­не­ства в честь Дио­ни­са [Осирис]».

 

Геродот. История. Книга 2. 49. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Ведь имен­но Мелам­под [мифический провидец] позна­ко­мил элли­нов с име­нем Дио­ни­са, с его празд­ни­ком и фал­ли­че­ски­ми шест­ви­я­ми… Я же того мне­ния, что Мелам­под, этот муд­рый чело­век, [не от богов] при­об­рел свой про­ро­че­ский дар, а обя­зан им само­му себе. Он услы­шал об этом еги­пет­ском обы­чае и ввел в Элла­де сре­ди про­чих обы­ча­ев так­же и слу­же­ние Дио­ни­су [Осирису, отождествленным с Дионисом] с незна­чи­тель­ны­ми изме­не­ни­я­ми. Поэто­му, мне дума­ет­ся, что сов­па­де­ние обрядов слу­же­ния это­му богу в Егип­те и у элли­нов вряд ли слу­чай­но. Ведь тогда эти обряды более соот­вет­ст­во­ва­ли бы эллин­ским нра­вам и не появи­лись бы так позд­но. Я не могу себе пред­ста­вить так­же, чтобы егип­тяне мог­ли заим­ст­во­вать этот или какой-либо иной обы­чай от элли­нов. Ско­рее все­го, дума­ет­ся мне, Мелам­под позна­ко­мил­ся с еги­пет­ским слу­же­ни­ем Дио­ни­су через тирий­ца Кад­ма и его спут­ни­ков, при­быв­ших с ним из Фини­кии в стра­ну, кото­рая теперь назы­ва­ет­ся Бео­ти­ей».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 29. . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Много таких сказаний существует о Дионисе у эллинов и египтян [то есть Осирисе для египтян]».

 

Цицерон. О природе богов. 3. 21- 23 (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Вто­рой [бог, отождествляемый с Дионисом] — от Нила, этот [египетский Осирис], гово­рят, убил Низу».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ОСИРИСА С ОКЕАНОМ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Еще говорят, что солнце и луна пользуются для передвижения не повозкой, но кораблем, намекая, что их возникновение и насыщение происходят от воды. И есть мнение,
что Гомер, как и Фалес, полагал в воде начало рождения всего сущего, узнав об этом у египтян. И думают, что Океан — это Осирис, а Тифия — это Исида, потому что она выкармливает и взращивает все живое».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ОСИРИСА С АДОНИСОМ

Лукиан из Самосаты. О Сирийской богине (Источник: Перевод: С.С. Лукьянов. Лукиан. Сочинения, т. 2. СПб., Алетейя, 2001.) Древнегреческий писатель. 125 г.

«Некоторые из жителей Библа говорят, что египетский Озирис погребен у них и что оргии и траур совершаются не в честь Адониса, а в честь Озириса. Я расскажу, на каких основаниях они считают себя в праве утверждать это.

Каждый год из Египта в Библ прибывает голова, плывущая по морю в течение семи дней. Ветры сами направляют ее в чудесном плавании. На своем пути она никогда не сворачивает в сторону, а приплывает прямо в Библ. Все это похоже на настоящее чудо. Это происходит каждый год; случилось и при мне, когда я был в Библе. Я сам видел эту библосскую голову».

Оцените статью
Античная мифология