Бастет — в египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное — кошка. Изображали в виде женщины с головой кошки, атрибут — музыкальный инструмент систр. Центр её культа, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) (10-8 вв. до н. э.), — Бубастис. Сын Бастет. — Махес. Отождествляли с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Бастет, сопровождавшихся пением и плясками.
Древнеегипетский | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
bꜣstjt | Bastet |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА
Древнегреческий | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
αἴλουρος | ǎi̯.loː.ros | Ailuros | Aelurus | Кот |
Цитаты классической Древнегреческой литературы
Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )
«На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом [Бастет], а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть, ведь именно они суть перемещение и движение элементов. [На египетских систрах обычно дважды изображалось лицо Хатхор и голова кошачьей богини Бастет.]»
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БАСТЕТ С АРТЕМИДОЙ
Антонин Либерал. Метаморфозы. 28. Метиоха и Мениппа [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений» и Коринна в книге I «Героев»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Тифон, сын Геи, был богом непомерной силы и чудовищной внешности, ибо выросло у него множество голов, рук и крыльев, а с боков выступали страшными извивами змеи; он кричал на разные голоса, и никто не мог противостоять его силе. Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет, остались только Афина и Зевс. Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных. И Аполлон стал коршуном [то есть формой египетского Гора], Гермес — Ибисом [Тот]… Артемида — кошкой [то есть формой египетской Баст]».
Геродот. История. Книга 2. 59 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. [то есть египетской богини Пашт или Бастет]».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 28. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
«Когда Юпитер сражался с Титанами, который назвали паническим. По этой причине и внутренняя часть его фигуры предстает в виде рыбы, потому что он бросал во врагов раковины вместо камней. Египетские же жрецы и некоторые поэты рассказывают, что в то время, когда почти все боги собрались в Египте, туда внезапно явился Тифон, чудовищный гигант и смертельный враг богов. От страха они приняли разные обличья: Меркурий превратился в ибиса [Бог Тот], Аполлон — в птицу, называемую фракийской [Гор], а Диана [Артемида] обратилась в кошку [Баст]. Рассказывают, что это событие послужило основанием того, что египтяне не дозволяют причинять вред этим видам животных, ибо они суть обличья богов. В то же самое время, говорят, Пан бросился в реку и задней части тела придал рыбье обличье, а всему остальному телу — козлиное, и таким образом спасся от Тифона. Юпитер, дивясь его хитроумию, поместил его изображение среди созвездий»
Геродот. История. Книга 2. 137 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«К города Бубастиса [в Египте]. В этом городе стоит знаменитый храм [богини] Бубастис [египетская богиня Бастет]… Бубастис же по-эллински — Артемида».
Геродот. История. Книга 2. 155 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Имя этого города, где находится [великий египетский] оракул, Буто, как я только что сказал. Кроме того, в этом Буто есть еще святилище Аполлона и Артемиды [египетских богов Гора и Бастет]. Храм же Латоны [египетской богини Уто], где именно и находится оракул, и сам очень велик, а его преддверия 10 оргий высотой».
Геродот. История. Книга 2. 156 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«По словам египтян, Аполлон и Артемида [египетские боги Гор и Бастет] — дети Диониса [Осириса] и Исиды. Латона [египетская богиня Уто] же была их кормилицей и спасительницей. У египтян Аполлон называется Ором, Деметра — Исидой, а Артемида — Бубастис [Бастет]. Из этого-то сказания, и не из какого другого, Эсхил, сын Евфориона, заимствовал то, что я сейчас скажу и чего нет ни у кого из прежних поэтов. Именно в одной своей трагедии он изобразил Артемиду дочерью Деметры».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Артемида [египетская богиня Бастет] является дочерью Деметры [египетской Исиды], а не Латоны, то это предание, являющееся египетским, сообщил эллинам Эсхил, сын Эвфориона».