В кельтской мифологии Таранис (прото-кельтский: *Toranos, ранее *Tonaros; латынь: Taranus, ранее Tanarus) — бог грома, которому поклонялись прежде всего в Галлии, Испании, Британии и Ирландии, а также в Рейнской области и Придунайские регионы. Таранис вместе с Эсусом и Тевтатом как часть священной триады был упомянут римским поэтом Луканом в его эпической поэме Фарсалия как кельтское божество, которому приносились человеческие жертвоприношения. Таранис, как и циклоп Бронт («гром») в греческой мифологии, ассоциировался с колесом.
Котел Гундеструп, созданный между 200 г. до н.э. и 300 г. н.э., как полагают, имеет изображение Тараниса на внутренней стене котла на плитке C.
Многие изображения бородатого бога с молнией в одной руке и колесом в другой были обнаружены в Галлии, где это божество, по-видимому, было синкретизировано с Юпитером.
Общекельтский | Транслитерация | Протогерманский | Латиница | Перевод |
*Toranos | — | — | Taranus | — |
*Tonaros | — | — | Tanarus | — |
— | — | *þunraz | — | — |
СЛОВАРЬ
ТАРАНИС (лат. Taranis, «громовержец», от tarann, «гром») в кельтской мифологии бог. Упоминается у римского поэта 1 в. Лукана и в т. н. Бернских схолиях к нему (10 в.), где отождествлялся с римским Дитом (Дисом). Из них же известно, что жертвы Т. сжигались. Галльские памятники римской эпохи представляют Т. бородатым гигантом, держащим колесо (или несколько спиралей). Особняком стоят памятники в форме колонн, которые венчает скульптура Т., попирающего гиганта со змеевидными нижними конечностями (Рейнская область и Бретань). Спорным является вопрос, составлял ли Т. — бог грома и небесного огня (иногда отождествлялся с римским Юпитером) вместе с Тевтатом и Езусом органическую божественную триаду в доримское время. с. ш.1
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗЕВСА С ТАРАНИСОМ
Гай Юлий Цезарь. Гальская Война. Книга VI. (Источник: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», Москва, 1993.) Древнеримский государственный и политический деятель, 100 г. до н.э.
«Из богов они больше всего почитают Меркурия [Гермеса] [Тевтат]. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают Аполлона [Белен], Марса [Ареса] [Эзус], Юпитера [Зевса] [Таранис] и Минерву. Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной. Перед решительным сражением они обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву все захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место. Во многих общинах можно видеть целые кучи подобных предметов в освященных местах, и очень редко случается, чтобы кто-либо из неуважения к этому религиозному обычаю осмелился скрыть у себя что-нибудь из добычи или унести из кучи: за это определена очень мучительная казнь.
Галлы все считают себя потомками [отца] Дита [Аида][Кернунн] и говорят, что таково учение друидов».
Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. 441 (Источник: Марк Анней Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. Москва, Научно-изд. центр. «Ладомир» — «Наука», 1993.) Римский поэт. 39 г. н.э.
«Также и те, что привыкли поить человеческой кровью
Еза [Марса, Ареса] ужасный алтарь, или дикого в злобе Тевтата [Меркурий, Гермес],
Иль Тараниса [Юпитер, Зевс], чей лик не добрей, чем у скифской Дианы».