Бригита

Бригантия (ирл. Brigit, брит. латинизированное Brigantia, от ирл. barr, валлийск. bar, «вершина»), в кельтской мифологии богиня. В Ирландии ее именем иногда обозначались три женских персонажа, считавшиеся покровительницами мудрости, искусства врачевания и кузнечного дела. В. — дочь Дагды; она представлялась иногда в виде птицы с человечьей головой либо в виде трех птиц — журавлей или петухов (ср. галльск. памятники с изображением трех журавлей на спине быка, а также ирландский обычай зарывать живого цыпленка у трех ручьев, чтобы снискать расположение христианской святой Бригитты). Учитывая возможную параллель — ирл. Дагда — галльск. Суцелл, не исключено соответствие между Б. и галльск. Нантосвельтой, также связанной с реками и ручьями. Иногда Б. сближают с Минервой, культ которой имел, согласно Цезарю, широкое распространение в Галлии. с. ш.

ДревнегреческийТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
/briˈɡan.ti.a/Brigantia

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БРИГИДЫ С АФИНОЙ-МИНЕРВОЙ

Гай Юлий Цезарь. Гальская Война. Книга VI. (Источник: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», Москва, 1993.) Древнеримский государственный и политический деятель, 100 г. до н.э.

 

«Из богов они боль­ше все­го почи­та­ют Мер­ку­рия [Гермеса] [Тевтат]. Он име­ет боль­ше, чем все дру­гие боги, изо­бра­же­ний; его счи­та­ют изо­бре­та­те­лем всех искусств; он же при­зна­ет­ся ука­зы­ва­те­лем дорог и про­вод­ни­ком в путе­ше­ст­ви­ях; дума­ют так­же, что он очень содей­ст­ву­ет нажи­ве денег и тор­го­вым делам. Вслед за ним они почи­та­ют Апол­ло­на [Белен], Мар­са [Ареса] [Эзус], Юпи­те­ра [Зевса] [Таранис] и Минерву [возможно Бригида]. Об этих боже­ствах они име­ют при­бли­зи­тель­но такие же пред­став­ле­ния, как осталь­ные наро­ды: Апол­лон про­го­ня­ет болез­ни, Минер­ва учит начат­кам реме­сел и искусств, Юпи­тер име­ет вер­хов­ную власть над небо­жи­те­ля­ми, Марс руко­во­дит вой­ной. Перед реши­тель­ным сра­же­ни­ем они обык­но­вен­но посвя­ща­ют ему буду­щую воен­ную добы­чу, а после победы при­но­сят в жерт­ву все захва­чен­ное живым, осталь­ную же добы­чу сно­сят в одно место. Во мно­гих общи­нах мож­но видеть целые кучи подоб­ных пред­ме­тов в освя­щен­ных местах, и очень ред­ко слу­ча­ет­ся, чтобы кто-либо из неува­же­ния к это­му рели­ги­оз­но­му обы­чаю осме­лил­ся скрыть у себя что-нибудь из добы­чи или уне­сти из кучи: за это опре­де­ле­на очень мучи­тель­ная казнь.

Гал­лы все счи­та­ют себя потом­ка­ми [отца] Дита [Аида][Кернунн] и гово­рят, что тако­во уче­ние дру­идов».

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ БРИГИДЫ С НИКОЙ-ВИКТОРИЕЙ

Римские надписи Британии. Том III (под редакцией RSO Tomlin, RP Wright и MWC Hassall)

«D VICT BRIG
ET NVM AV͡VAGG
T AVR AVRELIAN
VS D D PRO SE
ET SVIS S MAG S»

 

«D(eae) Vict(oriae) Brig(antiae) | et Num(inibus) Aug(ustorum) | T(itus) Aur(elius) Aurelian|us d(edit) d(edicavit) pro se | 5 et suis s(e) mag(istro) s(acrorum)

 

Перевод google translate:

«Богине Виктории Бригантии и божествам двух императоров Тит Аврелий Аврелиан отдал и посвятил (этот жертвенник) себе и своей семье, будучи мастером священных обрядов, в третье консульство Антонина и [второе] из Геты».

Оцените статью
Античная мифология