Богиня Атаргатис

АТАРГАТИС (греч.Άτάργάτις) Деркето (греч.Δερκετώ), Атарате (арам. ‘t r’t’), в западносемитской мифологии богиня плодородия и благополучия, супруга Хаддада (см. БАЛУ); одна из наиболее почитаемых в эллинистическо-римское время богинь арамейского пантеона. Отождествлялась с Афродитой. В образе А. слились черты А мог и Астарты; ее культ начал складываться, по-видимому, в первой половине 1-го тыс. до н. э. и имел оргиастический характер. В Пальмире А. считалась богиней — покровительницей города и отождествлялась с Тихе. Сохранились пальмирские изображения А., восседающей на троне со львами. А. посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине», откуда происходит ее греко-римское именование «Сирийская богиня». и. ш.

ДревнегреческийАрамейскийСирийскийТранслитерацияРоманизация греческого языкаАнглийскийПеревод
Άτάργάτιςˈ—Atárgatisˈ—
Δερκετώˈ—ˈ—Derketoˈ—
𐡀𐡕𐡓𐡀𐡕𐡄ʿtrʿth
ܬܪܥܬܐTarʿata

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АТАРГАТИС С ДЕРКЕТО

Лукиан из Самосаты. О Сирийской богине (Источник: Перевод: С.С. Лукьянов. Лукиан. Сочинения, т. 2. СПб., Алетейя, 2001.) Древнегреческий писатель. 125 г.

«О том, сколько лет святилищу и какой богине оно посвящено, мне случалось слышать много преданий — священных, светских и наконец совершенно сказочных. Одни из них напоминают сказания варваров, другие — рассказы эллинов. Я передам содержание всех этих преданий, хотя сам не приемлю ни одного из них… Другие думают, что это святилище основала Семирамида Вавилонская, от которой осталось много сооружений в Азии. Но она построила его не в честь Геры, а в честь своей матери Деркето́ [Атаргатис]. Я видел в Финикии изображение этой Деркето́ [Атаргатис] — странное зрелище: верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста. Но изображение Деркето́, находящееся в Гелиополе, выполнено целиком в виде женщины. Основания для этого предания, не вполне ясны: жители Гелиополя считают рыб священными и никогда к ним не прикасаются; птиц они едят всех и не употребляют в пищу только голубя, так как его они считают священным. По-видимому, это делается ради Деркето́ и Семирамиды, так как Деркето́ имеет форму рыбы, а Семирамида под конец своей жизни превратилась в голубя. Я охотно соглашаюсь, что храм этот сооружен Семирамидою; но мне не верится, чтобы он был посвящен Деркето́: ведь и некоторые египтяне не едят рыбы, однако они делают это вовсе не в угоду Деркето́».

 

Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Над рекой в 4 схе­нах рас­по­ло­же­на Бам­би­ка, кото­рая так­же назы­ва­ет­ся Эдес­сой и Гиера­по­лем19; здесь почи­та­ют сирий­скую боги­ню Атар­га­тис… Изме­не­ния в име­нах и осо­бен­но в име­нах вар­вар­ских у гре­ков очень часты. Так, напри­мер, они назы­ва­ли Дария «Дарие­ком», Пари­са­ти­ду — «Фар­зи­ридой», Афа­ру — «Атар­га­тис», хотя Кте­сий назы­ва­ет ее «Дер­ке­то»

 

Овидий. Метаморфозы. IV (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«То ль о тебе, Дер­ке­тия [Атаргатис], дочь Вави­ло­на,
Им рас­ска­зать, как тебя, чешу­ей заме­нив тебе кожу,
В вид пре­вра­ти­ли дру­гой пале­стин­ские — буд­то бы — воды».

Оцените статью
Античная мифология