Бог Сабазий

В античной мифологии Сабазий — фригийско-фракийский бог-целитель, бог плодородия и земледелия, отождествлявшийся в Греции с Загреем, а в Риме — с Юпитером.

В орфической традиции Сабазий представляется верховным фракийским божеством, оказавшим Зевсу помощь при родах Дионисия. Частично он сливается с культом Аттиса и Митры. У античных авторов, в частности, у Страбона, Сабазий отождествлялся с Загреем или ещё более древним божеством, рождённым Великой матерью Кибелой.

В любом случае он относится к типу умирающих и воскресающих богов и культу земледелия. Согласно одному из мифов, Сабазий первым запряг в плуг волов – поэтому его голову венчают бычьи рога. Они же символизируют зарождающийся месяц, с которым в культуре Древнего Востока связаны как сельскохозяйственные, так и магические циклы. У фракийского Сабазия и Диониса много общих символов. Их нередко изображали с корзиной, полной плодов и «фаллическим» посохом – тирсом с массивной сосновой шишкой, означающей плодородие.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Σαβάζιος

Цитаты классической древнегреческой литературы

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV, 4, 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Некоторые сообщают миф, что был и другой, значительно более древний Дионис. Этот Дионис, которого некоторые называют Сабазием, был сыном Зевса и Персефоны22. По причине почтительного благоговения, последовавшего за этим соитием, рождение его отмечают в тайне, в тайне приносят ему и жертвы, и все почести воздают ночью. (2) Он якобы отличался изобретательностью, первым запряг в ярмо быков и с их помощью произвел посев. Поэтому его представляют рогатым».

 

Страбон. География. Книга X, 3, 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Для звуков флейты, шума трещоток, звона кимвалов, грома тимпанов, криков одобрения и ликования и топота ног они изобрели особые имена, а также применяли и некоторые другие имена, которыми они называли служителей богов, участников хоров и исполнителей священных обрядов: кабиры, корибанты, паны, сатиры и титиры; бога они называли Вакхом, Рею — Кибелой или Кибебой и Диндименой по местам их почитания. Сабазий также принадлежит к числу фригийских божеств, и некоторым образом он дитя Матери [богов], так как он тоже передал таинства Диониса»

 

Феофраст (Теофраст). Характеры. Воспроизведено по изданию: Феофраст. Характеры / Перев., статья и
примеч. Стратановского Г.А. — Л.: Наука, 1974. (древнегреческий философ 2 в. до н. э.)

«Сабазий — фригийско-фракийское божество (отождествленное впоследствии с
Дионисом-Загреем или даже с Зевсом). Культ Сабазия проник в Аттику в V в. до
н.э. Частные общества поклонников Сабазия в IV в. были уже широко
распространены в Афинах, как показывает знаменитая речь Демосфена «О
венце». В культе Сабазия большую роль играли «очищения» и змея, в образе
которой почитали самого бога. Парей — красновато-коричневого цвета
неядовитая змея, посвященная Асклепию (см.: М. P. Nilsson. Griech. Relig.,
II. Munchen, 1955, стр. 634)».

 

Орфический гимн XLVIII. САБАЗИЮ (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

 

«Отче Сабазий, внемли, сын Крона, о демон преславный!
Ты Диониса, шумливого Вакха, ты Эйрафиота[543]
Вынул на свет из бедра, дабы он, посвященный, явился
С Гиптой прекрасноланитной на Тмол, священный и славный[544],
5
Ныне, Фригийский владыка, всецарственный, ты, о блаженный,
К мистам гряди благосклонно, гряди как оплот и подмога!»

 

Страбон. География. Книга 10. 3. 18. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Афи­няне про­яв­ля­ли посто­ян­ную склон­ность к ино­зем­ным заим­ст­во­ва­ни­ям как вооб­ще, так и в отно­ше­нии куль­та чуже­зем­ных богов. Дей­ст­ви­тель­но, они вос­при­ня­ли так мно­го чуже­зем­ных обрядов, что за это их даже осме­и­ва­ли в комедии. Это отно­сит­ся к фра­кий­ским и фри­гий­ским обрядам. Напри­мер, о Бен­диди­ях упо­ми­на­ет Пла­тон27, а о фри­гий­ских обрядах — Демо­сфен28, упре­каю­щий мать Эсхи­на и его само­го за то, что с.449 тот при­сут­ст­во­вал вме­сте с мате­рью на тай­ных свя­щен­но­дей­ст­ви­ях, участ­во­вал в дио­ни­си­че­ской про­цес­сии, мно­го­крат­но вос­кли­цая: euoî sa­boî и hýēs áttes, áttēs hýēs29. Ибо эти сло­ва употреб­ля­ют­ся при слу­же­нии Саба­зию и Вели­кой Мате­ри [Реи]».

 

Геродот. История. Книга 5. 7. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Богов фра­кий­цы чтут толь­ко трех: Аре­са, Дио­ни­са [Сабазия] и Арте­ми­ду [Бендиду]. А их цари (в отли­чие от осталь­но­го наро­да) боль­ше всех богов почи­та­ют Гер­ме­са [Залмоксиса] и кля­нут­ся толь­ко им. По их сло­вам, и сами они про­изо­шли от Гер­ме­са».

 

Геродот. История. Книга 7. 111. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Что до сатров, то они, насколь­ко нам извест­но, нико­гда не были никем поко­ре­ны. Толь­ко они одни из фра­кий­цев сохра­ни­ли сво­бо­ду до наших вре­мен. Они живут высо­ко в горах, покры­тых раз­но­об­раз­ным лесом и сне­гом, и отли­ча­ют­ся воин­ст­вен­но­стью. В их вла­де­нии зна­ме­ни­тое про­ри­ца­ли­ще Дио­ни­са [Сабазия]. Про­ри­ца­ли­ще же это нахо­дит­ся высо­ко в горах, и бес­сы (один из родов сатров) тол­ку­ют про­ри­ца­ния при хра­ме. Ора­ку­лы, как в Дель­фах, изре­ка­ет глав­ная жри­ца, и [вооб­ще] все про­ис­хо­дит, как и в дру­гих про­ри­ца­ли­щах».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 21- 23. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«[Бог отождествляемый с Дионисом] Отцом третье­го [фригийского Сабазия], был Кабир, и он, гово­рят, был царем Азии, это в его честь учреж­де­ны празд­не­ства Саба­зии. Чет­вер­тый [фрако-орфический бог Сабазий] — сын Юпи­те­ра [фракийского бога неба] и Луны [Бендида]; в его честь, как счи­та­ют, устра­и­ва­ют­ся орфи­че­ские празд­не­ства».

 

Оцените статью
Античная мифология