В ранней римской религии Либера была женским эквивалентом Liber Pater, защитником прав плебеев, богом вина, мужского плодородия и свободы, эквивалентом греческого Вакха или Диониса. Первоначально Либера была италийской богиней в паре с Либер как «этимологическая двойственность» в какое-то время в царскую или очень раннюю республиканскую эпоху Рима. Она вошла в римскую историю как часть так называемого Триадического культа вместе с Церерой и Либером в храме, основанном около 493 г. до н.э. на Авентинском холме за государственный счет, обещанном правящим классом Рима плебсу (гражданам Рима). простолюдины) , который угрожал отделением. В совокупности эти три божества были божественными покровителями и защитниками простых граждан Рима, а также хранителями сенаторских записей Рима и письменных законов, размещенных в храме вскоре после его основания.
Древнегреческий | Транслитерация | Латиница | Английский | Русский |
— | — | — | Libera | — |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ДИОНИСА И ЛИБЕРЫ
Цицерон. О природе богов. II (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Кроме того, общепринято у людей верить, что мужи, выдающиеся и прославленные своими благодеяниями, возносятся на небо. Так были [обожествлены] Геркулес, так — Кастор и Поллукс, так — Эскулап. Так и Либер [Дионис]; я имею в виду Либера, рожденного Семелой, а не того, которого наши предки благоговейно и благочестиво обожествили вместе с Церерой и Либерой, как это можно понять из мистерий; так как родившихся от нас мы называем liberi (“дети”), то и рожденные Церерой были названы Либер и Либера; за Либерой сохранилось это имя, за Либером — нет. Так был обожествлен и Ромул, которого отождествляют с Квирином. Так как их души продолжают жить и наслаждаются вечностью, то их справедливо считают богами, раз они и наилучшие и вечные».
Аврелий Августин. О граде Божьем. Книга 4. Глава 11(Источник: БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН ТВОРЕНИЯ (том третий) О ГРАДЕ БОЖИЕМ/ книги I—XIII/ Составление и подготовка текста к печати С. И. Еремеева/ Научно-популярное издание/ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЛЕТЕЙЯ» Санкт-Петербург УЦИММ-Пресс Киев 1998 ) Древнеримский богослов. 354 г.
«Пусть он же будет и в этой толпе своего рода богов-плебеев: под именем Либера [Диониса] пусть заведует мужским семенем, а под именем Либеры – семенем женским; пусть будет Диеспитером, который плод выводит на свет (dies)»