Апис — Άπις, священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за А., окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. А. служил и оракулом: старались угадать будущее, наблюдая, в который придел он войдет, съест ли предложенную пищу или нет и т. п. Иногда ему приносили в жертву быков красной масти. Ежегодно в честь его в продолжение приблизительно месяца во всем Египте совершался праздник, оканчивавшийся в день рождения А.; в этот день его выводили во всем его священном убранстве. Когда А. доживал до 25 лет, его топили в известном только жрецам колодце, затем бальзамировали и хоронили в золотом гробе. Если он умирал раньше 25 лет, то по всей стране соблюдался траур, пока не находился новый А. Когда таковой был найден, его привозили в Нилополь (в Верхнем Египте) и там 40 дней держали в храме, затем на корабле в золотой каюте отправляли в Мемфис. Верили, что А. зарождается от луча небесного света. Приметами А. были: совершенно черный цвет шерсти, былое треугольное или четырехугольное пятно на лбу, белое, в форме полумесяца пятно на правом боку, подобный жуку черный мясистый нарост под языком и хвост с двоякими волосами. Обожание А. основано на почитании животных у египтян; А. считался оболочкой души Осириса.
Древнегреческий | Древнеегипетский | Латиница | Английский | Перевод |
Άπις | ḥjpw | — | Apis | — |
Цитаты классической древнегреческой литературы
Страбон. География. Книга XVII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Жители Момемфиса почитают Афродиту; здесь содержится также священная корова, подобно тому как в Мемфисе — Апис, а в Гелиуполе — Мневис. Эти животные считаются здесь божествами, а другие — в других местах (ибо во многих местах, действительно, как в Дельте, так и вне ее, содержат или быка, или корову) — не считаются божествами, хотя и признаются священными.
Страбон. География. Книга XVII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Здесь расположены также город Бубаст и Бубаститский ном; выше него лежит Гелиополитский ном. В этом номе находится Гелиуполь, лежащий на холме значительной высоты, со святилищем Гелиоса и быком Мневисом; последнего содержат в какой-то священной ограде; его там почитают богом, подобно Апису в Мемфис
Страбон. География. Книга XVII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
Неподалеку расположен и сам Мемфис — царская резиденция египтян, ибо до него от Дельты всего 3 схена. В Мемфисе есть храмы и прежде всего храм Аписа, который тождествен Осирису; здесь бык Апис содержится в каком-то святилище, почитаемый богом, как я уже сказал; его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части — черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почитанием.
Геродот. История. Книга III. Талия. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
Когда Камбис снова прибыл в Мемфис, «явился» египтянам Апис, которого эллины называют Эпафом. При его «явлении» египтяне тотчас облачились в праздничные одежды и радостно пировали