Богиня Анаит

Анахит Анаит, в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Культ А. возник в Армении, вероятно, под влиянием распространенного у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально А. и Астхик были именами одного божества. Постепенно А. и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем А. стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахи-ты.)’, изменяется и характер культа А.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Ее именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ А. был широко распространен в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя А. из золота).Лит.: Мелик-Пашаян К.. Культ богини Анаит. Ер.. 1963 (на арм. яз.). С. Б. А.

ДревнегреческийТранслитерацияАрмянскийАнглийскийПерсидский
ἈναῗτινԱնահիտAnahitآناهید

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АНАИТ С АФРОДИТОЙ

Геродот. История. Книга 1. Клио. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Что до обы­ча­ев пер­сов, то я могу сооб­щить о них вот что. Воз­дви­гать ста­туи, хра­мы и алта­ри [богам] у пер­сов не при­ня­то. Тех же, кто это дела­ет, они счи­та­ют глуп­ца­ми, пото­му, мне дума­ет­ся, что вовсе не счи­та­ют богов чело­ве­ко­по­доб­ны­ми суще­ства­ми, как это дела­ют элли­ны. Так, Зев­су они обыч­но при­но­сят жерт­вы на вер­ши­нах гор и весь небес­ный свод назы­ва­ют Зев­сом96. Совер­ша­ют они жерт­во­при­но­ше­ния так­же солн­цу, луне, огню, воде и вет­рам97. Пер­во­на­чаль­но они при­но­си­ли жерт­вы толь­ко этим одним боже­ствам, затем от асси­рий­цев и ара­бов пер­сы научи­лись почи­тать Ура­нию (асси­рий­цы назы­ва­ют Афро­ди­ту Милит­той, ара­бы — Али­лат, а пер­сы — Мит­ра [Анаит])».
[Геро­дот сме­ши­ва­ет здесь бога солн­ца Мит­ру с боги­ней воды Ана­и­той. В погра­нич­ной вави­лон­ско-иран­ской обла­сти рано про­изо­шло сме­ше­ние Ана­и­ты с боги­ней Иштар, что, по-види­мо­му, ука­зы­ва­ет на то, что осве­до­ми­тель Геро­до­та про­ис­хо­дил оттуда.]

 

Беросс. Вавилонская история. F12 (Источник: Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.) Греческий историк. ок. 350/340 — 280/270 до н. э.

 

«Климент Александрийский Protrepticus (Увещевание) 5.65.2-3: Персы, мидийцы и маги не делали статуй своих богов из дерева или камня, но почитали огонь и воду, как и философы. … (3) Беросс, однако, говорит в третьей книге своей «Халдейской истории», что позже, по прошествии многих лет, персы стали делать статуи, изображающие человеческие фигуры. Это началось при Артаксерсе Охе, сыне Дарея (Дария),50, который первым установил статую Афродиты Анаитиды [Анаит] и поклонялся ей в Вавилоне, Сузах, Экбатанах, в Персии, Бактрии, в Дамаске и Сардах».

 

Беросс. Вавилонская история. F13 (Источник: Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.) Греческий историк. ок. 350/340 — 280/270 до н. э.

«Агафий Historiae (История) 2.24: Однако в какое бы время ни процветал этот наставник и основатель священных обрядов магов, во всяком случае он (Зороастр-Зорад) изменил старые священные обычаи и создал разные порочные верования. В древности же они (персы) почитали Юпитера и Сатурна и всех прочих богов эллинов, с тем различием, что не сохранили того же названия, но Зевса называли Белом, Геракла Сандом, Афродиту Анаитидой и разных богов называли разными именами, как удостоверяют вавилонский Берос, Атенокл, Симак, описавшие древнейшую историю ассирийцев и мидян».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АНАИТ С АРТЕМИДОЙ

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Артаксеркс / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):

«Скре­пя серд­це Арта­к­серкс под­чи­нил­ся обы­чаю и отдал налож­ни­цу, но вско­ро­сти сно­ва ото­брал — чтобы назна­чить жри­цею чти­мой в Экба­та­нах Арте­ми­ды, кото­рую назы­ва­ют Ана­и­ти­дой [Анаит], и чтобы оста­ток сво­их дней она про­ве­ла в чисто­те и непо­роч­но­сти».

 

Оцените статью
Античная мифология