Либитина (Libitina) в римской мифологии богиня похорон. В святилище Л., находившемся в посвященной этой богине роще, хранились похоронные принадлежности. По преданию, царь Сервий Туллий приказал вносить в святилище Л. по монете на каждые похороны, чтобы знать число умерших (Dion. Halic. IV 15). Впоследствии Л. слилась с Лубентией и на основе ее имени (lubido, «страсть, вожделение») с Венерой (Serv. Verg. Aen. I 720). Е. Ш.
Древнегреческий | Транслитерация | Латиница | Английский | Русский |
— | /li.biˈti.na/ | Libitīna | Libitina | — |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИБИТИНЫ С АФРОДИТОЙ — ВЕНЕРОЙ
Цицерон. О природе богов. II (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«В таком же роде оказались именами богов слова: Похоть (cupido), и Наслаждение (voluptas), и Венера [Афродита] сладострастия (lubentinae Venus) [Либитина], слова, обозначающие порочное, а не природное. Хотя Веллей считает по-другому, но эти самые пороки часто весьма противны природе».
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. IV. Перевод с древнегреческого А. М. Сморчкова. Ответственный редактор И. Л. Маяк. М., Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. (древнегреческий историк I века до н. э.)
«Как передает Луций Пизон в первой книге «Анналов», царь, желая знать количество тех, кто проводит жизнь в городе, а также рожденных, умерших и внесенных в списки взрослых граждан, установил, какой именно взнос нужно вносить родственникам за каждого: в сокровищницу Элетейи, которую римляне называют Юноной Светоносной, за новорожденных; в сокровищницу Венеры [Афродиты], нареченной Либитиной, расположенную в священной роще, — за умерших; в сокровищницу Ювенты — за достигших совершеннолетия».
Плутарх. Моралии. (Источник: Моралии: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999.— 1120 с. (Серия «Антология мысли»). ) Древнегреческий писатель и философ римской эпохи. 46 г.
«Почему возле храма Либитины, которую считают
Венерой [Афродитой], торгуют предметами погребальных обрядов?Может быть, и это — одно из мудрых установлений царя Нумы, который хотел, чтобы народ не питал отвращения к этим предметам и не сторонился их как скверны? Или, может быть, это напоминание о том, что все произведенное на свет бренно, коль скоро одна и та же боги-
ня блюдет и рождение и смерть? Так и в Дельфах есть изображение Афродиты Надгробной, перед которым совершают возлияния, вызывая усопших».