Богиня Эпона

Эпона Епона (галльск. Еропа, от еро equo «лошадь»), в мифологии кельтов Галлии богиня. Изображения ее (стоящей у лошади или сидящей на ней) распространены у континентальных кельтов. е. ш.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийРусский
Epona

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЭПОНЫ С ДЕМЕТРОЙ

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. 25 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Когда боги­ня [Деметра] блуж­да­ла по зем­ле, отыс­ки­вая свою дочь [Персефону], гово­рят, Посей­дон пре­сле­до­вал ее, желая с ней соче­тать­ся; тогда Демет­ра [Эпона] пре­вра­ти­лась в кобы­лу и пас­лась вме­сте с кобы­ла­ми Онкия; но Посей­дон дога­дал­ся о ее обмане, сам упо­до­бил­ся жереб­цу и в таком виде соче­тал­ся с Демет­рой. Сна­ча­ла Демет­ра гне­ва­лась на то, что слу­чи­лось, но с тече­ни­ем вре­ме­ни пре­кра­ти­ла свой гнев и поже­ла­ла, как гово­рят, омыть­ся в водах Ладо­на. Отсюда и пошли наиме­но­ва­ния, дан­ные богине; вслед­ст­вие ее гне­ва ее назы­ва­ют Эри­ни­ей, пото­му что арка­дяне на сво­ем наре­чии вме­сто «быть гнев­ной» гово­рят «быть Эри­ни­ей», а по тому слу­чаю, что она омы­лась в Ладоне, ее назы­ва­ют Луси­ей (Омыв­шей­ся). Ста­туи, сто­я­щие в хра­ме, сде­ла­ны из дере­ва, но лица и око­неч­но­сти рук и ног сде­ла­ны из парос­ско­го мра­мо­ра. У ста­туи <Демет­ры> Эри­нии в левой руке зна­ме­ни­тая, как ее назы­ва­ют, циста (свя­щен­ный ларец), а в пра­вой — факел: вели­чи­на ста­туи на глаз футов девять; а ста­туя <Демет­ры> Лусии при­бли­зи­тель­но футов в шесть. Те, кото­рые счи­та­ют, что это ста­туя Феми­ды, а не Демет­ры Лусии, зани­ма­ют­ся празд­ны­ми фан­та­зи­я­ми. По пре­да­нию арка­дян, Демет­ра роди­ла от Посей­до­на дочь, имя кото­рой они не счи­та­ют себя впра­ве делать извест­ным сре­ди непо­свя­щен­ных, и коня Арей­о­на. Поэто­му у них у пер­вых из арка­дян Посей­до­на ста­ли име­но­вать Гип­пи­ем (Кон­ным)».

Оцените статью
Античная мифология