Тевтат — Кельтский бог, которому поклонялись в древней Галлии и Британии. На основании этимологии его имени его часто интерпретируют как защитника племени.
Древнегреческий | Транслитерация | Романизированный | Латиница | Перевод |
— | towˈtaːtis | — | Toutatis | — |
— | — | — | Teutates | — |
СЛОВАРЬ
ТЕВТАТ (Teutates) в кельтской мифологии бог. Этимология его имени (от галльск. teuto, touto, ирл. tuath, «племя») позволяет считать Т. богом племенного коллектива, покровителем военной и мирной деятельности. Предположение об общегалльской распространенности Т. спорно. Римский поэт 1 в. Лукан упоминает Т. наряду с Таранисом и Езусом; приносившиеся Т. жертвы топились в воде (согласно т. н. бернским схолиям к Лукану, 10 в.). В галло-римское время Т. ассоциировался с Марсом. с. ш.
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ГЕРМЕСА С ТЕВТАТОМ
Гай Юлий Цезарь. Гальская Война. Книга VI. (Источник: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», Москва, 1993.) Древнеримский государственный и политический деятель, 100 г. до н.э.
«Из богов они больше всего почитают Меркурия [Гермеса] [Тевтат]. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают Аполлона [Белен], Марса [Ареса] [Эзус], Юпитера [Зевса] [Таранис] и Минерву. Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной. Перед решительным сражением они обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву все захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место. Во многих общинах можно видеть целые кучи подобных предметов в освященных местах, и очень редко случается, чтобы кто-либо из неуважения к этому религиозному обычаю осмелился скрыть у себя что-нибудь из добычи или унести из кучи: за это определена очень мучительная казнь.
Галлы все считают себя потомками [отца] Дита [Аида][Кернунн] и говорят, что таково учение друидов».
Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. 441 (Источник: Марк Анней Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. Москва, Научно-изд. центр. «Ладомир» — «Наука», 1993.) Римский поэт. 39 г. н.э.
«Также и те, что привыкли поить человеческой кровью
Еза [Марса, Ареса] ужасный алтарь, или дикого в злобе Тевтата [Меркурий, Гермес],
Иль Тараниса [Юпитер, Зевс], чей лик не добрей, чем у скифской Дианы».