Богиня Иштар

ИШТАР (аккад.), в аккадской мифологии центральное женское божество, соответствует шумерской Инанне. Главные аспекты И. – богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри; астральное божество (олицетворение планеты Венера). Имя восходит к более древнему астарт, что у восточных семитов означало «богиня» (вообще), у западных (в форме астарт, Астарта) было именем собственным определённой богини, а у южных – бога. Нарицательный характер слова (астар способствовал поглощению образом
И. множества шумерских и хурритских образов богинь (напр., хуррит. Нину или Нино стала «Иштар Ниневийской»). Однако чаще всего аккадская И. (упоминания с сер. 3-го тыс. до н. э.) соответствует шумерской Инанне. Почиталась как местное божество во многих центрах Южного и Северного Двуречья (Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшур, Ур, Урук и др.). Может выступать под именами Анун(н)йту и Нанайя (родственное И. божество, впоследствии, видимо, полностью с ней отождествлённое). В Уруке культ И. был связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания (возможно, самооскопление), проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами – «кадишту». И. считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Судя по «Эпосу об Эрре», попытки уничтожить обряды И. в Уруке делались с кон. 2го тыс. до н. э., но окончательно И. (в ипостаси Нанайи) потеряла характер богини оргиастического культа, повидимому, лишь к концу правления Ахеменидов (5–4 вв. до н. э.). Наиболее распространённые эпитеты — «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «И. воительница». В иконографии И. иногда изображается со
стрелами за спиной. Основные мифы: 1. И. предлагает свою любовь Гильгамешу, а тот отказывается, мотивируя отказ непостоянством и коварством богини и перечисляя погубленных ею возлюбленных — людей, богов и животных (льва, коня). За это И. мстит герою, насылая на Урук небесного быка — чудовище, созданное по её просьбе её от
цом Ану (шумер. Ан) (миф известен из VI таблицы эпоса о Гильгамеше «О всё видавшем»). 2. Нисхождение И. в преисподнюю, в результате на земле прекращается любовь, животная и растительная жизнь. В аккад. И. отчётливее, чем у шумерской Инанны, проступают также функции богини – создательницы жизни, помощницы при родах. Военный аспект И. ярче всего выступает в северных центрах её культа, в частности в Ассирии; здесь она — дочь верховного бога Ашшура. Со 2 го тыс. до н. э. культ И. широко распростра няется у хурритов (где она идентифицируется главным образом с местной богиней Шавушкой), хеттов и др.

ШумерскийТранслитерацияАнглийскийПеревод
inana

 

АккадскийТранслитерацияАнглийскийПеревод
Ištar

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АФРОДИТЫ С ИШТАР

Геродот. Итория. Книга 2. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.)

«Еще и поныне суще­ст­ву­ет в Мем­фи­се его очень кра­си­вый, пре­крас­но постро­ен­ный свя­щен­ный уча­сток [и храм] к югу от свя­ти­ли­ща Гефе­ста. Вокруг это­го свя­щен­но­го участ­ка живут фини­ки­яне из Тира. А назы­ва­ет­ся все это место Тир­ским Ста­ном [Фини­ки­яне име­ли в Мем­фи­се свое посе­ле­ние с хра­мом боги­ни Иштар.]. Есть в этом свя­щен­ном участ­ке Про­тея храм, назы­вае­мый хра­мом «чуже­зем­ной Афро­ди­ты» [Иштар]. Как я пред­по­ла­гаю, это — храм Еле­ны, доче­ри Тин­да­рея. Во-пер­вых, пото­му, что по ска­за­нию, кото­рое мне сооб­щи­ли, Еле­на жила у Про­тея, а во-вто­рых, отто­го, что этот храм назы­ва­ет­ся хра­мом «чуже­зем­ной Афро­ди­ты». Ведь ни один дру­гой храм в Егип­те не носит тако­го назва­ния».

Оцените статью
Античная мифология