В античной мифологии Сабазий — фригийско-фракийский бог-целитель, бог плодородия и земледелия, отождествлявшийся в Греции с Загреем, а в Риме — с Юпитером.
В орфической традиции Сабазий представляется верховным фракийским божеством, оказавшим Зевсу помощь при родах Дионисия. Частично он сливается с культом Аттиса и Митры. У античных авторов, в частности, у Страбона, Сабазий отождествлялся с Загреем или ещё более древним божеством, рождённым Великой матерью Кибелой.
В любом случае он относится к типу умирающих и воскресающих богов и культу земледелия. Согласно одному из мифов, Сабазий первым запряг в плуг волов – поэтому его голову венчают бычьи рога. Они же символизируют зарождающийся месяц, с которым в культуре Древнего Востока связаны как сельскохозяйственные, так и магические циклы. У фракийского Сабазия и Диониса много общих символов. Их нередко изображали с корзиной, полной плодов и «фаллическим» посохом – тирсом с массивной сосновой шишкой, означающей плодородие.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Σαβάζιος | — | — | — | — |
Цитаты классической древнегреческой литературы
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV, 4, 1. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Некоторые сообщают миф, что был и другой, значительно более древний Дионис. Этот Дионис, которого некоторые называют Сабазием, был сыном Зевса и Персефоны22. По причине почтительного благоговения, последовавшего за этим соитием, рождение его отмечают в тайне, в тайне приносят ему и жертвы, и все почести воздают ночью. (2) Он якобы отличался изобретательностью, первым запряг в ярмо быков и с их помощью произвел посев. Поэтому его представляют рогатым».
Страбон. География. Книга X, 3, 15. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Для звуков флейты, шума трещоток, звона кимвалов, грома тимпанов, криков одобрения и ликования и топота ног они изобрели особые имена, а также применяли и некоторые другие имена, которыми они называли служителей богов, участников хоров и исполнителей священных обрядов: кабиры, корибанты, паны, сатиры и титиры; бога они называли Вакхом, Рею — Кибелой или Кибебой и Диндименой по местам их почитания. Сабазий также принадлежит к числу фригийских божеств, и некоторым образом он дитя Матери [богов], так как он тоже передал таинства Диониса»
Феофраст (Теофраст). Характеры. Воспроизведено по изданию: Феофраст. Характеры / Перев., статья и
примеч. Стратановского Г.А. — Л.: Наука, 1974. (древнегреческий философ 2 в. до н. э.)«Сабазий — фригийско-фракийское божество (отождествленное впоследствии с
Дионисом-Загреем или даже с Зевсом). Культ Сабазия проник в Аттику в V в. до
н.э. Частные общества поклонников Сабазия в IV в. были уже широко
распространены в Афинах, как показывает знаменитая речь Демосфена «О
венце». В культе Сабазия большую роль играли «очищения» и змея, в образе
которой почитали самого бога. Парей — красновато-коричневого цвета
неядовитая змея, посвященная Асклепию (см.: М. P. Nilsson. Griech. Relig.,
II. Munchen, 1955, стр. 634)».
Орфический гимн XLVIII. САБАЗИЮ (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Отче Сабазий, внемли, сын Крона, о демон преславный!
Ты Диониса, шумливого Вакха, ты Эйрафиота[543]
Вынул на свет из бедра, дабы он, посвященный, явился
С Гиптой прекрасноланитной на Тмол, священный и славный[544],
5
Ныне, Фригийский владыка, всецарственный, ты, о блаженный,
К мистам гряди благосклонно, гряди как оплот и подмога!»
Страбон. География. Книга 10. 3. 18. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Афиняне проявляли постоянную склонность к иноземным заимствованиям как вообще, так и в отношении культа чужеземных богов. Действительно, они восприняли так много чужеземных обрядов, что за это их даже осмеивали в комедии. Это относится к фракийским и фригийским обрядам. Например, о Бендидиях упоминает Платон27, а о фригийских обрядах — Демосфен28, упрекающий мать Эсхина и его самого за то, что с.449 тот присутствовал вместе с матерью на тайных священнодействиях, участвовал в дионисической процессии, многократно восклицая: euoî saboî и hýēs áttes, áttēs hýēs29. Ибо эти слова употребляются при служении Сабазию и Великой Матери [Реи]».
Геродот. История. Книга 5. 7. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса [Сабазия] и Артемиду [Бендиду]. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса [Залмоксиса] и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса».
Геродот. История. Книга 7. 111. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Что до сатров, то они, насколько нам известно, никогда не были никем покорены. Только они одни из фракийцев сохранили свободу до наших времен. Они живут высоко в горах, покрытых разнообразным лесом и снегом, и отличаются воинственностью. В их владении знаменитое прорицалище Диониса [Сабазия]. Прорицалище же это находится высоко в горах, и бессы (один из родов сатров) толкуют прорицания при храме. Оракулы, как в Дельфах, изрекает главная жрица, и [вообще] все происходит, как и в других прорицалищах».
Цицерон. О природе богов. Книга 3. 21- 23. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«[Бог отождествляемый с Дионисом] Отцом третьего [фригийского Сабазия], был Кабир, и он, говорят, был царем Азии, это в его честь учреждены празднества Сабазии. Четвертый [фрако-орфический бог Сабазий] — сын Юпитера [фракийского бога неба] и Луны [Бендида]; в его честь, как считают, устраиваются орфические празднества».