Культ Геракла — 1

Геракл был олимпийским полубогом, которому поклонялись как божественному защитнику человечества.

У него было множество святынь по всему древнему миру, и его праздники широко отмечались. Его главный культовый центр находился в Фивах, месте, где он родился в мифах.

В классическом искусстве Геракл изображался мускулистым мужчиной с дубинкой и плащом из львиной шкуры.

ОСНОВНОЙ КУЛЬТ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 32. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В гим­на­сии — ста­туи Гер­ме­са, Герак­ла и Тесея, тво­ре­ния еги­пет­ских(2) масте­ров; не толь­ко у всех элли­нов, но теперь уже и у мно­гих вар­ва­ров при­ня­то возда­вать честь этим трем боже­ствам не толь­ко в гим­на­си­ях, но и в пале­страх [ста­вя их изо­бра­же­ния…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 8. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Явля­ют­ся оте­че­ски­ми для дорян, в осо­бен­но­сти про­тив Герак­ла».

 

Цицерон. О природе богов. Книга 3. 15. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Вся Гре­ция чтит в каче­стве богов: Лев­ко­тею, кото­рую преж­де назы­ва­ли Ино, и ее сына Пале­мо­на. Наши чтут Гер­ку­ле­са, Эску­ла­па [Асклепий], Тин­да­ридов [Диоскуры], Рому­ла и еще мно­гих дру­гих».

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 19. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть и свя­ти­ли­ще Герак­ла, назы­вае­мое Кино­сар­гом (Белой соба­кой)86; исто­рию это­го назва­ния мож­но узнать, про­чтя про­ри­ца­ние о белой соба­ке; тут сто­ят жерт­вен­ни­ки Герак­лу и Гебе, кото­рая, как пола­га­ют, будучи доче­рью Зев­са, ста­ла женою Герак­ла. Соору­жен здесь жерт­вен­ник и Алк­мене (мате­ри Герак­ла) и Иолаю, кото­рый вме­сте с Герак­лом совер­шил боль­шую часть подви­гов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 30. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Ака­де­мии… Есть тут жерт­вен­ник Музам и вто­рой жерт­вен­ник Гер­ме­су; а внут­ри они сооруди­ли один жерт­вен­ник Афине, а дру­гой Герак­лу».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 8. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Афинах] Неда­ле­ко от ста­туи Демо­сфе­на нахо­дит­ся храм Аре­са. В нем нахо­дят­ся две ста­туи Афро­ди­ты… Око­ло хра­ма сто­ят ста­туи Герак­ла, Тесея и Апол­ло­на Ана­ду­ме­на, завя­зы­ваю­ще­го лен­тою воло­сы».

 

Геродот. История. Книга 5. 63. 4. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«в Атти­ке (близ хра­ма Герак­ла, что в Кино­сар­ге) есть моги­ла Анхи­мо­лия».

 

Геродот. История. Книга 6. 116. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[Во время персидской войны] Афи­няне со всех ног спе­ши­ли на защи­ту род­но­го горо­да и успе­ли при­быть туда рань­ше вар­ва­ров. И как они при­бы­ли от свя­ти­ли­ща Герак­ла в Мара­фоне, так теперь оста­но­ви­лись и раз­би­ли стан у дру­го­го Герак­ло­ва свя­ти­ли­ща, что в Кино­сар­ге [близ Афин]».

 

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Фемистокл. 1. 2. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I.
Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова.) (Древнегреческий писатель и философ римской эпохи. 120 г. н.э)

 

«Неза­кон­но­рож­ден­ные соби­ра­лись в Кино­сар­ге: это — гим­на­сий за город­ски­ми ворота­ми, посвя­щен­ный Герак­лу, пото­му что сре­ди богов и он не был чистой кро­ви, но счи­тал­ся неза­кон­но­рож­ден­ным по мате­ри, кото­рая была смерт­ной жен­щи­ной».

II. МАРАФОН ГОРОД В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 15. 34. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Послед­няя кар­ти­на [на рынке Афин] изо­бра­жа­ла сра­жав­ших­ся при Мара­фоне [исторической войне]. Из бео­тий­цев одни жите­ли Пла­теи и все вой­ско Атти­ки всту­пи­ли в руко­паш­ный бой с вар­ва­ра­ми. Здесь изо­бра­жа­ет­ся еще нере­шен­ное сра­же­ние. А в раз­гар боя вар­ва­ры уже бегут и тол­ка­ют друг дру­га в боло­то. На краю кар­ти­ны изо­бра­же­ны фини­кий­ские кораб­ли, вар­ва­ры ста­ра­ют­ся влезть на них, а элли­ны их изби­ва­ют. Тут же нари­со­ван и герой Мара­фон, от кото­ро­го вся эта рав­ни­на полу­чи­ла свое назва­ние, а так­же Тесей, изо­бра­жен­ный как буд­то он под­ни­ма­ет­ся из зем­ли, кро­ме того, Афи­на и Геракл [то есть бог Геракл, пришедший помочь афинянам в битве]. У мара­фон­ских жите­лей, как они сами гово­рят, впер­вые Геракл стал почи­тать­ся богом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 32. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут каж­дую ночь мож­но слы­шать ржа­ние коней и заме­тить сра­жаю­щих­ся вои­нов [призраки исторической Марафонской войны]. Не быва­ет, чтобы это про­шло даром кому-либо, кто нароч­но явит­ся посмот­реть на это явле­ние, но если кому по незна­нию или как-либо слу­чай­но <при­дет­ся это видеть>, гне­ва богов на того не быва­ет. Мара­фо­няне почи­та­ют тех, кто пал в этой бит­ве, назы­вая их геро­я­ми; чтут они и Мара­фо­на, от кото­ро­го имя это­му дему, и Герак­ла, гово­ря, что они пер­вые из элли­нов при­зна­ли Герак­ла богом».

 

Геродот. История. Книга 6. 108. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«К афи­ня­нам же у свя­щен­ной рощи Герак­ла [в Марафоне в начале Персидской войны] подо­шли на помощь со всем сво­им опол­че­ни­ем пла­тей­цы».

 

Геродот. История. Книга 6. 116. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 125) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[Во время персидской войны] Пока пер­сы оги­ба­ли Суний, афи­няне со всех ног спе­ши­ли на защи­ту род­но­го горо­да и успе­ли при­быть туда рань­ше вар­ва­ров. И как они при­бы­ли от свя­ти­ли­ща Герак­ла в Мара­фоне, так теперь оста­но­ви­лись и раз­би­ли стан у дру­го­го Герак­ло­ва свя­ти­ли­ща, что в Кино­сар­ге».

III. АХАРНЫ ДЕРЕВНЯ В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 31. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть еще дем Ахар­ны; жите­ли его чтут из богов Апол­ло­на Аги­ея (Охра­ня­ю­ще­го доро­ги) и Герак­ла».

IV. ОРОП ГОРОД В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 34. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Так и у жите­лей Оро­па есть храм Амфи­а­рая и его ста­туя из бело­го мра­мо­ра. Его жерт­вен­ник разде­лен на отдель­ные части: одна посвя­ще­на Герак­лу, Зев­су и Апол­ло­ну Пэо­ну (Цели­те­лю), вто­рая посвя­ще­на геро­ям и женам геро­ев, третья — Гестии, Гер­ме­су, Амфи­а­раю и из сыно­вей его Амфи­ло­ху»

Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс
Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 3. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти с пло­ща­ди по доро­ге к Лехею, то встре­ча­ют­ся Про­пи­леи… немно­го в сто­роне напра­во сто­ит мед­ная ста­туя Герак­ла».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 4. 58. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Свя­ти­ли­ще Афи­ны Хали­ни­ти­ды нахо­дит­ся у них воз­ле [коринфского] теат­ра. А рядом сто­ит дере­вян­ное изо­бра­же­ние наго­го Герак­ла; гово­рят, что это тво­ре­ние Деда­ла [мифического мастера]. Про­из­веде­ния Деда­ла на вид кажут­ся доволь­но стран­ны­ми, но в них ска­зы­ва­ет­ся нечто боже­ст­вен­ное».

КУЛЬТ В СИКИОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СИКИОН СТОЛИЦА СИКИОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 9. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Тут [около святилища Аполлона Ликий­ско­го в Сикионе] же сто­ит мед­ная ста­туя Герак­ла, работы сики­он­ца Лисип­па, а рядом нахо­дит­ся Гер­мес Аго­рей (Покро­ви­тель рын­ков)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 10. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В гим­на­сии, нахо­дя­щем­ся неда­ле­ко от пло­ща­ди [Сикиона], воз­двиг­ну­та мра­мор­ная ста­туя Герак­ла, тво­ре­ние Ско­па­са30. Есть храм Герак­ла и в дру­гом месте: весь этот уча­сток назы­ва­ют Педи­зой (местом игр); посе­редине участ­ка нахо­дит­ся храм, а в нем древ­нее дере­вян­ное изо­бра­же­ние, худо­же­ст­вен­ное созда­ние Лафая из Фли­ун­та. Тут при жерт­во­при­но­ше­ни­ях они соблюда­ют сле­дую­щие обы­чаи. Они рас­ска­зы­ва­ют, что когда Фест при­был в Сики­он, то он застал, что они при­но­сят Герак­лу жерт­вы толь­ко как герою. Фест ни в коем слу­чае не поз­во­лил им это делать, но насто­ял на том, чтобы они при­но­си­ли ему жерт­вы как богу. И доныне еще сики­он­цы, при­но­ся ему в жерт­ву овцу и сжи­гая бед­ра на жерт­вен­ни­ке, часть мяса поеда­ют как от насто­я­щей жерт­вы богам, а дру­гую (уни­что­жа­ют) как при­не­сен­ную в жерт­ву герою. Из того празд­ни­ка, кото­рый они справ­ля­ют в честь Герак­ла, пер­во­му дню дав наиме­но­ва­ние… «Име­на», вто­рой день они назы­ва­ют «Герак­ле­я­ми»».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 26. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Но кто уже видел ста­тую Герак­ла в Сики­оне, тот может утвер­ждать, что и ста­туя Апол­ло­на в Эги­ре явля­ет­ся работой того же Лафая47 из Фли­ун­та».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ

Стаций. Сильвы. Книга 3. 1. 1. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 99):

 

«Чаще не стану [бог Геракл] бывать ни в Немее, ни в Аргосе древнем,
Ни во владенье Тибурском [Риме], ни в спальне солнца —
Гадесе [в Испании]».
[Все это были места хорошо известны культом бога]»

II. НЕМЕЯ & КЛЕОНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 74 — 76. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 28-29) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Преж­де все­го он [Геракл] полу­чил при­каз при­не­сти шку­ру Немей­ско­го льва. Зверь этот, рож­ден­ный Тифо­ном, был неуяз­вим. Отпра­вив­шись на это­го льва, Геракл при­был в Клео­ны и был там радуш­но при­нят бед­ным чело­ве­ком по име­ни Молорх. Когда Молорх захо­тел зако­лоть в жерт­ву богам жерт­вен­ное живот­ное, Геракл велел ему подо­ждать трид­цать дней; если он воз­вра­тит­ся с охоты цел и невредим, то жерт­ву надо будет при­не­сти Зев­су Спа­си­те­лю, если же он погибнет, то ему само­му как герою…
[После убийства льва] Ухва­тив его рукою за гор­ло, он заду­шил его и, взва­лив на пле­чи, понес в Мике­ны. Молор­ха он застал в самый послед­ний день соби­рав­шим­ся при­не­сти ему жерт­ву как погиб­ше­му. При­не­ся жерт­ву Зев­су Спа­си­те­лю, Геракл при­нес льва в Мике­ны».

 

Стаций. Фиваида. Книга 4. 156. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 64) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«В честь Геркулеса поют [армия Семерых против Фив] пеан, о том, как от чудищ
мир он избавил, и бог их слышит с Эты лесистой.
Вот из Немей отряд, и военная сила, какую
лозы священные шлют клеонейца Молорха в сраженье; —
дом его [Геракла] славный (а в нем — доспех гостившего бога
ивовым входом сокрыт) на малом виднеется поле,
где поднимается дуб, — к нему был мощный когда-то
лук прислонен, а земля следы сохраняет от локтя».

 

Стаций. Сильвы. Книга 3. 1. 1. На день рождения Лукана, к Полле. 5-8. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 99):

 

«Чаще не стану [бог Геракл] бывать ни в Немее, ни в Аргосе древнем,
Ни во владенье Тибурском [Риме], ни в спальне солнца —
Гадесе [в Испании]»».

III. КОРИФ ГОРА В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 28. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если под­ни­мать­ся на гору Кориф, то по доро­ге есть дере­во, так назы­вае­мая «Кру­че­ная оли­ва»; винов­ник это­го — Геракл, кото­рый сво­ей рукой при­вел ее в такой вид. Я лич­но не уве­рен, отме­тил ли он таким же обра­зом гра­ни­цу и аси­ней­цам в Арго­лиде; так как обе стра­ны были мно­го раз опу­сто­ше­ны и с той и с дру­гой сто­ро­ны, то нель­зя уже ясно опре­де­лить, где их гра­ни­цы».

IV. ТРЕЗЕН ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 32. 41. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Я сам видел и дом Иппо­ли­та: перед ним нахо­дит­ся так назы­вае­мый источ­ник Герак­ла; эту воду, как гово­рят жите­ли Тре­зе­на, открыл Геракл».

V. МЕФАНЫ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 34. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тре­зен­ская зем­ля пред­став­ля­ет полу­ост­ров, дале­ко ухо­дя­щий в море; на нем, око­ло моря, постро­ен неболь­шой горо­док Мефа­ны. В нем есть храм Иси­ды, на пло­ща­ди сто­ят ста­туи: одна — Гер­ме­са и дру­гая — Герак­ла».

Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс
Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Национальный римский музей Палаццо Альтемпс

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ

Пиндар. Немейские песни. 10. 52. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 157) (греческая лирика 5 в. до н. э.):

 

«Кастор с Полидевком [Диоскуры], кровным своим,
Гостями были Памфая, —
Так диво ли,
Что пророс его род лучшими из состязателей?
С Гермесом и Гераклом
Братья-блюстители Спарты, широкой в плясках»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 14. 63. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Дро­мо­сом (Бегом) лакеде­мо­няне назы­ва­ют то место, где еще и в наше вре­мя пред­пи­сы­ва­лось юно­шам упраж­нять­ся в беге. Если идти на этот Дро­мос от моги­лы Аги­а­дов, то нале­во будет могиль­ный памят­ник Эвмеда — он был тоже сыном Гип­по­ко­он­та, — будет и ста­рин­ная ста­туя Герак­ла, кото­ро­му при­но­сят жерт­вы сфе­реи, — это те, кого из эфе­бов зачис­ля­ют в чис­ло взрос­лых муж­чин. На Дро­мо­се постро­е­ны два гим­на­сия».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 15. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Даль­ше идут свя­ти­ли­ща Еле­ны и Герак­ла, свя­ти­ли­ще Еле­ны — рядом с моги­лой Алк­ма­на, а свя­ти­ли­ще Герак­ла — рядом со сте­ной, и в нем сто­ит ста­туя воору­жен­но­го Герак­ла; они гово­рят, что этой ста­туе при­дан такой вид в вос­по­ми­на­ние сра­же­ния Герак­ла с Гип­по­ко­он­том и его сыно­вья­ми. Рас­ска­зы­ва­ют, что пово­дом к враж­де Герак­ла про­тив дома Гип­по­ко­он­та послу­жи­ло сле­дую­щее: когда после убий­ства Ифи­та Геракл при­шел в Спар­ту, чтобы очи­стить­ся, они отка­за­ли ему в очи­ще­нии. Еще дру­гое обсто­я­тель­ство помог­ло воз­го­реть­ся войне. Вме­сте с Герак­лом при­шел в Спар­ту Эон, по воз­рас­ту еще маль­чик, род­ст­вен­ник Герак­ла — он был сыном Ликим­ния, бра­та Алк­ме­ны. Когда он ходил осмат­ри­вать город и ока­зал­ся око­ло дома Гип­по­ко­он­та, на него напа­ла их сто­ро­же­вая соба­ка. Эон бро­сил в соба­ку попав­ший­ся под руку камень и убил ее; тогда сыно­вья Гип­по­ко­он­та выбе­жа­ли из дому и пал­ка­ми заби­ли до смер­ти Эона. Это осо­бен­но раз­дра­жи­ло Герак­ла про­тив Гип­по­ко­он­та и его сыно­вей, и он тот­час же, пылая гне­вом, дви­нул­ся на них и всту­пил с ними в бой. Он был ранен и при­нуж­ден неза­мет­но уда­лить­ся; впо­след­ст­вии ему уда­лось, дви­нув­шись похо­дом на Спар­ту, ото­мстить Гип­по­ко­он­ту, ото­мстить и детям Гип­по­ко­он­та за убий­ство Эона. Погре­баль­ный памят­ник Эона соору­жен око­ло свя­ти­ли­ща Герак­ла».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 17. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«На меди, в виде релье­фа, были изо­бра­же­ны как мно­гие из «трудов» Герак­ла, так и мно­го дру­гих его подви­гов, кото­рые он совер­шил доб­ро­воль­но».

II. РЯДОМ СО СКОТИТОЙ ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 10. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти по доро­ге, веду­щей от при­гра­нич­ных герм, то вся эта мест­ность покры­та дуба­ми… нахо­дит­ся и храм Зев­са Ско­ти­та. Если вер­нуть­ся назад и отсюда прой­ти немно­го даль­ше и вновь повер­нуть нале­во, но тут есть ста­туя Герак­ла и тро­фей; гово­рят, что его поста­вил Геракл, убив Гип­по­ко­он­та и его детей».

 

III. ГИТИОН ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 21. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Жите­ли Гити­о­на гово­рят, что их город не был осно­ван каким-нибудь смерт­ным чело­ве­ком, но рас­ска­зы­ва­ют, что Геракл и Апол­лон как-то поссо­ри­лись из-за тре­нож­ни­ка; когда же они при­ми­ри­лись, то после этой ссо­ры они вме­сте постро­и­ли этот город; у них на пло­ща­ди есть ста­туи Апол­ло­на и Герак­ла, а око­ло них Дио­ни­са».

IV. ЛАС ДЕРЕВНЯ В ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 24. 60. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Еще и до сих пор сохра­ни­лись раз­ва­ли­ны ста­рин­но­го горо­да; перед его сте­на­ми сто­ят: изо­бра­же­ние Герак­ла».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕССЕНИЯ СТОЛИЦА МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 23. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ман­тикл постро­ил мес­сен­цам и храм Герак­ла; вне стен горо­да воз­двиг­ну­та ста­туя бога, так назы­вае­мо­го Герак­ла Ман­тик­ла».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 26. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Но еще за год до счаст­ли­во­го для фиван­цев сра­же­ния при Левк­трах [4 век до н.э.] бог дал зна­ме­ние мес­сен­цам, что они вер­нут­ся в Пело­пон­нес. Одно зна­ме­ние было в Мес­сене той, что у (Сици­лий­ско­го) про­ли­ва; гово­рят, жрец Герак­ла имел во сне сле­дую­щее виде­ние: ему каза­лось, что Зевс звал Герак­ла Ман­тик­ла в гости на Ито­му [священная гора бога над городом Мессения]… на самом же деле этот сон пока­зы­вал, что они вер­нут­ся в Мес­се­нию».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 31. 10. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Но наи­боль­шее коли­че­ство ста­туй и наи­бо­лее достой­ных обо­зре­ния дает нам храм Аскле­пия: там нахо­дят­ся отдель­ной груп­пой ста­туи само­го бога и его детей, отдель­но груп­па Апол­ло­на и муз, отдель­но груп­па Герак­ла и горо­да Фивы, затем Эпа­ми­нонд, сын Клеом­мида, Тиха и Арте­ми­да Фос­фо­ра (Све­то­нос­ная). Ста­туи, сде­лан­ные из мра­мо­ра, — тво­ре­ние Дамо­фон­та; это един­ст­вен­ный скуль­п­тор из мес­сен­цев, заслу­жи­ваю­щий вни­ма­ния, насколь­ко я знаю».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 32. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В так назы­вае­мом у мес­сен­цев Гиеро­ти­си­оне (Двор­це жертв) нахо­дят­ся изо­бра­же­ния всех богов, кото­рых почи­та­ют элли­ны… в гим­на­сии — ста­туи Гер­ме­са, Герак­ла и Тесея, тво­ре­ния еги­пет­ских масте­ров; не толь­ко у всех элли­нов, но теперь уже и у мно­гих вар­ва­ров при­ня­то возда­вать честь этим трем боже­ствам не толь­ко в гим­на­си­ях, но и в пале­страх [ста­вя их изо­бра­же­ния».

 

II. АБИЯ ДЕРЕВНЯ В МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Еще в наше вре­мя в Мес­се­нии в ста­ди­ях два­дца­ти от Херий­ской (Поро­ся­чьей) доли­ны нахо­дит­ся при­мор­ский город Абия… Рас­ска­зы­ва­ют, что когда Гилл и доряне были побеж­де­ны ахе­я­на­ми, сюда в Иру уда­ли­лась Абия, кор­ми­ли­ца Гле­на, сына Герак­ла, посе­ли­лась здесь и сооруди­ла храм Герак­лу; мно­го лет спу­стя Крес­фонт [потомок Геракла] сре­ди дру­гих поче­стей, ока­зан­ных ей, пере­ме­нил назва­ние горо­да, назвав его по ее име­ни Аби­ей. Тут был зна­ме­ни­тый храм Герак­ла <и Абии> и дру­гой храм — Аскле­пия».

"Геркулес Фарнезский", греко-римская бронзовая статуэтка 1 век нашей эры, Лувр
«Геркулес Фарнезский», греко-римская бронзовая статуэтка 1 век нашей эры, Лувр

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭЛИДА СТОЛИЦА ЭЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 23. 1. . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Элиде одной из досто­при­ме­ча­тель­но­стей явля­ет­ся древ­ний гим­на­сий. И преж­де чем атле­ты полу­чат раз­ре­ше­ние высту­пить в Олим­пии, им пола­га­ет­ся в этом гим­на­сии про­де­лать обыч­ный круг упраж­не­ний. Внут­ри сте­ны меж­ду бего­вы­ми дорож­ка­ми рас­тут высо­кие пла­та­ны. Весь этот уча­сток назы­ва­ет­ся Кси­стом (Вычи­щен­ным), пото­му что Геракл, сын Амфи­т­ри­о­на, каж­дый день зани­мал­ся ради упраж­не­ния тем, что выдер­ги­вал и вычи­щал рос­шие здесь кусты акан­фа. Часть дро­мо­са, назна­чен­ная для состя­за­ния бегу­нов и мест­ны­ми жите­ля­ми назы­вае­мая свя­щен­ной, отде­ле­на от той части, где ведут свои упраж­не­ния в беге бегу­ны и зани­маю­щи­е­ся пен­тат­лом. В гим­на­сии есть место, назы­вае­мое Пле­три­он; здесь гел­ла­но­ди­ки застав­ля­ют состя­зать­ся буду­щих сопер­ни­ков друг с дру­гом, руко­вод­ст­ву­ясь в их сопо­став­ле­нии или воз­рас­том или их уме­ни­ем; состя­за­ют­ся они в борь­бе. Есть в этом гим­на­сии и жерт­вен­ни­ки богам: Герак­лу Идей­ско­му, нося­ще­му наиме­но­ва­ние Парас­та­та (Защит­ни­ка), Эроту, а затем тому, кого элей­цы и вме­сте с элей­ца­ми афи­няне назы­ва­ют Ант­эротом (Отвра­ти­те­лем люб­ви)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 23. . (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть и тре­тий гим­на­сий, уча­сток кото­ро­го обне­сен огра­дой; он назы­ва­ет­ся Мал­фо (Мяг­кий воск) за мяг­кость поч­вы; во вре­мя празд­неств эфе­бы име­ют сюда доступ все вре­мя. В одном углу Мал­фо сто­ит изо­бра­же­ние Герак­ла до плеч».

II. ДЕРЕВНЯ ОЛИМПИЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ

Геракл был богом покровителем Олимпийских игр. Говорят, что он учредил многие старые культовые обычаи. Дактилий Геракл и герой Геракл практически неотличимы в Олимпии. Ссылки на обох включены здесь.

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 8. 19. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«После это­го, при­бли­зи­тель­но лет пять­де­сят спу­стя после быв­ше­го при Дев­ка­ли­оне у элли­нов пото­па, при­шел с ост­ро­ва Кри­та Кли­мен, сын Кар­ди­са, родом от Идей­ско­го Герак­ла; он, гово­рят, устро­ил состя­за­ния в Олим­пии и соорудил Куре­там и в част­но­сти сво­е­му пред­ку Герак­лу жерт­вен­ник, дав наиме­но­ва­ние Герак­лу Парас­тат (Защит­ник)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 79. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«За этим жерт­вен­ни­ком [несколько жерт­вен­ни­ков у начала ипподрома] идет жерт­вен­ник Герак­лу, име­ну­е­мо­му Парас­та­том (Защит­ни­ком); постав­ле­ны жерт­вен­ни­ки и бра­тьям Герак­ла: Эпи­меду, Ида­су, Пео­нею и Иасию. Жерт­вен­ник Ида­са, я знаю, дру­ги­ми назы­ва­ет­ся жерт­вен­ни­ком Аке­сида».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Рядом с сокро­вищ­ни­цей сики­он­цев нахо­дит­ся жерт­вен­ник Куре­тов, или Герак­ла, сына Алк­ме­ны: назы­ва­ют его дво­я­ко».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 4. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Так как Элла­да тогда [ во время мифического возвращения Гераклидов на Пелопоннес] осо­бен­но стра­да­ла от граж­дан­ских войн и от болез­ни, вро­де моро­вой язвы, то Ифит отпра­вил­ся в Дель­фы спро­сить бога, как най­ти избав­ле­ние от этих бед­ст­вий. И гово­рят, что Пифи­ей было ему пред­пи­са­но, чтобы он сам и элей­цы вос­ста­но­ви­ли Олим­пий­ское состя­за­ние. Ифит убедил элей­цев при­но­сить жерт­вы и Герак­лу: до это­го вре­ме­ни они счи­та­ли Герак­ла себе враж­деб­ным. Над­пись в Олим­пии назы­ва­ет Ифи­та сыном Гемо­на, мно­гие из элли­нов гово­рят, что его отцом был Пра­к­со­нид, а не Гемон; древ­ние же доку­мен­ты элей­цев при­пи­сы­ва­ют Ифи­ту отца с тем же име­нем».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 7. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Во вре­мя шуток и игр Геракл, как стар­ший из них [Дак­ти­лий] по воз­рас­ту, вызвал их на состя­за­ние в беге и победив­ше­го из них увен­чал вет­вью дикой мас­ли­ны; у них было такое коли­че­ство дикой мас­ли­ны, что они спа­ли на ней, подо­стлав под себя зеле­ные вет­ки. Гово­рят, что дикую мас­ли­ну Геракл при­вез к элли­нам из стра­ны гипер­бо­ре­ев и что это те люди, кото­рые живут за пре­де­ла­ми <север­но­го> вет­ра Борея.
[Геракл, сын Зевса, и Геракл Дактилий здесь синонимы]»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 8. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Устра­и­вал их [Олимпийские игры] и Авгий и Геракл, сын Амфи­т­ри­о­на, после того как он взял Элиду. В чис­ле тех, кого он увен­чал, как победи­те­лей, был Иолай, ехав­ший на кобы­лах Герак­ла… И о самом Герак­ле гово­рят, что он одер­жал победу в борь­бе и пан­кра­тии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 10. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Олим­пии изо­бра­же­на и боль­шая часть подви­гов Герак­ла. Над <пере­д­ни­ми> две­ря­ми хра­ма изо­бра­же­ны охота на аркад­ско­го каба­на, рас­пра­ва Герак­ла с Дио­медом Фра­кий­ским и с Гери­о­ном в Эри­фии; изо­бра­жен Геракл так­же в тот момент, когда он соби­ра­ет­ся взять на себя от Атлан­та тяготу <неба>, когда он очи­ща­ет от наво­за Элей­скую зем­лю; над ворота­ми зад­не­го вхо­да хра­ма изо­бра­же­но, как он отни­ма­ет пояс у ама­зон­ки, его охота за ланью и в Кно­се на быка, как он изби­ва­ет птиц стим­фа­лий­ских, как уби­ва­ет гид­ру и льва в Аргос­ской зем­ле».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 13. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Гово­рят, что этот уча­сток [Пело­пи­он в Олимпии] отвел Пело­пу еще Геракл, сын Амфи­т­ри­о­на: он был потом­ком Пело­па в чет­вер­том поко­ле­нии; и гово­рят еще, что он при­нес ему жерт­ву над ямой. 2. И теперь ему при­но­сят жерт­ву еже­год­но сме­ня­ю­щи­е­ся долж­ност­ные лица при вступ­ле­нии в долж­ность: жерт­вен­ным живот­ным явля­ет­ся чер­ный баран. От этой жерт­вы жре­цу не отде­ля­ет­ся ника­кой части, но пола­га­ет­ся давать толь­ко шею бара­на так назы­вае­мо­му дро­во­се­ку».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 13. 82. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Жерт­вен­ник Зев­са в Олим­пии нахо­дит­ся почти на рав­ном рас­сто­я­нии от Пело­пи­о­на и хра­ма Геры, но рас­по­ло­жен впе­ре­ди обо­их. Одни гово­рят, что он соору­жен Герак­лом Идей­ским, дру­гие — что мест­ны­ми геро­я­ми, жив­ши­ми дву­мя поко­ле­ни­я­ми позд­нее Герак­ла. Сде­лан он из пеп­ла бед­рен­ных костей тех жертв, кото­рые при­но­си­лись Зев­су».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 14. 1 — 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Большой] Жерт­вен­ник [Зевса] в Олим­пии пред­став­ля­ет и дру­гое чудо: кор­шу­ны, наи­бо­лее хищ­ные из всех птиц, ни в чем не оби­жа­ют при­но­ся­щих жерт­ву в Олим­пии. Если же слу­чит­ся, что кор­шун похи­тит внут­рен­но­сти жерт­вен­ных живот­ных или кусок мяса, то это счи­та­ет­ся небла­го­при­ят­ным зна­ме­ни­ем для при­но­ся­ще­го жерт­ву. Гово­рят, когда Геракл, сын Алк­ме­ны, при­но­сил жерт­ву в Олим­пии, ему страш­но надо­еда­ли мухи; сам ли он нашел это сред­ство или кто его научил, но он при­нес жерт­ву Зев­су Апо­мию (Отвра­ти­те­лю мух) и таким обра­зом про­гнал мух за Алфей. Гово­рят, что по этой самой при­чине элей­цы при­но­сят жерт­вы Зев­су Апо­мию, когда изго­ня­ют мух из Олим­пии. Элей­цы счи­та­ют нуж­ным употреб­лять при жерт­во­при­но­ше­ни­ях Зев­су дро­ва толь­ко бело­го топо­ля, а не како­го-либо дру­го­го дере­ва, по той при­чине пред­по­чи­тая белый тополь, как мне кажет­ся, всем дру­гим дере­вьям, что Геракл при­нес его в Элла­ду из стра­ны фес­протов. Я лич­но думаю, что и Геракл, когда при­но­сил жерт­ву Зев­су в Олим­пии, сжег бед­ра жерт­вен­ных живот­ных на дро­вах из бело­го топо­ля. Геракл нашел его рас­ту­щим у реки Ахе­рон­та в стране фес­протов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 25. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Неда­ле­ко от при­но­ше­ния ахей­цев есть так­же ста­туя Герак­ла, сра­жаю­ще­го­ся с ама­зон­кой, жен­щи­ной, сидя­щей вер­хом на лоша­ди, из-за ее поя­са. Эту ста­тую посвя­тил Эва­гор, родом из Зан­к­лы, а вая­те­лем был Ари­стокл из Кидо­нии; это­го Ари­сток­ла надо при­чис­лить к самым древним худож­ни­кам; точ­но никто не может опре­де­лить вре­ме­ни его жиз­ни, но ясно, что жил он еще рань­ше, чем Занк­ла полу­чи­ла свое нынеш­нее наиме­но­ва­ние Мес­се­ны… Фасос­цы [греческого острова Фасос] они посвя­ти­ли в Олим­пию ста­тую Герак­ла; и поста­мент и сама ста­туя были из меди. Высота этой ста­туи — восемь лок­тей; в пра­вой руке Геракл дер­жит дуби­ну, в левой — лук».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 26. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Воз­ле мень­ших пожерт­во­ва­ний Мики­фа [в Олимпии], работы Дио­ни­сия, сто­ят изо­бра­же­ния неко­то­рых подви­гов Герак­ла: борь­бы с немей­ским львом, с гид­рой, с адским псом и с каба­ном у реки Эри­ман­фа. Доста­ви­ли их в Олим­пию герак­леоты [в Вифинии], сде­лав набег на зем­лю сосед­них с ними вар­ва­ров, мари­ан­ди­нов».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 19. 12. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Мегар­цы, погра­нич­ные с Атти­кой, тоже выстро­и­ли сокро­вищ­ни­цу [в Олимпии] и в нее поме­сти­ли как посвя­ще­ние богу сде­лан­ные из кед­ро­во­го дере­ва неболь­шие фигур­ки, укра­шен­ные наклад­ным золо­том; они изо­бра­жа­ли бит­ву Герак­ла с Ахе­ло­ем. Там были Зевс и Дея­ни­ра, Ахе­лой и Геракл, и Арес, помо­гаю­щий Ахе­лою. Там сто­я­ло изо­бра­же­ние и Афи­ны, как помощ­ни­цы Герак­ла; теперь это изо­бра­же­ние сто­ит в хра­ме Геры, рядом с Гес­пе­рида­ми».

III. ХРЕБЕТ САВРА В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если перей­ти реку Эри­манф[1] око­ло гор­но­го хреб­та, назы­вае­мо­го хреб­том Сав­ра, то там будет моги­ла Сав­ра и свя­ти­ли­ще Герак­ла, в наше вре­мя пред­став­ля­ю­щее раз­ва­ли­ны. Гово­рят, что Савр гра­бил пут­ни­ков и соседей, пока не полу­чил долж­но­го воз­мездия от Герак­ла».

Оцените статью
Античная мифология