В древнегреческой мифологии существовала целая группа богов медицины. Многие их них относились к семейству бога Асклепия – великого врачевателя, покровителя медицины, сына Аполлона, который после смерти тоже взошёл на Олимп.
Асклепий раскрыл секрет бессмертия, который фактически приблизил людей к богам, за что Зевс и покарал его, но затем оживил и сделал богом. В Риме Асклепия звали Эскулап. Он передал знания своим детям, которые тоже отвечали за выздоровление и разные области медицины. Одна из них – богиня медицины Акесо, которая отвечала за процесс исцеления.
Функции Акесо
Богиня Акесо почиталась как одна из божеств медицины, причём её сферой было исцеление как процесс. Она не относилась к результату излечения, к выздоровлению. За это отвечали сёстры Акесо, другие дочери бога Асклепия, а именно богиня Панакея и богиня Иасо.
В результате все три богини (Акесо, Панакея и Иасо) представляли собой персонификацию различных этапов, которые проходил больной.
Поэтому, вероятно, они и показывались на изображениях часто вместе, т.к. без лечения не существует выздоровления.
То, богиня чего Акесо, сформировалось под влиянием мировоззрения греков. В отличие от современных людей, для которых весь процесс выздоровления идёт выглядит чем-то единым целым, для греков каждая из его частей имела своё, отдельное значение.
В результате образовался сонм богов, каждый со своей функцией. Но всё же не все из них пользовались большим почётом, у некоторых не было храмов. От культа многих остались только упоминания, рельефы с групповыми изображениями. То же самое произошло и с Акесо. Всё же её функции оставались слишком размытыми, в результате культ богини не пользовался большой популярностью.
В некоторых источниках указывается, что наибольшим почётом Акесо пользовалась в Эпидавре. Этот город был центром культа Эскулапа, там же находился самый большой его храм. В Эпидавре можно найти места почитания и других богов медицины, например, матери Акесо Эпионы, почитание которой тоже было мало распространено.
Место Акесо в семье Асклепия
Богиня Акесо практически не упоминается вне семьи Асклепия. Древние греки воспринимали её скорее как часть божественного семейства, как и других детей Эскулапа. Поэтому обычно все сёстры, дочери Асклепия, показаны на изображениях группами. Одна богиня похожа на другую, и идентифицировать их подчас сложно.
Акесо в семье Асклепия обычно стоит рядом с Гигиеей (покровительницей гигиены, профилактики, чистых источников), Панацеей (всеисцеляющей) и Иасо (которая олицетворяла исцеление как конечный результат лечения). Нередко вся группа сопровождает своего отца Асклепия, т.к. дочери фактически были его помощницами.
Матерью богини была Эпиона, жена Эскулапа, облегчающая боли. Её почитали как ту, что дарит здоровье путём нежной заботы, сострадания. Но так как для греков было важно само здоровье, а не избавление от боли и страданий, культ Эпионы не получил широкого распространения.
Другими дочерьми Эпионы была Гигиея, Иасо, Эгла, Панакея, а сыновьями – Подалирий (родоначальник терапии) и Махаон (дал начало хирургии).
Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Иасо, Акесо и Ианискос. Фрагмент вотивного (жертвенного) рельефа из пентелийского мрамора. Национальный археологический музей в Афинах, Греция.
Акесо в искусстве Греции
Акесо появляется на различных барельефах, где показывается, как Асклепий исцеляет больных. Например, на плите, найденной в Анатолии (Турция) и датируемой ок. 300 г. до н.э., за Асклепием стоят его сыновья, между ними менее ясно видна Эпиона, а за мужчинами изображены уже дочери. Акесо здесь сложно узнать, но она, по-видимому, одна из трёх девушек сзади.
Асклепий и его семья на анатолийской плите. Ок. 300 г. до н.э.
Есть ещё один рельеф, оригинал которого хранится в музее Папы Клемента (Ватикан). В 1811 г. его перерисовал и создал гравюру Обин-Луи Миллин де Гранмезон, антиквар и натуралист. Сцена показывает Асклепия и Гермеса, бога торговли и хитрости. Сзади стоят три девушки, которых некоторые исследователи определяют как граций, а некоторые – как дочерей Асклепия (в т.ч. Акесо).
Асклепий с Гермесом. Гравюра. 1811 г. до н.э. Обин-Луи Миллин де Гранмезон. Оригинал хранится в Ватиканском музее Папы Клемента.
Акесо в произведениях из классической древнегреческой литературы
Упоминание от Акесо есть в энциклопедии «Суда» (Suda On Line), византийский греческий лексикон (датируется X в. н.э.):
Эпиона – это жена бога Асклепия, а также мать есть детей, дочерей. Среди них называются Гигея, Эгле (Эгла), Ясо (Иасо), Панакея (Панацея) и сама Акесо, как одна из асклепиад.