Бог Яхве

Яхве Йахве, Ягве (евр. YHWH), в иудаизме непроизносимое имя бога. Согласно ветхозаветному преданию, было открыто богом Моисею в богоявлении при горе Хорив. Когда Моисей, которому бог явился в неопалимой купине, спрашивает его, «как ему имя», бог отвечает речением: «Я есмь сущий» (Исх. 3, 14). Далее бог говорит Моисею: «Являлся к Аврааму, Исааку и Иакову [как, то есть под именем]: «Бог всемогущий» (Эль-Шаддай, ‘çl ðaddây), а под именем моим «Господь» [Яхве, YHWH] не открылся им» (6,3) — раскрытие этого имени рассматривается, таким образом, как знак особого откровения, данного Моисею. В богоявлении на горе Синай бог, как он обещал Моисею (Исх. 33, 19), «сошел… в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Яхве» (34, 5).В соответствии с запретом в практике иудаизма (фиксированным десятью заповедями) на произнесение имени бога «всуе» (Исх. 20, 7; Втор. 5, 11), имя Я., пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами — YHWH (т. н. тетраграмматон), долгое время, по преданию, произносилось вслух неслышно для окружающих раз в году (в День очищения) первосвященником, причем тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода. С 3 в. до н. э. произнесение этого имени было полностью табуировано, там же, где оно встречается в текстах, вместо него произносится Адонай (в русском переводе, исходящем из греческого перевода Библии, т. н. Септуагинты, передается как «Господь»). Это привело к тому, что при огласовке библейского текста, произведенной в 7 в. н. э. масоретами, священной тетраграмме YHWH, встречающейся в Библии около 7 тысяч раз, были приданы гласные звуки слова «Адонай». Отсюда в эпоху позднего средневековья в среде христианских богословов возникло чтение «Иегова».Традиционное истолкование и принятое в новое время (подтверждаемое древними внебиблейскими — греческими, ассиро-вавилонскими и другими источниками) чтение тетраграммы как Я. исходит в первую очередь из ее пояснения в приведенных словах бога — «Я есмь сущий», связывающих ее с глаголом hyh (hwh) со значением «быть» и «жить». Буквальное значение имени может быть понято, в зависимости от значения грамматического, либо как «Он есть» (в смысле действенного присутствия) или «Он есть (бог) живой», либо как «Он дает жизнь» (возможно также соответствующее номинальное истолкование — как «бытие», «присутствие» или же «создатель», «творец»). Предложены были и иные толкования, связывающие имя Я. со значением дуновения, дыхания, опять-таки творящего, или объясняющие его как «роняющий молнии и дождь», т. е. громовержец, бог плодородия, наконец, — как «бог говорящий».Истоки имени Я. прослеживаются, однако, в гораздо более раннюю эпоху. На древнейшее употребление имени Я. может указывать стих Библии, относящий его ко времени «допотопных» патриархов; «Тогда начали призывать имя Яхве» (Быт. 4, 26). Культ бога под именем Я. существовал в древности у различных западно-семитских племен (см. ЙЕВО).По мнению различных исследователей, бог по имени Я. первоначально почитался в качестве бога только одним из древнееврейских племен — коленом Иуды и лишь позднее стал главным божеством, богом — покровителем древнеизраильского союза племен. М. Б. Мейлах.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийРусский
/ˈjɑːˌ(h)weɪ/Yahweh

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЯХВЕ С УРАНОМ

Ювенал. Сатиры. Книга V. Сатира четырнадцатая [Перевод Ф.А. Петровского]. Древнеримский поэт. 130 г.

 

«Выпал по жребью иным отец — почитатель субботы:
Лишь к облакам их молитвы идут и к небесному своду;
Так же запретна свинина для них, как и мясо людское,
Ради завета отцов; они крайнюю плоть обрезают
С детства, они презирать приучились обычаи римлян,
Учат, и чтут, и хранят лишь свое иудейское право, —
Что бы им там ни дано в Моисеевом тайном писанье, —
Право указывать путь лишь поклоннику той же святыни
Иль отводить к роднику лишь обрезанных, но не неверных».

 

Луций Анней Флор. Эgbnjvs. Книга I (Источник: Текст приведен по изданию: Луций Анней Флор — историк древнего Рима / Немировский А. И., Дашкова М. Ф. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. Перевод М. Ф. Дашковой (кн. I: 1—37, 39—40, 42—46) и А. И. Немировского (кн. I: введ. и гл. 38, 41 и 47; кн. II). Комментарии А. И. Немировского.). Древнеримский историк. 70 г.

 

«Ара­бы были гото­вы ко все­му, что бы он ни при­ка­зал. Иудеи попы­та­лись защи­щать Иеру­са­лим. Но он всту­пил и туда и увидел зия­ю­щий тай­ник нече­сти­во­го наро­да, золотую лозу под покро­вом. Сде­лав­шись арбит­ром меж­ду дву­мя бра­тья­ми, спо­ря­щи­ми из-за цар­ской вла­сти, он при­ка­зал цар­ст­во­вать Гир­ка­ну. Ари­сто­бу­ла же, пытав­ше­го­ся вос­ста­но­вить свою власть, бро­сил в тюрь­му».

Оцените статью
Античная мифология