Залмоксис — был легендарным социальным и религиозным реформатором, которого фракийские даки (также известный в греческих записях как Геты) считали единственным истинным богом. Согласно Геродоту (IV. 95 sq.), геты, верившие в бессмертие души, смотрели на смерть лишь как на переход к Залмоксису.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Ζάλμοξις | /zdál.mok.sis/ | — | — | Залмоксис |
Ζάμολξις | — | — | Замолксис | |
Σάλμοξις | — | — | Салмоксис | |
Σάμολξις | — | — | Самолксис |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗАМОЛКСИСА С АТЛАНТОМ
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (Источник: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. встуи. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова.— 2-е изд.— М.: Мысль, 1986.— 571 е., 1 л. карт.— (Филос. наследие). ) (Греческий историк. 180 г.)
«Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их
маги, у вавилонян и ассириян — халдеи, у индийцев — гимнософисты, у кельтов и галлов — так называемые
друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге «О магии» и Сотион в XXIII книге «Преемств» ) ;
финикийцем был Ох, фракийцем — Замолксис, ливийцем — Атлант».
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗАМОЛКСИСА С КРОНОСОМ
Мнасей Патрский (Составитель: Маслов Б.) (Греческий историк. III век до н. э.)
«Но Мнасей говорит, что Кроносу поклонялись геты и называли Замолксис».
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗАМЛОКСИСА С ГЕБЕЛЕЙЗИСОМ
Геродот. История. 4. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Что касается веры гетов в бессмертие, то она состоит вот в чем. По их мнению, они не умирают, но покойник отходит к богу Салмоксису (иные зовут его также Гебелейзисом). Каждые пять лет геты посылают к Салмоксису вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу все, в чем они нуждаются в данное время. Посылают же вестника они так. Выстроившись в ряд, одни держат наготове три метательных копья, другие же хватают вестника к Салмоксису за руки и за ноги и затем подбрасывают в воздух, так что он падает на копья. Если он умирает, пронзенный копьями, то это считается знаком божьей милости, если же нет, то обвиняют самого вестника. Его объявляют злодеем, а к богу отправляют затем другого человека. Тем не менее поручения ему дают еще при жизни. Эти же самые фракийские племена во время грозы, когда сверкает молния, пускают стрелы в небо и угрожают богу, так как вовсе не признают иного бога, кроме своего».