Бык Апис

Апис — Άπις, священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за А., окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. А. служил и оракулом: старались угадать будущее, наблюдая, в который придел он войдет, съест ли предложенную пищу или нет и т. п. Иногда ему приносили в жертву быков красной масти. Ежегодно в честь его в продолжение приблизительно месяца во всем Египте совершался праздник, оканчивавшийся в день рождения А.; в этот день его выводили во всем его священном убранстве. Когда А. доживал до 25 лет, его топили в известном только жрецам колодце, затем бальзамировали и хоронили в золотом гробе. Если он умирал раньше 25 лет, то по всей стране соблюдался траур, пока не находился новый А. Когда таковой был найден, его привозили в Нилополь (в Верхнем Египте) и там 40 дней держали в храме, затем на корабле в золотой каюте отправляли в Мемфис. Верили, что А. зарождается от луча небесного света. Приметами А. были: совершенно черный цвет шерсти, былое треугольное или четырехугольное пятно на лбу, белое, в форме полумесяца пятно на правом боку, подобный жуку черный мясистый нарост под языком и хвост с двоякими волосами. Обожание А. основано на почитании животных у египтян; А. считался оболочкой души Осириса.

ДревнегреческийДревнеегипетскийЛатиницаАнглийскийПеревод
ΆπιςḥjpwApis

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Страбон. География. Книга XVII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

Жите­ли Момем­фи­са почи­та­ют Афро­ди­ту; здесь содер­жит­ся так­же свя­щен­ная коро­ва, подоб­но тому как в Мем­фи­се — Апис, а в Гели­у­по­ле — Мне­вис. Эти живот­ные счи­та­ют­ся здесь боже­ства­ми, а дру­гие — в дру­гих местах (ибо во мно­гих местах, дей­ст­ви­тель­но, как в Дель­те, так и вне ее, содер­жат или быка, или коро­ву) — не счи­та­ют­ся боже­ства­ми, хотя и при­зна­ют­ся свя­щен­ны­ми.

 

Страбон. География. Книга XVII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

Здесь рас­по­ло­же­ны так­же город Бубаст и Буба­стит­ский ном; выше него лежит Гелио­по­лит­ский ном. В этом номе нахо­дит­ся Гели­у­поль, лежа­щий на хол­ме зна­чи­тель­ной высоты, со свя­ти­ли­щем Гелиоса и быком Мне­ви­сом; послед­не­го содер­жат в какой-то свя­щен­ной огра­де; его там почи­та­ют богом, подоб­но Апи­су в Мем­фи­с

 

Страбон. География. Книга XVII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Непо­да­ле­ку рас­по­ло­жен и сам Мем­фис — цар­ская рези­ден­ция егип­тян, ибо до него от Дель­ты все­го 3 схе­на. В Мем­фи­се есть хра­мы и преж­де все­го храм Апи­са, кото­рый тож­де­ст­вен Оси­ри­су; здесь бык Апис содер­жит­ся в каком-то свя­ти­ли­ще, почи­тае­мый богом, как я уже ска­зал; его лоб и неко­то­рые дру­гие малые части тела име­ют белые отме­ти­ны, осталь­ные же части — чер­ные; по этим при­зна­кам все­гда выби­ра­ют быка, под­хо­дя­ще­го для насле­до­ва­ния, когда уми­ра­ет тот, кото­рый поль­зу­ет­ся почи­та­ни­ем.

Геродот. История. Книга III. Талия. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

Когда Кам­бис сно­ва при­был в Мем­фис, «явил­ся» егип­тя­нам Апис, кото­ро­го элли­ны назы­ва­ют Эпа­фом. При его «явле­нии» егип­тяне тот­час обла­чи­лись в празд­нич­ные одеж­ды и радост­но пиро­ва­ли

Оцените статью
Античная мифология