Богиня Мана Генита

В древнеримской религии Мана Генита или Генета Мана — малоизвестная богиня, упоминаемая только Плинием, Плутархом и Горацием. И Плиний, и Плутарх говорят, что ее обряды проводились посредством принесения в жертву щенка или суки. Один только Плутарх оставил некоторое исследование природы богини, производя Ману от латинского глагола manare, «течь», этимологию, которую римский грамматист Верриус Флаккус также относит к богине Мании, упомянутой Варроном. а манам — души усопших. С точки зрения греческой эквивалентности, Плутарх, из-за жертвоприношения суки, слабо связывает богиню с Гекатой и параллельно отмечает, что аргосская жертвенная практика (с использованием собак) также представляет собой интересное сравнение для нее с Эйлионеей, имея в виду богиню рождения Илифию. Гораций также связывает ее с Илифией в carmen saeculare.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийРусский
Mana Genita

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ МАНЫ ГЕНИТЫ С ИЛИФИЕЙ

Квинт Гора́ций Флакк. Carmen Saeculare I. (Источник: Шатерников Н. И., «Гораций: Оды», М., 1935.). Поэт. 65 г. до н.э.

 

«Девушки:
Ложе сна вскрывай, чинно, Илифия,
Зрелые, храни матерей любовью,
Ждешь ли, чтоб тебя назвали Люкина
Иль Генитала!»

 

Квинт Гораций Флакк. Юбилейный гимн (Источник: Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений СПб, Биографический институт, Студия биографика, 1993). Поэт. 65 г. до н.э.

«Ты, что в срок рожать помогаешь женам,
Будь защитой им, Илифия, кроткой,
Пусть Луциной ты предпочла бы зваться,
Пусть Генитальей».

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ МАНЫ ГЕНИТЫ С ГЕКАТОЙ

Плутарх. Моралии. (Источник: Моралии: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999.— 1120 с. (Серия «Антология мысли»). ) Древнегреческий писатель и философ римской эпохи. 46 г.

 

«Почему богине по имени Генита Мана приносят
в жертву собаку и молят ее о том, чтобы никто
из домочадцев не стал добрым ?
Может быть, потому, что Генита — это демон, влады-
чествующий над рождением и явлением на свет всего смерт-
ного, а имя «Мана Генита» означает «течение» (manare)1
и «рождение» (genitus) или «текущее рождение»?
И как эллины Гекате, так и римляне Мане Гените при-
носят в жертву собаку ради милости к тем, кто рождается
в их доме. Так и аргивяне, по словам Сократа,2 приносят
Эйлионее3 в жертву собаку, так как это животное почти не
испытывает родильных мук. А молитвы, обращенные к Ге-
ните, может быть, относятся не к людям, а к собакам: пусть
собаки не будут добрыми? Ведь собакам и следует быть
злобными и внушающими страх».

Оцените статью
Античная мифология