Культ Геракла 2

Геракл был олимпийским полубогом, которому поклонялись как божественному защитнику человечества.

Эта страница описывает его культ в Ахее, Аркадии, центральной и северной Греции и в Эгейском море. Его главная святыня находилась в городе Фивы.

Содержание
  1. КУЛЬТ В АХЕЕ
  2. I. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
  3. II. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ БУРА В АХЕЕ
  4. КУЛЬТ В АРКАДИИ
  5. I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ
  6. II. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ ФЕДРИЯ В АРКАДИИ
  7. III. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
  8. КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  9. I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ
  10. II. ТЕНЕРСКАЯ РАВНИНА. РАВНИНА БЛИЗ ФИВ В БЕОТИИ
  11. III. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ МИКАЛЕСС В БЕОТИИ
  12. IV. ГИЕТТ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  13. V. ФЕСПИИ. ГОРОД В БЕОТИИ
  14. VI. ФИСБА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ
  15. VII. ДЕРЕВНЯ ТИФА В БЕОТИИ
  16. VIII. ЛАФИСТИОН ГОРА В БЕОТИИ
  17. IX. ОКОЛО ГОРОДА ОРХОМЕН В БЕОТИИ
  18. КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  19. I. ГОРОД ДЕЛЬФЫ & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ
  20. КУЛЬТ В ОЗОЛЬСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  21. I. «ГЕРАКЛОВЫ ВОДЫ» — ИСТОЧНИК В ФЕРМОПИЛАХ в ЛОКРИДЕ
  22. КУЛЬТ В АКАРНАНИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  23. I. АЛИЗИЯ ГОРОД В АКАРНАНИИ
  24. КУЛЬТ В ОПУНТСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
  25. I. ФЕРМОПИЛЫ & ГОРА ЭТА В ЛОКРИДЕ
  26. КУЛЬТ В МАЛИДЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  27. I. ГОРА ЭТА В МАЛИДЕ
  28. КУЛЬТ В ЭПИРЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)
  29. I. АМБАРКИЯ СТОЛИЦА ЭПИРА
  30. КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  31. I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА
  32. КУЛЬТ В ФАСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  33. I. ФАСОС СТОЛИЦА ФАСОСА

КУЛЬТ В АХЕЕ

I. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Гл. 23. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В здании прямо против входа на площадь, на другой ее стороне, находятся статуи, тоже медные, с одной стороны Посейдона и Геракла, с другой — Зевса и Афины: они называют эти статуи «Богами из Аргоса», потому что, как говорят аргивяне, они были сделаны в городе Аргосе; сами же жители Эгиона утверждают, что аргивяне дали им эти статуи на сохранение, как в надежное место, и что им было, кроме того, поручено приносить этим статуям каждый день жертвы».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 24. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Взморье, на котором находятся вышеназванные святыни, богато многочисленными источниками, приятными и для глаз и на вкус. Есть у них и храм Сотерии (Спасения). Видеть эту статую нельзя никому, кроме священнослужителей; между прочим, они совершают следующий обряд: они берут из святилища богини местные лепешки и пускают их в море; они говорят, что посылают их в Сиракузы Аретузе. [4] Есть в Эгионе и другие медные статуи: Зевс еще в детском возрасте и Геракл, тоже еще безбородый юноша, работы Агелада из Аргоса. Для них каждый год выбираются жрецы, и каждая из этих статуй хранится в доме своего священнослужителя. В еще более древние времена из мальчиков в качестве священнослужителя Зевсу выбирался тот, который других превосходил красотою; как только у него начинала появляться борода, это почетное звание, связанное с красотою, переходило к другому. Таков тут был обычай».

 

II. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ БУРА В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга VII, ГЛ. 25. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Спустившись от Буры к морю, мы встречаем реку, называемую Бураик; в пещере стоит небольшая статуя Геракла; ему тоже прозвание Бураик. Тут обычно происходит гадание при помощи таблички и игральных костей. Обращающийся к богу за предсказанием молится перед его статуей, а затем, помолившись, берет кости, числом четыре, большое количество которых лежит перед статуей Геракла, и бросает их на стол. Каждая игральная кость имеет различные знаки, и по табличке дается толкование <божьего слова> соответственно с <выпавшими> знаками».

 

КУЛЬТ В АРКАДИИ

I. МЕГАЛОПОЛИС СТОЛИЦА АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII, ГЛ. 31. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В ограде храма Великих богинь находятся изображения следующих других богов — они все сделаны в виде четырехугольных колонн: Гермеса, с эпитетом Агетора (Водителя), Аполлона, Афины и Посейдона, а также Гелиоса, именуемого Сотером, и Геракла. Для них сооружен <храм> больших размеров, и там проводятся мистерии в честь Великих богинь».

 

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 32. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Храма, общего для Геракла и Гермеса, который был за стадионом, уже больше не существует, остался только один алтарь, посвященный им»

 

II. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ ФЕДРИЯ В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 35. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Федрия отстоит приблизительно на 15 стадиев от Гермайона (храма Гермеса), называемого «у Деспойны»; это — границы Мессении с землей Мегалополя; тут поставлены небольшие статуи Деспойны (Владычицы) и Деметры, а кроме того, Гермеса и Геракла. Как мне кажется, и ксоан (деревянное изображение), сделанное Дедалом для Геракла, стояло здесь на границе Мессении и Аркадии».

 

III. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 53. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут есть алтарь, который тегеаты называют общим алтарем аркадян. Здесь находится статуя Геракла, и на бедре его сделана рана(3), которую он получил в первой битве с сыновьями Гиппокоонт»

Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Музей Прадо
Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Музей Прадо

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФИВЫ СТОЛИЦА БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 11. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Налево от ворот, которые называются воротами Электры, есть развалины здания, где, говорят, жил Амфитрион, бежавший из Тиринфа вследствие убийства Электриона. Среди этих развалин виден еще покой Алкмены. Говорят, что Амфитриону этот дворец построили Трофоний и Агамед, и на нем была сделана следующая надпись:

Амфитрион себе брачный воздвигнул чертог. Он Алкмену,
Взяв ее в жены, ввести захотел сюда, в новый дворец свой;
Анхасиец построил его с Агамедом Трофоний.

Вот что, как рассказывают фиванцы, было здесь написано; они показывают и могилу детей Геракла от Мегары, при этом они рассказывают об их смерти совершенно так же, как и Стесихор из Гимеры и Паниасис в своих поэмах. Фиванцы только прибавляют к этому, будто Геракл в состоянии безумия собирался убить и Амфитриона, но раньше его охватил сон от удара камнем; говорят, что этот камень в него бросила Афина, и этот камень называют Софронисте́р (Приводящий в разум). 2. Здесь есть также рельефные изображения женщин, но эти изображения уже очень истертые. Фиванцы называют их фармакидами (чародейками) и рассказывают, что они были посланы Герой помешать родам Алкмены. И действительно, они задерживали их, не давая возможности Алкмене родить. Но дочь Тиресия, Гисторида, придумала хитрость против этих фармакид: она подняла крик радости так, что они могли слышать, делая вид, что Алкмена уже родила. Они были обмануты этим и ушли, а Алкмена могла родить.

Тут есть храм Гераклу, а в нем статуя из белого мрамора, называемая Промахос (Воитель), произведение фиванцев Ксенокрита и Эвбия. Древнее же деревянное изображение фиванцы считают творением Дедала, и мне самому кажется, что это так. 3. Говорят, что сам Дедал поставил ее, отплачивая Гераклу за услугу. Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул, и его труп волны вынесли на бывший тогда безымянным остров, выше Самоса. Случайно был на нем Геракл; он узнал труп, похоронил его там, и еще доныне есть небольшая насыпь на мысе, выдающемся в Эгейское море. От имени этого Икара получили свое название и остров и омывающее его море. 4. На фронтонах этого храма Пракситель изобразил фиванцам большинство из так называемых подвигов Геракла13. Здесь нет его победы над стимфалийскими птицами и очищения им элейской земли, <авгиевых конюшен>, но вместо этого изображена его борьба с Антеем. Фрасибул, сын Лика, и из афинян те, которые вместе с ним свергли тиранию тридцати, — двинувшись в этот поход на Афины, они шли из Фив, — посвятили в этот храм Геракла изображения Афины и Геракла колоссальных размеров, сделанные в виде рельефов из пентеликонского мрамора, творения Алкамена.

К храму Геракла примыкают гимнасий и стадион, оба носящие имя этого бога. 5. За камнем Софронистером есть алтарь Аполлону, именуемому Сподием (Из пепла). Он сделан из золы принесенных здесь жертв. Здесь происходит гадание по звуку голоса. Таким способом гадания, насколько я знаю, больше всех из эллинов пользуются жители Смирны: у них за городом, по ту сторону стены, есть даже храм Кледонов (Звуков)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 39. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Из произведений Дедала два находятся у беотийцев: статуя Геракла в Фивах и статуя Трофония в Лебадии… Что осталось от Дедала сверх этого, я не знаю».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 25. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Дорогой, которая идет от Неистейских ворот, можно дойти до храма Фемиды с ее статуей из белого мрамора; за ним — храм Мойр, а дальше — храм Зевса Агорея (Покровителя рынков). Его статуя сделана из мрамора, а в храме Мойр нет статуй. А немного дальше, под открытым небом, стоит статуя Геракла, носящего наименование Риноколуста (Обрезыватель носов) потому что он, как рассказывают фиванцы, у тех вестников, которые пришли от орхоменцев требовать у фиванцев дани, в насмешку отрезал носы».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. 20 [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений» и Коринна в книге I «Героев»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Прета в Фивах родилась дочь Галинфиада. Эта девушка была подругой в играх Алкмены, дочери Электриона. Когда же у Алкмены наступили роды Геракла, Мойры и Илифия, чтобы сделать приятное Гере, продлевали ее мучения. Они сидели вокруг нее, обхватив ее руками, Галинфиада же, боясь, как бы Алкмена не обезумела от тяжких мук, прибежала к Мойрам и Илифии и возвестила, что по воле Зевса у Алкмены родился мальчик, а оказываемые им почести отменены. При этом <известии> оцепенение напало на Мойр, и они тотчас отпустили руки, а Алкмена избавилась от мучений, и родился Геракл. Мойр же охватило горе, и за то, что, будучи смертной, Галинфиада обманула богов, они лишили ее женской природы, превратили ее в хитрую ласку и назначили ей жить в скрытных местах и вступать в неестественный союз: ибо потомство она зачинает через уши, а будучи беременной, изрыгает его горлом. Геката сжалилась над ней, претерпевшей такое превращение, и сделала ее своей священной прислужницей. Геракл же, когда вырос, вспомнил об оказанной ею услуге, поставил статую Галинфиаде у своего дома и приносил ей жертвы. Этот священный обычай фиванцы хранят до сих пор и перед праздником Геракла первой приносят жертвы Галинфиаде».

 

II. ТЕНЕРСКАЯ РАВНИНА. РАВНИНА БЛИЗ ФИВ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 26. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Направо от святилища Кабиров есть равнина, носящая имя прорицателя Тенера, которого считают сыном Аполлона и Мелии, и большой храм Геракла, носящего эпитет Гипподета (Связывателя коней). Говорят, что орхоменцы дошли сюда с войском и что ночью Геракл взял и крепко связал их упряжных лошадей».

 

III. РЯДОМ С ДЕРЕВНЕЙ МИКАЛЕСС В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 19. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В части Микалесса, обращенной к морю, есть храм Деметры Микалессийской. Говорят, что этот храм каждую ночь запирает и вновь <с наступлением дня> отпирает Геракл, а Геракл этот — из числа так называемых Идейских дактилей. Там можно видеть и такое чудо: перед ногами этой статуи кладутся плоды, которые земля приносит в осеннюю пору, и они в течение целого года остаются свежими».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 27. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В действительности этот храм мне показался более древним, чем время Геракла, сына Амфитриона, и принадлежит, вероятно, так называемому Гераклу из Идейских дактилей, тому самому, храмы которого, по моим разысканиям, были и у эрифрейцев в Ионии и у тирийцев. Да и беотийцы не могли не знать имени этого Геракла, поскольку, говорят, они сами поручили наблюдение за храмом Деметры Микалессии этому Идейскому Гераклу».

 

IV. ГИЕТТ ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 24. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Гиетте есть храм Геракла; болящие могут тут найти исцеление. Статуя его, без всякой отделки, сделана по древнему обычаю — в виде грубого камня».

 

V. ФЕСПИИ. ГОРОД В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 27. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть у феспийцев и храм в честь Геракла; жрицей в нем является девушка, несущая эту службу до самой своей кончины. Причиной этого, говорят, было следующее: у Фестия было 50 дочерей, и с ними со всеми в одну и ту же ночь сочетался Геракл, со всеми, кроме одной, которая одна только не пожелала сойтись с ним. <Разгневанный на нее>, Геракл решил наказать ее тем, что осудил ее на всю жизнь остаться девушкой и быть жрицей в его храме. Я лично слыхал другой рассказ, будто Геракл в одну и ту же ночь имел связь со всеми дочерьми — девушками Фестия, и что все они родили ему сыновей, а самая старшая и самая младшая — даже двойни. Первый рассказ я не могу считать верным, так как едва ли Геракл мог прийти в такой гнев по отношению к дочери своего друга. Кроме того, когда он еще жил среди людей, наказывая других, позволявших себе насилия, и особенно за преступления по отношению к богам, как мог бы он воздвигнуть самому себе храм и назначить жрицу, как богу? В действительности этот храм мне показался более древним, чем время Геракла, сына Амфитриона, и принадлежит, вероятно, так называемому Гераклу из Идейских дактилей, тому самому, храмы которого, по моим разысканиям, были и у эрифрейцев в Ионии и у тирийцев. Да и беотийцы не могли не знать имени этого Геракла, поскольку, говорят, они сами поручили наблюдение за храмом Деметры Микалессии этому Идейскому Гераклу».

 

VI. ФИСБА ДЕРЕВНЯ В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 31. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если плыть из Кревсиса, направляясь не в открытое море, а вдоль берега Беотии, то направо будет город Фисба. Прежде всего тут будет гора у моря; если перевалить через нее, то войдешь в долину, а за ней будет другая гора; у ее подошвы находится город Фисба. Тут есть храм Гераклу, а в нем статуя бога — он представлен стоящим, — и сделана она из мрамора; в честь Геракла они справляют праздник Гераклеи».

 

VII. ДЕРЕВНЯ ТИФА В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 31. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если плыть отсюда дальше вдоль берега, то у моря встретится небольшой городок Тифа. И здесь есть святилище Геракла, и жители Тифы ежегодно справляют в честь его праздник».

 

VIII. ЛАФИСТИОН ГОРА В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 34. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из Коронеи до горы Лафистион и до священного участка Зевса Лафистия приблизительно стадий 20. Там стоит мраморная статуя. Здесь Афамант собирался принести в жертву Фрикса и Геллу, но, говорят, Зевс послал детям златорунного барана, и на этом баране они бежали. Несколько выше есть храм Геракла, которого именуют Харопс (С блестящими глазами). Беотийцы говорят, что здесь поднялся из Аида Геракл, ведя за собою пса Аида».

IX. ОКОЛО ГОРОДА ОРХОМЕН В БЕОТИИ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 38. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Стадиях в семи от Орхомена находится храм Геракла с его небольшой статуей. Там источники реки Мелана. Этот Мелан тоже впадает в озеро Кефисиду[2]. Это озеро вообще занимает большую часть Орхоменской области, во время же зимы, когда обычно дует Нот (южный ветер), вода занимает еще большее пространство земли. Фиванцы говорят, что Геракл направил течение реки Кефиса в Орхоменскую равнину. До тех пор Кефис, протекая под горой, впадал в море, но Геракл завалил ту пропасть, в которую река низвергается под горой».

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Музей Прадо
Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя, Музей Прадо

КУЛЬТ В ФОКИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ГОРОД ДЕЛЬФЫ & СВЯТИЛИЩЕ В ФОКИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 13. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Статуя Геракла [среди посвящений в Дельфах] является даром фиванцев, когда они окончили так называемую Священную войну против фокейцев… Есть тут группа: Геракл и Аполлон держатся за треножник и готовы вступить в борьбу из-за него. Латона и Артемида успокаивают гнев Аполлона, Афина удерживает Геракла. Это тоже дар фокейцев в память того времени, когда в войне против фессалийцев ими руководил элеец Теллий. Остальные статуи изваял Диилл вместе с Амиклеем, Афину же и Артемиду создал Хионид; говорят, что все они были из Коринфа».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 10. 18. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Есть там пожертвованная группа [в Дельфах]: бой Геракла с гидрой; это одновременно и приношение и работа Тисагора, причем как гидра, так и Геракл сделаны из железа. Делать статуи из железа очень трудно, это требует очень много кропотливой работы. Поэтому творение Тисагора — кто бы он ни был — вызывает удивление».

КУЛЬТ В ОЗОЛЬСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. «ГЕРАКЛОВЫ ВОДЫ» — ИСТОЧНИК В ФЕРМОПИЛАХ в ЛОКРИДЕ

Антонин Либерал. Метаморфозы. 4. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Крагалей, сын Дриопа, жил в земле Дриопиде у «Геракловых вод», которые, как рассказывают, Геракл заставил течь, ударив палицей по поверхности горы».

 

КУЛЬТ В АКАРНАНИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АЛИЗИЯ ГОРОД В АКАРНАНИИ

Страбон. География. Книга 10. 2. 21. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Непо­сред­ст­вен­но за Лев­ка­дой лежат акар­нан­ские горо­да [в Этолии] Палер и Али­зия; Али­зия рас­по­ло­же­на в 50 ста­ди­ях от моря; там есть залив, посвя­щен­ный Герак­лу, и свя­щен­ный уча­сток. Отсюда один из рим­ских пол­ко­вод­цев пере­вез в Рим «Подви­ги Герак­ла» — про­из­веде­ние Лисип­па, кото­рое нахо­ди­лось там в непо­до­баю­щем месте, в запу­сте­нии».

КУЛЬТ В ОПУНТСКОЙ ЛОКРИДЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФЕРМОПИЛЫ & ГОРА ЭТА В ЛОКРИДЕ

Страбон. География. Книга 9. 4. 13. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 470) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Про­ход [горы Эта у Опунтской Локриды] назы­ва­ет­ся «Пила­ми» и «Тес­ни­на­ми», а так­же «Фер­мо­пи­ла­ми», ибо побли­зо­сти нахо­дят­ся источ­ни­ки горя­чих вод, почи­тае­мые как посвя­щен­ные Герак­лу»

 

Геродот. История. Книга 7. 176. 3. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Во-вто­рых, про­ход в Элла­ду через мест­ность Тра­хин, шири­ной в самом узком месте в пол­пле­ф­ра. Одна­ко наи­бо­лее узкое место нахо­дит­ся не у горо­да Тра­хи­на, а перед Фер­мо­пи­ла­ми и за ними. Так, у селе­ния Аль­пе­ны за Фер­мо­пи­ла­ми есть про­ез­жая доро­га толь­ко для одной повоз­ки, и перед ними у реки Феникс близ горо­да Анфе­лы мож­но опять ехать толь­ко на одной повоз­ке. На запа­де от Фер­мо­пил под­ни­ма­ет­ся недо­ступ­ная, обры­ви­стая и высо­кая гора, про­сти­раю­ща­я­ся до Эты. На восто­ке же про­ход под­хо­дит непо­сред­ст­вен­но к морю и болотам. В этом про­хо­де нахо­дят­ся горя­чие источ­ни­ки (мест­ные жите­ли зовут их хит­ра­ми), а побли­зо­сти от них воз­двиг­нут алтарь Герак­ла. В уще­лье этом постро­е­на сте­на, а в ней неко­гда были ворота».

[Название Фер­мо­пи­лы означает «тёплые ворота» — ворота представляют собой прибрежный горный перевал.]

 

КУЛЬТ В МАЛИДЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ГОРА ЭТА В МАЛИДЕ

Страбон. География. Книга 13. 1. 64. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Так, от саран­чи (por­no­pes), кото­рую этей­цы назы­ва­ют kor­no­pes, Герак­ла почи­та­ют у них как «Кор­но­пи­о­на», ведь он изба­вил их от саран­чи».

 

Геродот. История. Книга 7. 198. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«В 20 ста­ди­ях от Спер­хея про­те­ка­ет дру­гая река по име­ни Дирас, по ска­за­нию, явив­ша­я­ся из зем­ли на помощь охва­чен­но­му пла­ме­нем Герак­лу [при его смерти]».

Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя 1 век н.э., Государственный Эрмитаж
Геракл-Геркулес, греко-римская мраморная статуя 1 век н.э., Государственный Эрмитаж

КУЛЬТ В ЭПИРЕ (СЕВЕРНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АМБАРКИЯ СТОЛИЦА ЭПИРА

Антонин Либерал. Метаморфозы. 4 (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Этот Крагалей [царь Дриописа] был уже старым и считался у местных жителей справедливым и рассудительным. Когда он пас коров, к нему явились Аполлон, Артемида и Геракл, чтобы он рассудил их в споре за Амбракию, находящуюся в Эпире. Аполлон говорил, что именно ему принадлежит этот город [Он объясняет свои причины]… В свою очередь, Артемида была готова отказаться от вражды с Аполлоном, хотя считала справедливым с его согласия владеть Амбракией… [Она заявляет о своих претензиях] … Со своей стороны, Геракл заявлял, что Амбракия и весь Эпир — его собственность, так как им были побеждены [когда он был смертным], кельты, хаоны и феспроты и вообще все эпироты, которые, собравшись все вместе, пошли на него войной, замыслив отобрать у него коров Гериона26. Со временем же из Коринфа пришел в качестве переселенцев и остальной люд и, вытеснив ранее прибывших, основал Амбракию. Коринфяне же все происходят от Геракла. Выслушав это, Крагалей признал, что город принадлежит Гераклу. Тогда Аполлон в гневе прикоснулся к нему рукой и превратил Крагалея в камень там, где он стоял. Что касается амбракиотов, то они приносят жертвы Аполлону-Спасителю, но город считают собственностью Геракла и его детей, а Крагалею после праздника Геракла до сих пор приносят погребальные жертвы».

КУЛЬТ НА САМОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. САМОС СТОЛИЦА САМОСА

Страбон. География. Книга 14. 1. 14. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Откры­тый двор хра­ма [Геры на греческом острове Самос] рав­ным обра­зом напол­нен пре­крас­ней­ши­ми ста­ту­я­ми. 3 из них колос­саль­ных раз­ме­ров — про­из­веде­ния Миро­на — поме­ща­лись на одном общем цоко­ле; их снял было Анто­ний, но Август Цезарь велел вос­ста­но­вить 2 ста­туи на том же цоко­ле — Афи­ны и Герак­ла»

КУЛЬТ В ФАСОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. ФАСОС СТОЛИЦА ФАСОСА

Павсаний. Описание Эллады. Книга 5. 25. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Фасос­цы были по про­ис­хож­де­нию фини­кий­цы; отплыв из <горо­да> Тира вме­сте с Фасо­сом, сыном Аге­но­ра, и поки­нув осталь­ную Фини­кию в поис­ках Евро­пы, они посвя­ти­ли в Олим­пию ста­тую Герак­ла; и поста­мент и сама ста­туя были из меди. Высота этой ста­туи — восемь лок­тей; в пра­вой руке Геракл дер­жит дуби­ну, в левой — лук. Я слы­хал, что в Фасо­се почи­та­ют того же само­го Герак­ла, что и в Тире, но впо­след­ст­вии, когда их ста­ли счи­тать элли­на­ми, они ста­ли возда­вать почет и покло­не­ние и Герак­лу, сыну Амфи­т­ри­о­на».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 11. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Неда­ле­ко от назван­ных царей [среди посвящений в Олимпии] сто­ит ста­туя Феа­ге­на, сына Тимо­сфе­на [известного победителя в соревнованиях по борьбе и боксу на Олимпийских играх]. с ост­ро­ва Фасо­са. Жите­ли Фасо­са гово­рят, что Феа­ген не был сыном Тимо­сфе­на, но что Тимо­сфен был жре­цом в хра­ме Герак­ла на Фасо­се и что с мате­рью Феа­ге­на соче­тал­ся Геракл, при­няв образ Тимо­сфе­на».

 

Оцените статью
Античная мифология