Бог Залмоксис

Залмоксис — был легендарным социальным и религиозным реформатором, которого фракийские даки (также известный в греческих записях как Геты) считали единственным истинным богом. Согласно Геродоту (IV. 95 sq.), геты, верившие в бессмертие души, смотрели на смерть лишь как на переход к Залмоксису.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Ζάλμοξις/zdál.mok.sis/Залмоксис
ΖάμολξιςЗамолксис
ΣάλμοξιςСалмоксис
ΣάμολξιςСамолксис

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗАМОЛКСИСА С АТЛАНТОМ

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (Источник: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. встуи. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова.— 2-е изд.— М.: Мысль, 1986.— 571 е., 1 л. карт.— (Филос. наследие). ) (Греческий историк. 180 г.)

 

«Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их
маги, у вавилонян и ассириян — халдеи, у индийцев — гимнософисты, у кельтов и галлов — так называемые
друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге «О магии» и Сотион в XXIII книге «Преемств» ) ;
финикийцем был Ох, фракийцем — Замолксис, ливийцем — Атлант».

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗАМОЛКСИСА С КРОНОСОМ

Мнасей Патрский (Составитель: Маслов Б.) (Греческий историк. III век до н. э.)

 

«Но Мнасей говорит, что Кроносу поклонялись геты и называли Замолксис».

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЗАМЛОКСИСА С ГЕБЕЛЕЙЗИСОМ

Геродот. История. 4. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Что каса­ет­ся веры гетов в бес­смер­тие, то она состо­ит вот в чем. По их мне­нию, они не уми­ра­ют, но покой­ник отхо­дит к богу Сал­мок­си­су (иные зовут его так­же Геб­е­лей­зи­сом). Каж­дые пять лет геты посы­ла­ют к Сал­мок­си­су вест­ни­ка, выбран­но­го по жре­бию, с пору­че­ни­ем пере­дать богу все, в чем они нуж­да­ют­ся в дан­ное вре­мя. Посы­ла­ют же вест­ни­ка они так. Выстро­ив­шись в ряд, одни дер­жат нагото­ве три мета­тель­ных копья, дру­гие же хва­та­ют вест­ни­ка к Сал­мок­си­су за руки и за ноги и затем под­бра­сы­ва­ют в воздух, так что он пада­ет на копья. Если он уми­ра­ет, прон­зен­ный копья­ми, то это счи­та­ет­ся зна­ком божьей мило­сти, если же нет, то обви­ня­ют само­го вест­ни­ка. Его объ­яв­ля­ют зло­де­ем, а к богу отправ­ля­ют затем дру­го­го чело­ве­ка. Тем не менее пору­че­ния ему дают еще при жиз­ни. Эти же самые фра­кий­ские пле­ме­на во вре­мя гро­зы, когда свер­ка­ет мол­ния, пус­ка­ют стре­лы в небо и угро­жа­ют богу, так как вовсе не при­зна­ют ино­го бога, кро­ме сво­его».

Оцените статью
Античная мифология