Анахит Анаит, в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Культ А. возник в Армении, вероятно, под влиянием распространенного у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально А. и Астхик были именами одного божества. Постепенно А. и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем А. стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахи-ты.)’, изменяется и характер культа А.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Ее именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ А. был широко распространен в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя А. из золота).Лит.: Мелик-Пашаян К.. Культ богини Анаит. Ер.. 1963 (на арм. яз.). С. Б. А.
Древнегреческий | Транслитерация | Армянский | Английский | Персидский |
Ἀναῗτιν | — | Անահիտ | Anahit | آناهید |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АНАИТ С АФРОДИТОЙ
Геродот. История. Книга 1. Клио. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Что до обычаев персов, то я могу сообщить о них вот что. Воздвигать статуи, храмы и алтари [богам] у персов не принято. Тех же, кто это делает, они считают глупцами, потому, мне думается, что вовсе не считают богов человекоподобными существами, как это делают эллины. Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом96. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и ветрам97. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра [Анаит])».
[Геродот смешивает здесь бога солнца Митру с богиней воды Анаитой. В пограничной вавилонско-иранской области рано произошло смешение Анаиты с богиней Иштар, что, по-видимому, указывает на то, что осведомитель Геродота происходил оттуда.]
Беросс. Вавилонская история. F12 (Источник: Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.) Греческий историк. ок. 350/340 — 280/270 до н. э.
«Климент Александрийский Protrepticus (Увещевание) 5.65.2-3: Персы, мидийцы и маги не делали статуй своих богов из дерева или камня, но почитали огонь и воду, как и философы. … (3) Беросс, однако, говорит в третьей книге своей «Халдейской истории», что позже, по прошествии многих лет, персы стали делать статуи, изображающие человеческие фигуры. Это началось при Артаксерсе Охе, сыне Дарея (Дария),50, который первым установил статую Афродиты Анаитиды [Анаит] и поклонялся ей в Вавилоне, Сузах, Экбатанах, в Персии, Бактрии, в Дамаске и Сардах».
Беросс. Вавилонская история. F13 (Источник: Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.) Греческий историк. ок. 350/340 — 280/270 до н. э.
«Агафий Historiae (История) 2.24: Однако в какое бы время ни процветал этот наставник и основатель священных обрядов магов, во всяком случае он (Зороастр-Зорад) изменил старые священные обычаи и создал разные порочные верования. В древности же они (персы) почитали Юпитера и Сатурна и всех прочих богов эллинов, с тем различием, что не сохранили того же названия, но Зевса называли Белом, Геракла Сандом, Афродиту Анаитидой и разных богов называли разными именами, как удостоверяют вавилонский Берос, Атенокл, Симак, описавшие древнейшую историю ассирийцев и мидян».
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АНАИТ С АРТЕМИДОЙ
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Артаксеркс / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
«Скрепя сердце Артаксеркс подчинился обычаю и отдал наложницу, но вскорости снова отобрал — чтобы назначить жрицею чтимой в Экбатанах Артемиды, которую называют Анаитидой [Анаит], и чтобы остаток своих дней она провела в чистоте и непорочности».