Богиня Исида

Исида (егип., греч.), еги­пет­ское боже­ство мате­рин­ства, изо­бра­жав­ше­е­ся в чело­ве­че­ском обли­ке, в древ­ней­шее вре­мя — почти все­гда с иеро­гли­фом ее име­ни — тро­но­об­раз­ным вен­цом — на голо­ве, в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху чаще с коро­вьи­ми рога­ми и лун­ным дис­ком. В мифах об Оси­ри­се Иси­да — сест­ра и супру­га Оси­ри­са, пытав­ша­я­ся спа­сти и защи­тить от Сета его тело. После вос­кре­се­ния Оси­ри­са Иси­да зача­ла от него Гора. Она свя­за­на со мно­ги­ми боги­ня­ми, вос­при­ня­ла от ико­но­гра­фии Хатхор коро­вьи рога и сол­неч­ный диск. В послед­ние сто­ле­тия до нашей эры цен­тром ее куль­та были Филы в Егип­те. Популяр­ность этой боги­ни, управ­ляв­шей чело­ве­че­ской судь­бой, была так вели­ка, что она почи­та­лась и за пре­де­ла­ми Егип­та, во всей Рим­ской импе­рии. При этом, одна­ко, у нее появ­ля­ет­ся столь­ко новых черт, что элли­ни­сти­че­ская Иси­да почти ниче­го обще­го не име­ет с древ­не­еги­пет­ской. Она вос­при­ни­ма­ет чер­ты Тихе (боги­ни слу­чая), Демет­ры и Гека­ты и сли­ва­ет­ся с Кибе­лой. С 4 в. до н. э. появ­ля­ет­ся мисти­че­ский культ Иси­ды, позд­нее опи­сан­ный Апу­ле­ем. Ее культ объ­еди­ня­ет­ся с куль­том Сара­пи­са. В Риме общи­ны ее почи­та­те­лей вна­ча­ле пре­сле­до­ва­лись; Кали­гу­ла пер­вым воз­двиг ей храм под име­нем Иси­ды Кам­пей­ской.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
Ἶσιςˈi.sisĪsis

Цитаты классической древнегреческой литературы

ОБЩЕЕ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«Ибо Исида — греческое имя, так же как имя Тифона, который, будучи врагом Исиды, беснуется в своем невежестве и лживости и разрывает, и уничтожает священное слово , которое богиня собирает».
[Плутарх ошибается: Исида — египетское имя. Тифон — греческое божество, отождествленное с Сетом. Плутарх производит ’Isij от o∏da — знать. Tufîn — tufÒw от tufw — дымить, жечь; беситься, чваниться.]

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«Название же храма [Исиды], бесспорно, возвещает о постижении и знании сущего: он именуется Исейон в знак того, что мы познаем сущее, если разумно и благочестиво приблизимся к святыням богини».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«У египтян Нил — это Осирис, сочетавшийся с землей — Исидой, а Тифон [Сет] — море, в котором Нил, впадая, исчезает и рассеивается, кроме той части, которую принимает и впитывает земля, становясь через нее плодородной».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«А Исиду иногда называют Мут, а также Афири [Хатхор] и Мефиер. Первое имя у них означает «мать», второе — «земное вместилище Гора», как у Платона — «кормилица» и «почва рождения». Третье имя составлено из «полноты» и «блага»: ибо полна материя мира и связана она с благим, чистым, и упорядоченным».

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом [Бастет], а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте — лицо Исиды, в другом — лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть, ведь именно они суть перемещение и движение элементов». [На египетских систрах обычно дважды изображалось лицо Хатхор и голова кошачьей богини Бастет.]

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга I. 11. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Итак, (как говорят), люди, жившие в древности в Египте, взглянув на небесный свод (τον κοσμον), были (одновременно) удивлены и напуганы природными свойствами мироздания (των ολων), и (потому) они решили, что существуют два изначальных и вечных божества, а именно — Солнце и Луна, которые они назвали соответственно Осирисом и Исидой[3], (причем) каждое — на основании некоего истинно присущего ему смысла (προσηγορια). (2). Ведь если перевести имя Осириса на греческий язык, то оно будет справедливо означать “многоглазый” [4]: ибо он, повсюду бросая лучи, словно озирает многочисленными очами всю сушу и море. Согласное с этим говорит и поэт[5]:
Гелиос, который за всем наблюдает и все слышит».

 

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. — Л.: Academia, 1931. — C. 167) (роман 2 в. н. э. на латинском языке)

 

«Арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем — царственной Изидой. Вот я пред тобою, твоим бедам сострадая, вот я, благожелательная и милосердная».

 

Платон. Тимей. / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 204) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«Прежде достаточно было говорить о двух вещах: во-первых, об основополагающем первообразе, который обладает мыслимым и тождественным бытием, а во-вторых, о подражании этому первообразу, которое имеет рождение и зримо.49В то время мы не выделяли третьего вида, найдя, что достанет двух; однако теперь мне сдастся, что сам ход наших рассуждений принуждает нас попытаться пролить свет на тот вид, который темен и труден для понимания. Какую же силу и какую природу припишем мы ему? Прежде всего вот какую: это – восприемница и как бы кормилица всякого рождения [Исида]».

 

Гелиопольская космогония

 

«Нут родила Осириса (египетск. Усир(е)), Хора,5) Сета (египетск. Сетх), Исиду (египетск. Исет) и Нефтиду (египетск. Небетхет)».

СОЗВЕЗДИЕ ИСИДЫ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Созвездие Исиды, которое у египтян зовется Софис, греки называют Псом, созвездие Гора — Орионом, а Тифона — Медведем»
[Обычно астральные сферы богов распределялись следующим образом: Ра — солнце, Гор — небо (луна и солнце — его очи), Осирис — Орион, Сет — Большая Медведица.]

 

ИСИДА И ГЕРМЕС

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Более того, многие пишут, что Исида — дочь Гермеса, и многие — будто она дочь
Прометея, потому что считают последнего изобретателем мудрости и предвиденья, а Гермеса — грамматики и музыки»
[В египетской традиции Исида — дочь Геба (греческая параллель — Крон) или Тота (Гермеса).]

 

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Миф гласит, что Осирис и Аруэрис [Гор] произошли от Гелиоса, Исида — от Гермеса»

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ИСИДЫ С ИО

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 5) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Она воз­двиг­ла ста­тую Демет­ры, кото­рую егип­тяне назва­ли Иси­дой: точ­но так же они назва­ли Иси­дой Ио»

 

 

Геродот. История. Книга II. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Иси­да изо­бра­жа­ет­ся в виде жен­щи­ны с коро­вьи­ми рога­ми (подоб­но изо­бра­же­нию Ио у элли­нов), и все егип­тяне точ­но так же почи­та­ют боль­ше всех живот­ных коров».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ИСИДЫ С ДЕМЕТРОЙ

Псевдо-Апполодор. Мифологическая библиотека. Книга II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 5) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Она воз­двиг­ла ста­тую Демет­ры, кото­рую егип­тяне назва­ли Иси­дой: точ­но так же они назва­ли Иси­дой Ио»

Геродот. История. Книга II. Евтерпа. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Все­на­род­ные празд­не­ства егип­тяне справ­ля­ют не один раз в году, а весь­ма часто. Чаще же все­го и с наи­боль­шей охотой егип­тяне соби­ра­ют­ся в горо­де Буба­сти­се на празд­ник в честь Арте­ми­ды и затем в Буси­ри­се в честь Иси­ды. Ведь в этом горо­де нахо­дит­ся самый боль­шой храм Иси­ды. Рас­по­ло­жен же этот город в середине еги­пет­ской Дель­ты (Иси­да — это еги­пет­ское имя Демет­ры)».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ИСИДЫ С ПЕРСЕФОНОЙ

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

 

«Говорят, что Сарапис — не кто иной, как Плутон, а Исида — Персефопа [Персефона], так утверждает Архемах с Евбеи»

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ИСИДЫ С ТЕТИС

Плутарх. Об Исиде и Осирисе. (Перевод и примечания Н. Н. Трухиной) (Древнегреческий писатель. до 50 — после 120 н.э. )

«Еще говорят, что солнце и луна пользуются для передвижения не повозкой, но кораблем, намекая, что их возникновение и насыщение происходят от воды. И есть мнение,
что Гомер, как и Фалес, полагал в воде начало рождения всего сущего, узнав об этом у египтян. И думают, что Океан — это Осирис, а Тифия — это Исида, потому что она выкармливает и взращивает все живое».

 

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ИСИДЫ С ГЕРМАНСКОЙ НЕРТОЙ ИЛИ ФРЕЙЕЙ

Корнелий Тацит. Анналы. Книга XI. [События 47—48 гг. н. э.] (Источник: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко.) (Древнеримский историк. 56 г.)

 

«Из богов они боль­ше все­го чтят Мер­ку­рия [Гермеса] и счи­та­ют долж­ным при­но­сить ему по извест­ным дням в жерт­ву так­же людей. Гер­ку­ле­са и Мар­са [Ареса] они уми­ло­стив­ля­ют закла­ни­я­ми обре­кае­мых им в жерт­ву живот­ных. Часть све­бов совер­ша­ет жерт­во­при­но­ше­ния и Изи­де [Нерта или Фрейя]; в чем при­чи­на и како­во про­ис­хож­де­ние это­го чуже­стран­но­го свя­щен­но­дей­ст­вия, я не мог в доста­точ­ной мере выяс­нить, но, посколь­ку их свя­ты­ня изо­бра­же­на в виде либур­ны, этот культ, надо пола­гать, заве­зен к ним извне. Впро­чем, они нахо­дят, что вслед­ст­вие вели­чия небо­жи­те­лей богов невоз­мож­но ни заклю­чить внут­ри стен, ни при­дать им какие-либо чер­ты сход­ства с чело­ве­че­ским обли­ком. И они посвя­ща­ют им дуб­ра­вы и рощи и наре­ка­ют их име­на­ми богов; и эти свя­ти­ли­ща отме­че­ны толь­ко их бла­го­че­сти­ем».

Оцените статью
Античная мифология