Богиня Бастет

Бастет — в египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное — кошка. Изображали в виде женщины с головой кошки, атрибут — музыкальный инструмент систр. Центр её культа, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) (10-8 вв. до н. э.), — Бубастис. Сын Бастет. — Махес. Отождествляли с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Бастет, сопровождавшихся пением и плясками.

ДревнеегипетскийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
bꜣstjtBastet

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
αἴλουροςǎi̯.loː.rosAilurosAelurusКот

Цитаты классической Древнегреческой литературы

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом [Бастет], а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть, ведь именно они суть перемещение и движение элементов. [На египетских систрах обычно дважды изображалось лицо Хатхор и голова кошачьей богини Бастет.]»

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БАСТЕТ С АРТЕМИДОЙ

Антонин Либерал. Метаморфозы. 28. Метиоха и Мениппа [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений» и Коринна в книге I «Героев»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Тифон, сын Геи, был богом непомерной силы и чудовищной внешности, ибо выросло у него множество голов, рук и крыльев, а с боков выступали страшными извивами змеи; он кричал на разные голоса, и никто не мог противостоять его силе. Тифон возжелал захватить власть Зевса, и его натиску не мог противостоять никто из богов, но в страхе все бежали в Египет, остались только Афина и Зевс. Тифон преследовал богов по пятам, они же из предосторожности во время бегства изменили свою внешность в образы животных. И Аполлон стал коршуном [то есть формой египетского Гора], Гермес — Ибисом [Тот]… Артемида — кошкой [то есть формой египетской Баст]».

Геродот. История. Книга 2. 59 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Все­на­род­ные празд­не­ства егип­тяне справ­ля­ют не один раз в году, а весь­ма часто. Чаще же все­го и с наи­боль­шей охотой егип­тяне соби­ра­ют­ся в горо­де Буба­сти­се на празд­ник в честь Арте­ми­ды и затем в Буси­ри­се в честь Иси­ды. [то есть египетской богини Пашт или Бастет]».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 28. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

 

«Когда Юпитер сражался с Титанами, который назвали паническим. По этой причине и внутренняя часть его фигуры предстает в виде рыбы, потому что он бросал во врагов раковины вместо камней. Египетские же жрецы и некоторые поэты рассказывают, что в то время, когда почти все боги собрались в Египте, туда внезапно явился Тифон, чудовищный гигант и смертельный враг богов. От страха они приняли разные обличья: Меркурий превратился в ибиса [Бог Тот], Аполлон — в птицу, называемую фракийской [Гор], а Диана [Артемида] обратилась в кошку [Баст]. Рассказывают, что это событие послужило основанием того, что египтяне не дозволяют причинять вред этим видам животных, ибо они суть обличья богов. В то же самое время, говорят, Пан бросился в реку и задней части тела придал рыбье обличье, а всему остальному телу — козлиное, и таким образом спасся от Тифона. Юпитер, дивясь его хитроумию, поместил его изображение среди созвездий»

 

 

Геродот. История. Книга 2. 137 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«К горо­да Буба­сти­са [в Египте]. В этом горо­де сто­ит зна­ме­ни­тый храм [боги­ни] Буба­стис [египетская богиня Бастет]… Буба­стис же по-эллин­ски — Арте­ми­да».

 

Геродот. История. Книга 2. 155 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

«Имя это­го горо­да, где нахо­дит­ся [великий египетский] ора­кул, Буто, как я толь­ко что ска­зал. Кро­ме того, в этом Буто есть еще свя­ти­ли­ще Апол­ло­на и Арте­ми­ды [египетских богов Гора и Бастет]. Храм же Лато­ны [египетской богини Уто], где имен­но и нахо­дит­ся ора­кул, и сам очень велик, а его пред­две­рия 10 оргий высотой».

 

Геродот. История. Книга 2. 156 (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«По сло­вам егип­тян, Апол­лон и Арте­ми­да [египетские боги Гор и Бастет] — дети Дио­ни­са [Осириса] и Иси­ды. Лато­на [египетская богиня Уто] же была их кор­ми­ли­цей и спа­си­тель­ни­цей. У егип­тян Апол­лон назы­ва­ет­ся Ором, Демет­ра — Иси­дой, а Арте­ми­да — Буба­стис [Бастет]. Из это­го-то ска­за­ния, и не из како­го дру­го­го, Эсхил, сын Евфо­ри­о­на, заим­ст­во­вал то, что я сей­час ска­жу и чего нет ни у кого из преж­них поэтов. Имен­но в одной сво­ей тра­гедии он изо­бра­зил Арте­ми­ду доче­рью Демет­ры».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 37. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Арте­ми­да [египетская богиня Бастет] явля­ет­ся доче­рью Демет­ры [египетской Исиды], а не Лато­ны, то это пре­да­ние, явля­ю­ще­е­ся еги­пет­ским, сооб­щил элли­нам Эсхил, сын Эвфо­ри­о­на».

Оцените статью
Античная мифология