Богиня Матер Матута

МАТЕР МАТУТА (Mater Matuta) в римской мифологии, по-видимому, богиня женщин; в ее честь 11 июня справлялся праздник матралий, во время которого женщины молились за детей своих сестер. Вход в храм М. М. был запрещен рабыням, но во время праздника в него приводили, а затем с побоями изгоняли рабыню (Ovid. Fast. VI 475 след.). М.М. была отождествлена с Ино-Левкофеей, и обряд объяснялся как воспоминание о том, что Ино воспитывала сына своей сестры Семелы Диониса и пострадала от рабыни — наложницы своего мужа. Сын Ино Меликерт был отождествлен с сыном М. М. Портуном — богом гаваней. М. М. связывалась также с утренней зарей, и римские обряды в ее честь, по мнению Ж. Дюмезиля, были отголоском индоевропейских обрядов в честь богини зари. Возможна и связь ее с культом Юноны Сорории, установленным одним из братьев Горациев после убийства сестры. По некоторым предположениям, эти культы (М. М. и Юноны Сорории) могли быть реминисценциями древней и полностью забытой системы родства, тогда как изгнание из храма рабыни объяснялось характером М. М. как покровительницы брака (подобно Юноне) и соответственно ненавистницы рабынь — наложниц мужей.Лит.: Dumézil G„ La religion romaine archaïque. P., 1966, p. 334; Gage I., Matron-ilia, Brux., 1963. E. Ш.

ДревнегреческийЛатиницаТранслитерацияАнглийскийПеревод
Mater Matutamaːˈtuː.ta

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ МАТУТЫ С ЛЕВКОТЕЕЙ

Овидий. Фасты. VI (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Имя иное в водах ваших полу­чи­те вы:
Ты Лев­ко­те­ею будь для гре­ков, для нас же — Мату­той;
Сын твой, по всем бере­гам при­стань блюдя и при­чал,
Будет у нас Пор­тун, а на вашем наре­чье — Пале­мон»

 

Цицерон. О природе богов. III (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Что же даль­ше? Ино, кото­рую гре­ки назы­ва­ют Лев­ко­те­ей, а наши — Мату­той73, будет счи­тать­ся боги­ней, хотя она дочь Кад­ма».

Оцените статью
Античная мифология