Бог Сильван

СИЛЬВАН (Silvanus, от silva, «лес») в римской мифологии первоначально бог лесов и дикой природы; отождествлялся с Паном. С. не имел официального культа и был мало известен в период Римской республики. В период империи самый популярный бог плебеев и рабов. Он стал покровителем и даже инициатором культурного земледелия (Serv. Verg. Georg. I 20), хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, где ему посвящалась роща (Horat. Ep. II 21), защитником земельных владений от покушений захватчиков, божеством растительности, животных, гор, скал, металлов и вместе с тем могучим верховным богом — «спасителем, борцом, непобедимым, небесным, пантеем», а также человеком (по одной версии, сыном раба и козы, по другой — сыном тускуланки Валерии от кровосмесительной связи с отцом), подобно Гераклу заслужившим апофеоз за труд на благо людей. Чрезвычайно многочисленны были культовые коллегии С., имевшие своих жрецов, справлявшие в его честь весенние праздники растительности, воздвигавшие ему святилища, не только за свой счет, но и своим трудом, приносившие ему в дар лесные и садовые участки, фонтаны, сосуды, колонны, статуи бога, изображавшегося в крестьянской одежде, с серпом, плодами, деревом, собакой, козой, змеей — хранительницей дома. В надписях часто упоминаются посланные С. сны, видения. Его благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни за честную трудовую жизнь, символизировавшуюся уровнем и угломером, также иногда фигурировавшими в дарах С. Противостоя богам официального пантеона, он как бы воплощал протест народа и рабов против морали и культуры высших классов. Последние же причисляли С. к «черни земных богов», трактовали его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю, «отброс всех элементов» (Serv. Verg. Аеп. VIII 601). Культ С. был широко распространен в западных провинциях, где с ним отождествлялись боги сходного характера. В митраизме С. считался душой убитого Митрой быка, поднявшейся на небо и ставшей богом стад. Лит.: Штаерман Е. М., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961.

ДревнегреческийЛатиницаТранслитерацияАнглийскийПеревод
Silvanussilˈva.nusSilvanus

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СИЛЬВАНА С ПАНОМ

Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. Книга III. (Источник: Марк Анней Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. Москва, Научно-изд. центр. «Ладомир» — «Наука», 1993.) Древнеримский поэт. 39 год н.э.

«И под спле­те­ньем вет­вей цари­ли густые потем­ки.
Солн­це согреть не мог­ло холод­но­го мра­ка дуб­ра­вы.
Не насе­ля­ли тот лес ни силь­ва­ны, ни сель­ские паны,
Не было нимф — вла­сти­тель­ниц рощ, но сто­я­ли свя­ты­ни
Вар­вар­ских гроз­ных богов с алта­ря­ми кро­ва­вых слу­же­ний;
Был этот сумрач­ный лес окроп­лен чело­ве­че­ской кро­вью».

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СИЛЬВАНА С ЭГИПАНОМ

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; ) (анонимные авторы 2 в. н. э.):

 

«Смирна, дочь Кинура, из за гнева Афродиты воспылала страстью к своему родителю и открыла кормилице свои любовные муки. Та же хитростью заманила своего господина, сказав, что одна девушка, живущая по соседству, пылает к нему страстью, но стыдится прийти к нему открыто. Таким образом отец вступил в связь с дочерью. Спустя некоторое время, желая все же узнать, кто его возлюбленная, он попросил огня. Узнав дочь, он с мечом бросился преследовать распутницу. Она же заботой Афродиты превратилась в одноименное дерево. Так рассказывает Феодор в «Метаморфозах».
Валерия Тускуланария, из за гнева Венеры воспылав любовью к своему отцу Валерию, сообщила об этом кормилице. Та же обманом склонила господина, сказав, что одна соседская девушка просит свидания, по стыдится предстать перед его глазами. Отец, напившись вина, потребовал светильник. Кормилица поспешно разбудила Валерию. Та удалилась в деревню, будучи беременной. Однажды она упала с обрыва, но плод остался жив. В положенное время она родила Эгипана (у римлян его называют Сильваном). Валерий, придя в отчаянье, бросился с того же обрыва. Так передает Аристид Милетский в третьей книге «Италиискои истории»».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СИЛЬВАНА С СУЦЕЛЛОМ

Суцелл (лат. Sucellus, «хорошо ударяющий»?) в кельтской мифологии бог. Письменные памятники о нем отсутствуют (не считая единичных посвящений). Изображения С. (скульптура, барельефы) или отдельных его атрибутов (весьма романизированные), найденные на территории современной Швейцарии, показывают его стоящим с чашей в одной руке и молотом на длинной рукояти в другой. Известны парные изображения сидящего бога с богиней Нантосвельтой (галльск. nant, «река») — объединение божеств с богинями — воплощениями рек — устойчивая черта кельтской мифологии (ср. МАПОНОС). Иногда С. отождествляется с римским Силъваном. Весьма вероятна ассоциация С. с ирландским Дагда, атрибутами которого были магический котел и палица. с. ш.

 

L’Année épigraphique AE 1926, 00040

 

«In honor(em) /
d(omus) d(ivinae) deo Su/
cello [Суцелл] Silv(ano) [Сильван] /
Spart(us) l(ocus) d(atus) d(ecreto) d(ecurionum)»

Оцените статью
Античная мифология