Богиня Хатхор

  1. Хатхор — (др.-егип. дом Гора) — в египетской мифологии богиня неба; в древнейших верованиях представлялась в облике небесной коровы, родившей Солнце. Считалась также богиней любви, веселья и музыки; изображалась в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове. Почиталась в городе Дендера.
  2. Атор, Гатор (Athor, Athyr) — египетская богиня, которую греки уподобляли своей Афродите. Она принадлежала к первой династии египетских богов и была подругою последнего из великих богов, Оруса. Ее имя иероглифически означает, по объяснению еще Плутарха, жилище Оруса. Ей посвящена была корова, почему и она изображалась иногда с головою коровы; нередко в ее изображении — к женской голове присоединялись коровьи рога, между которыми помещался диск солнца. Почему она уподобляется и Изиде и иногда признается за Изиду и представляется возле Осириса богинею преисподней. В греко-римское время многое с Афродиты переносилось на А. — Ей воздвигнуто было много храмов в Египте — в Фивах, в Омбосе, в трех городах, получивших потому название Афродитиных городов, особенно же пышный храм в Дендере (Tentyris), воздвигнутый знаменитою Клеопатрою после рождения Цезариона. Ей посвящен был и полуостров Синай, на котором найдена была медная руда, богиней которой (Мафка) она прозывалась в египетских колониях. — Ее именем назывался и третий месяц египетского года.
ДревнегреческийДревнеегипетскийЛатиницаАнглийскийПеревод
Ἅθωρḥwt-ḥrHathor

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«А Исиду иногда называют Мут, а также Афири [Хатхор] и Мефиер. Первое имя у них означает «мать», второе — «земное вместилище Гора», как у Платона — «кормилица» и «почва рождения». Третье имя составлено из «полноты» и «блага»: ибо полна материя мира и связана она с благим, чистым, и упорядоченным».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом [Бастет], а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть, ведь именно они суть перемещение и движение элементов». [На египетских систрах обычно дважды изображалось лицо Хатхор и голова кошачьей богини Бастет.]

 

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. — Л.: Academia, 1931. — C. 167) (роман 2 в. н. э. на латинском языке)

 

«Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою песью голову Анубис, в левой руке
держа кадуцей, правою потрясая зеленой пальмовой ветвью. Сразу же вслед за ним — корова [Хатхор], ставшая на дыбы, воплощенное плодородие всеродительницы богини; неся ее на плечах, один из священнослужителей легко и красиво выступал под блаженной ношей».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ГАТОР С АФРОДИТОЙ

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

«После это­го, как рас­ска­зы­ва­ли жре­цы, царь этот живым совер­шил нис­хож­де­ние в под­зем­ный мир, кото­рый у элли­нов назы­ва­ет­ся Аидом. Там, по рас­ска­зам, он играл в кости с Демет­рой [Гатор], при­чем то выиг­ры­вал, то про­иг­ры­вал у нее. Затем он сно­ва вер­нул­ся на зем­лю с подар­ком от боги­ни — золотым поло­тен­цем. В память соше­ст­вия Рамп­си­ни­та в под­зем­ный мир после его воз­вра­ще­ния егип­тяне, по сло­вам жре­цов, уста­но­ви­ли празд­ник, кото­рый, как я знаю, справ­ля­ет­ся еще и поныне (впро­чем, я не могу ска­зать, по этой ли при­чине или по дру­гой). На этом празд­ни­ке жре­цы ткут [осо­бое] оде­я­ние. Одно­му из жре­цов завя­зы­ва­ют гла­за повяз­кой, затем накиды­ва­ют на него это оде­я­ние и выво­дят на доро­гу к свя­ти­ли­щу Демет­ры. Сами они воз­вра­ща­ют­ся назад, жре­ца же это­го с завя­зан­ны­ми гла­за­ми, как гово­рят, два вол­ка134 про­во­дят в свя­ти­ли­ще Демет­ры в 20 ста­ди­ях от это­го горо­да и затем сно­ва отво­дят из свя­ти­ли­ща на преж­нее место».

 

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

 

«Ост­ров этот лежит в Дель­те: окруж­ность его рав­на 9 схе­нам. На этом ост­ро­ве Про­со­пи­ти­де мно­го и дру­гих горо­дов, а тот, откуда при­хо­дит бар­ка за костя­ми, назы­ва­ет­ся Атар­бе­хис, и на нем воз­двиг­ну­то свя­ти­ли­ще в честь Афро­ди­ты [Гатор]». [Афро­ди­той Геро­дот назы­ва­ет боги­ню Гатор, имя кото­рой сохра­ни­лось в назва­нии горо­да Атар­бе­хис.]

Оцените статью
Античная мифология