Эрихтоний

Эрихфоний (Έριχθόνιος), в греческой мифологии один из первых аттических царей, автохтон, рождённый землёй Геей от семени Гефеста и имевший полузмеиное-получеловеческое тело. Его имя указывает на связь с землёй (греч. chthon, «земля», eri — интенсивная частица). Спрятанный в ларец Афины, он был отдан на хранение дочерям Кекропа — автохтона и полузмея. Однако Аглавра и её сестры заглянули в ларец и пришли в ужас от увиденного там чудовища. Разгневанная Афина наслала на них безумие. Э. был воспитан в храме самой Афиной. Возмужав, он изгнал из страны захватившего власть Амфиктиона и воцарился в Афинах . Э. женился на наяде Праксифее, имел сына Пандиона. На акрополе Э. воздвиг деревянную статую Афины, установил Панафинеи. Пандион похоронил отца на священном участке храма Афины. В мифе об Э. отразились предания об исконности власти аттических царей, получавших силу и власть от земли и Афины и сочетавших тем самым хтонизм с цивилизаторством великой богини.

Цитаты классической древнегреческой литературы

 

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 158. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 6):

СЫНОВЬЯ ВУЛКАНА: Палемон, Кекроп, Эрихтоний, Коринет, Спинтер, Керкион, Филотт

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 48. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 6):

 

АФИНСКИЕ ЦАРИ: Кекроп, сын Земли. Кефал, сын Деиона. Эрихтоний, сын Вулкана. Пандион, сын Эрихтония. Эрехфей, сын Пандиона. Эгей, сын Пандиона. Тесей, сын Эгея. Демофонт, сын Тесея.

 

Овидий. Метаморфозы. Книга девятая. 9. 420. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

Ропот пошел, поче­му у дру­гих нет прав на такую
Милость [омолаживающая сила богини Гебы] — и вот на года пре­ста­ре­ло­го сету­ет мужа
Пал­лан­ти­а­да; что сед Яси­он — бла­гая Цере­ра
Сету­ет так­же; Вул­кан [Гефест] — тот тре­бу­ет, чтоб обно­вил­ся
И Эрих­то­ния век.

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Изгнав Кра­ная, в стране воца­рил­ся Амфи­к­ти­он. О нем одни гово­рят, что он был сыном Дев­ка­ли­о­на, дру­гие же утвер­жда­ют, что он был автох­то­ном. Он цар­ст­во­вал две­на­дцать лет и был изгнан Эрих­то­ни­ем. Об Эрих­то­нии одни гово­рят, что он был сыном Гефе­ста и доче­ри Кра­ная Атти­ды, дру­гие же сооб­ща­ют, что он был сыном Гефе­ста и Афи­ны. Рас­ска­зы­ва­ют об этом так. Афи­на при­шла к Гефе­сту, желая изгото­вить себе ору­жие. Гефест, отверг­ну­тый Афро­ди­той, про­ник­ся стра­стью к Афине и стал ее пре­сле­до­вать, та же ста­ла убе­гать от него. Когда Гефест с боль­шим трудом (ведь он был хро­мым) догнал ее, то попы­тал­ся с ней сой­тись. Афи­на, будучи цело­муд­рен­ной девой, не допу­сти­ла его до себя, и тот про­лил семя на ногу боги­ни. С отвра­ще­ни­ем Афи­на шер­стью вытер­ла это семя и бро­си­ла на зем­лю. После того как она убе­жа­ла, из это­го бро­шен­но­го в зем­лю семе­ни родил­ся Эрих­то­ний. Афи­на тай­но от всех богов вос­пи­та­ла его, желая сде­лать бес­смерт­ным. Поло­жив Эрих­то­ния в ларец, она отда­ла его Пан­д­ро­се, доче­ри Кек­ро­п­са, на сохра­не­ние, запре­тив ей откры­вать этот ларец. Но сест­ры Пан­д­ро­сы, дви­жи­мые любо­пыт­ст­вом, откры­ли его и увиде­ли дитя, вокруг тела кото­ро­го обвил­ся дра­кон203. Как рас­ска­зы­ва­ют неко­то­рые, они были уби­ты этим дра­ко­ном. Дру­гие же сооб­ща­ют, что раз­гне­ван­ная Афи­на вверг­ла их в безу­мие и они кину­лись с вер­ши­ны акро­по­ля в про­пасть.

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Цар­скую же власть Амфи­к­ти­он полу­чил сле­дую­щим обра­зом: гово­рят, что пер­вым царем в совре­мен­ной Атти­ке был Актей. После смер­ти Актея власть при­нял Кек­роп, женив­ший­ся на доче­ри Актея; у него роди­лись доче­ри Гер­са, Аглав­ра и Пан­д­ро­са, и сын Эри­сих­тон. Но послед­ний не был царем над афи­ня­на­ми, так как слу­чи­лось, что он умер еще при жиз­ни отца. Власть Кек­ро­па при­нял Кра­най, из всех афи­нян осо­бен­но выда­вав­ший­ся сво­им могу­ще­ст­вом. Гово­рят, что у Кра­ная, кро­ме дру­гих доче­рей, была и Атти­да, по ее име­ни и ста­ли назы­вать эту стра­ну Атти­кой, а преж­де ее назы­ва­ли Акте­ей (Побе­ре­жьем). Вос­став про­тив Кра­ная, Амфи­к­ти­он, хотя и имел женой его дочь, лишил его вла­сти; впо­след­ст­вии он и сам был изгнан Эрих­то­ни­ем и его сто­рон­ни­ка­ми, вос­став­ши­ми вме­сте с ним. Гово­рят, что у Эрих­то­ния не было отца из чис­ла смерт­ных людей, но что его роди­те­ля­ми были Гефест и Гея (Зем­ля).

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

Изгнав Кра­ная, в стране воца­рил­ся Амфи­к­ти­он. О нем одни гово­рят, что он был сыном Дев­ка­ли­о­на, дру­гие же утвер­жда­ют, что он был автох­то­ном. Он цар­ст­во­вал две­на­дцать лет и был изгнан Эрих­то­ни­ем. Об Эрих­то­нии одни гово­рят, что он был сыном Гефе­ста и доче­ри Кра­ная Атти­ды, дру­гие же сооб­ща­ют, что он был сыном Гефе­ста и Афи­ны. Рас­ска­зы­ва­ют об этом так. Афи­на при­шла к Гефе­сту, желая изгото­вить себе ору­жие. Гефест, отверг­ну­тый Афро­ди­той, про­ник­ся стра­стью к Афине и стал ее пре­сле­до­вать, та же ста­ла убе­гать от него. Когда Гефест с боль­шим трудом (ведь он был хро­мым) догнал ее, то попы­тал­ся с ней сой­тись. Афи­на, будучи цело­муд­рен­ной девой, не допу­сти­ла его до себя, и тот про­лил семя на ногу боги­ни. С отвра­ще­ни­ем Афи­на шер­стью вытер­ла это семя и бро­си­ла на зем­лю. После того как она убе­жа­ла, из это­го бро­шен­но­го в зем­лю семе­ни родил­ся Эрих­то­ний. Афи­на тай­но от всех богов вос­пи­та­ла его, желая сде­лать бес­смерт­ным. Поло­жив Эрих­то­ния в ларец, она отда­ла его Пан­д­ро­се, доче­ри Кек­ро­п­са, на сохра­не­ние, запре­тив ей откры­вать этот ларец. Но сест­ры Пан­д­ро­сы, дви­жи­мые любо­пыт­ст­вом, откры­ли его и увиде­ли дитя, вокруг тела кото­ро­го обвил­ся дра­кон. Как рас­ска­зы­ва­ют неко­то­рые, они были уби­ты этим дра­ко­ном. Дру­гие же сооб­ща­ют, что раз­гне­ван­ная Афи­на вверг­ла их в безу­мие и они кину­лись с вер­ши­ны акро­по­ля в про­пасть.

Эрих­то­ний был вос­пи­тан в хра­ме самой боги­ней Афи­ной. Когда он вырос, то изгнал Амфи­к­ти­о­на и сам воца­рил­ся в Афи­нах. Эрих­то­ний воз­двиг на акро­по­ле дере­вян­ную ста­тую боги­ни Афи­ны и учредил так­же Пана­фи­ней­ские празд­не­ства. Женил­ся он на наяде Пра­к­си­тее, от кото­рой у него родил­ся сын Пан­ди­он.

Оцените статью
Античная мифология