Лин

Лин (Λίνος) в греческой мифологии сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы, отданный матерью на воспитание пастухам и разорванный собаками, за что бог наслал на Аргос страшную Месть, убивавшую детей (Paus. I 53, 7). Горестная судьба Лина стала темой жалобных песен (первоначально лином называлась скорбная песнь об умершем) и традиционных припевов (айлинон, айлинон), т.е. френов, исполнявшихся во время ритуального действа в честь Лина, когда ему приносили в жертву собаку. По другой версии, Лин — сын музы Урании и внук Посейдона, знаменитый музыкант и певец, живший в одной из пещер на Геликоне, соперник Аполлона, убитый им. Скорбь по Лину распространилась по всему свету, и песни о его страданиях пели не только греки, но и египтяне (Paus. IX 29, 7). Согласно ещё одному свидетельству Павсания (IX 29, 9), Лин — сын Исмения из Фив — обучал музыке юного Геракла и его брата Ификла. Когда Лин наказал Геракла, тот в гневе нанёс ему смертельный удар. Согласно Аполлодору (I 3, 2), Лин — сын Эагра и музы Каллиопы.

Греческое имяТранслитерацияРимское имяАнглийскийПеревод
Λίνος/lîː.nos/LīnusLinus

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга II, Гл. 19 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут есть моги­лы: одна — Лина, сына Апол­ло­на и Пса­ма­фы, доче­ри Крото­на, а о дру­гой гово­рят, что это была моги­ла Лина, напи­сав­ше­го поэ­мы; о послед­нем будет более удоб­ным пере­дать в дру­гом месте мое­го рас­ска­за(2), поэто­му здесь я его опус­каю»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I, Гл. 43 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Гово­рят, когда в Арго­се цар­ст­во­вал Кротоп, Пса­ма­фа, дочь Крото­па, роди­ла сына [Лина] от Апол­ло­на, но, охва­чен­ная силь­ным стра­хом перед отцом, она выки­ну­ла ребен­ка. Быв­шие при ста­де Крото­па соба­ки разо­рва­ли ребен­ка; за это Апол­лон послал на город аргос­цев Пэну (Воз­мездие). Она, как гово­рят, похи­ща­ла детей у мате­рей до тех пор, пока Кореб на радость арги­вя­нам не убил эту Пэну. Но и после ее убий­ства их не пре­кра­ща­ла мучить дру­гая, нис­по­слан­ная на них зараз­ная болезнь; тогда Кореб доб­ро­воль­но пошел в Дель­фы, чтобы дать удо­вле­тво­ре­ние богу за убий­ство Пэны».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX, Гл. 29 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Если идти к этой роще пря­мо по доро­ге, то встре­тит­ся изо­бра­же­ние Эвфе­мы (Доб­рой сла­вы), выре­зан­ное в виде релье­фа на камне; гово­рят, что эта Эвфе­ма была кор­ми­ли­цей Муз. [6] За таким ее изо­бра­же­ни­ем есть изо­бра­же­ние и Лина на неболь­шой ска­ле, где высе­че­на пеще­ра; здесь каж­дый год перед жерт­во­при­но­ше­ни­ем Музам при­но­сят­ся жерт­вы и ему как герою. Гово­рят, что этот Лин был сыном (музы) Ура­нии (Небес­ной) и Амфи­ма­ра, сына Посей­до­на, и заслу­жил вели­кую сла­ву за свою музы­ку, пре­взой­дя в ней всех сво­их совре­мен­ни­ков и всех тех, кто был рань­ше его, и что за это Апол­лон убил его, так как он срав­нял­ся с ним в пении. [7] После смер­ти Лина печаль о нем разо­шлась повсюду и дошла даже до вар­вар­ских стран; так, напри­мер, у егип­тян Лин пере­шел в пес­ню, и эту пес­ню егип­тяне на сво­ем мест­ном язы­ке назы­ва­ют мане­рос(1). Что каса­ет­ся эллин­ских поэтов, то преж­де все­го Гомер знал, что у элли­нов есть пес­ня о стра­да­ни­ях Лина; так, он гово­рит, что на щите Ахил­ла сре­ди дру­гих худо­же­ст­вен­ных сцен, кото­рые там изо­бра­зил Гефест, есть так­же и маль­чик-кифа­ред, пою­щий пес­ню о Лине:

В кру­ге их отрок пре­лест­ный на звон­ко роко­чу­щей лире
Слад­ко пер­ста­ми бря­цал, вос­пе­вая пре­крас­но­го Лина(2).

[8] Затем Памф, кото­рый соста­вил для афи­нян самые древ­ние гим­ны, когда была еще све­жа печаль о Лине, назвал его Ойто­ли­ном (Обре­чен­ным на смерть Лином). Нако­нец, Сап­фо с Лес­боса, узнав имя Ойто­ли­на из поэм Пам­фа, вос­пе­ла вме­сте <гибель> Адо­ни­са и Ойто­ли­на. Фиван­цы гово­рят, что Лин был похо­ро­нен у них, но что после пора­же­ния при Херо­нее эллин­ско­го вой­ска Филипп, сын Амин­ты, на осно­ва­нии како­го-то виде­ния, явив­ше­го­ся ему во сне, взял и пере­нес кости Лина в Македо­нию; [9] но затем на осно­ва­нии дру­гих сно­виде­ний он вновь ото­слал остан­ки Лина назад в Фивы. Но, по их сло­вам, могиль­ные кам­ни с его моги­лы и все дру­гие следы, кото­рые там были, с тече­ни­ем вре­ме­ни исчез­ли. Фиван­ца­ми рас­ска­зы­ва­ет­ся еще вот что: буд­то позд­нее это­го Лина был дру­гой Лин, кото­ро­го назы­ва­ли сыном Исме­ния, и буд­то бы Геракл, будучи еще маль­чи­ком, убил его, когда Лин учил его музы­ке. Но ни Лин, сын Амфи­ма­ра, ни тот, кото­рый был позд­нее его, не писа­ли поэм, а если и писа­ли, то они не дошли до потом­ства».

Оцените статью
Античная мифология