Богиня Миса

Миса – фригийское божество, рассматривается как женская ипостась Диониса. К ней обращались «невыразимая, чистая, священная царица». Мифограф Асклепиад из Трагила называл Мису дочерью Дисавла и Баубо. Эта супружеская пара входила в сценарий Элевсинских мистерий.

В орфической версии Баубо и её супруг встретили Деметру, которая скиталась в поисках похищенной дочери и попросили сыновей проводить богиню в подземный мир. Фригийские мисты развили этот миф. Они считали Баубо и её дочь Мису ночными хтоническими божествами, близкими Гекате. Можно отследить также связь с культом плодородия времён матриархата, когда женщины пробуждали силы земли особыми магическими  ритуалами.

В XIX веке Мису стали воспринимать как ипостась Персефоны или Кибелы, либо жрицу Деметры. В традиционных орфических текстах её называли и двуполым существом, и невинной девушкой – корой. Полностью тайна этого божества, имевшего большое значение для орфиков, особенно на ранних этапах культа, не разгадана.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Μίσα

Цитаты классической древнегреческой литературы

Орфический гимн 42 Мисе (фимиам манна). ( Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988 / Перевод О. С. Смыки. – С. 248) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

Я Фесмофора зову Диониса, носителя жезла,
Семя известное всем, Евбулея об имени славном,
С ним несказанную Мису зову, святую царицу.
Муж и жена, двуприродный Иакх, разрешающий узы,

Тешишься ль ты в Элевсине, во храме своем благовонном,
С матерью ль таинства правишь теперь во Фригийских пределах,
Нежишься ль ты с Кифереей прекрасновенчанной на Кипре
Или сверкаешь сейчас в полях огненосных, священных
Вместе с Исидой, что черное носит, преславной богиней,

Возле потока Египта средь нянек и прочих служанок.
Ныне гряди, благосклонно благие труды завершая!

Оцените статью
Античная мифология