Богиня Либитина

Либитина (Libitina) в римской мифологии богиня похорон. В святилище Л., находившемся в посвященной этой богине роще, хранились похоронные принадлежности. По преданию, царь Сервий Туллий приказал вносить в святилище Л. по монете на каждые похороны, чтобы знать число умерших (Dion. Halic. IV 15). Впоследствии Л. слилась с Лубентией и на основе ее имени (lubido, «страсть, вожделение») с Венерой (Serv. Verg. Aen. I 720). Е. Ш.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийРусский
/li.biˈti.na/LibitīnaLibitina

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИБИТИНЫ С АФРОДИТОЙ — ВЕНЕРОЙ

Цицерон. О природе богов. II (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«В таком же роде ока­за­лись име­на­ми богов сло­ва: Похоть (cu­pi­do), и Наслаж­де­ние (vo­lup­tas), и Вене­ра [Афродита] сла­до­стра­стия (lu­ben­ti­nae Ve­nus) [Либитина], сло­ва, обо­зна­чаю­щие пороч­ное, а не при­род­ное. Хотя Вел­лей счи­та­ет по-дру­го­му, но эти самые поро­ки часто весь­ма про­тив­ны при­ро­де».

 

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. IV. Перевод с древнегреческого А. М. Сморчкова. Ответственный редактор И. Л. Маяк. М., Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. (древнегреческий историк I века до н. э.)

 

«Как пере­да­ет Луций Пизон в пер­вой кни­ге «Анна­лов», царь, желая знать коли­че­ство тех, кто про­во­дит жизнь в горо­де, а так­же рож­ден­ных, умер­ших и вне­сен­ных в спис­ки взрос­лых граж­дан, уста­но­вил, какой имен­но взнос нуж­но вно­сить род­ст­вен­ни­кам за каж­до­го: в сокро­вищ­ни­цу Эле­тейи, кото­рую рим­ляне назы­ва­ют Юно­ной Све­то­нос­ной, за ново­рож­ден­ных; в сокро­вищ­ни­цу Вене­ры [Афродиты], наре­чен­ной Либи­ти­ной, рас­по­ло­жен­ную в свя­щен­ной роще, — за умер­ших; в сокро­вищ­ни­цу Ювен­ты — за достиг­ших совер­шен­но­ле­тия».

 

Плутарх. Моралии. (Источник: Моралии: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999.— 1120 с. (Серия «Антология мысли»). ) Древнегреческий писатель и философ римской эпохи. 46 г.

 

«Почему возле храма Либитины, которую считают
Венерой [Афродитой], торгуют предметами погребальных обрядов?

Может быть, и это — одно из мудрых установлений царя Нумы, который хотел, чтобы народ не питал отвращения к этим предметам и не сторонился их как скверны? Или, может быть, это напоминание о том, что все произведенное на свет бренно, коль скоро одна и та же боги-
ня блюдет и рождение и смерть? Так и в Дельфах есть изображение Афродиты Надгробной, перед которым совершают возлияния, вызывая усопших».

Оцените статью
Античная мифология