ШАПАШ (šрš) в западносемитской мифологии богиня солнца, известная по угаритским мифам. В борьбе богов за власть над миром выступает на стороне сил жизни и добра, как помощница Балу (Алиййану-Балу) и Анат, против My ту. Наделенная даром всевидения, Ш. помогает Анат найти тело Балу, пожранного Муту, и похоронить его на горе Цапану; увидев Балу, сражающегося с Муту после его возвращения, она запугивает Муту наказанием со стороны Илу. Балу одерживает победу. Ш. фигурирует и в других угаритских мифах. Возможно, составляла пару с Шамшу. и. ш.
Древнегреческий | Транслитерация | Латиница | Угаритский | Английский | Русский |
— | /šapšu/ | — | 𐎌𐎔𐎌 | Shapash | Солнце |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШАПАШ С АПОЛЛОНОМ
Павсаний. Описание Эллады. 23 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от храма Илитии находится священный участок Асклепия со статуями Гигиеи (Здоровья) и Асклепия. Надпись, написанная ямбами на пьедестале, называет творцом этих статуй того же мессенца Дамофонта. 6. В этом храме Асклепия со мной вступил в спор некий человек из Сидона, который утверждал, что финикийцы имеют более правильную точку зрения, чем эллины, относительно богов и проявления их силы. <В частности, он указал на финикийское предание, которое гласит>, что отцом Асклепия они именуют Аполлона [Шапаш], и говорят, что никакая смертная женщина не была его матерью. «Асклепий, — говорил он, — это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям и в равной мере всем животным; а Аполлон — это солнце, и его очень правильно называть отцом Асклепия, так как солнце, согласуя движение с временами года, сообщает здоровье и воздуху». Тут я подхватил его слова и сказал: «Это толкование ничуть не больше финикийское, чем эллинское, так как в городе Сикионской области Титане одна и та же статуя называется Гигиеей <и Асклепием>, а затем всякому мальчику ясно, что бег солнца над землею дает человеку здоровье».