Меламп

Меламп, Мелампод (греч.) — легендарный прорицатель, брат Бианта, считавшийся основателем жреческого рода Меламподов. Он первым начал лечить болезни при помощи трав и очищений. Мелампод был основателем культа Диониса и фаллических шествий в его честь. По легенде, Мелампод получил пророческий дар от змеенышей, которых он взял из разоренной змеиной норы и выкормил. Когда змееныши выросли, они ночью вползли Меламподу на плечи и языками прочистили ему уши, после чего он стал понимать язык животных и предсказывать будущее. Это помогло ему получить для Бианта в жены Перо, дочь пилос-ского царя Нелея. Позднее Мелампод исцелил дочерей тиринфского царя Прета, которые за отказ участвовать в празднествах в честь Диониса были поражены безумием. За это он получил от Прета часть царства, которую разделил с братом».

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Ами­та­он, жив­ший в Пило­се, женил­ся на Идо­мене, доче­ри Фере­та, и у него роди­лись сыно­вья Биант и Мелам­под».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«После того как слу­ги уби­ли змей, он тела их сжег, сло­жив для этой цели костер, а зме­и­ных дете­ны­шей подо­брал и стал вскарм­ли­вать. Когда змеи вырос­ли, они одна­жды вполз­ли ему во вре­мя сна на пле­чи и ста­ли про­чи­щать ему уши сво­и­ми язы­ка­ми. Мелам­под в стра­хе про­будил­ся, но стал пони­мать язык летав­ших вокруг него птиц. Узна­вая мно­гое от них, он стал пред­ска­зы­вать людям буду­щее. К это­му дару он еще при­со­еди­нил спо­соб­ность про­ри­ца­ния по жерт­во­при­но­ше­ни­ям. Он встре­тил­ся с богом Апол­ло­ном на бере­гу реки Алфея и с тех пор стал луч­шим про­ри­ца­те­лем».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Биант же, сын Ами­та­о­на, посва­тал­ся к Перо, доче­ри Нелея. Так как мно­гие доби­ва­лись ее руки, Нелей обе­щал отдать свою дочь за того, кто при­го­нит ему при­над­ле­жав­шее Фила­ку ста­до коров. Ста­до это нахо­ди­лось в обла­сти Фила­ке, и его охра­ня­ла соба­ка, к кото­рой ни чело­век, ни зверь не смел близ­ко подой­ти. Биант не сумел украсть этих коров и попро­сил бра­та помочь. Мелам­под пообе­щал, но пред­ска­зал, что он будет пой­ман при совер­ше­нии кра­жи и после того, как про­будет в заклю­че­нии целый год, полу­чит ста­до. Дав это обе­ща­ние, Мелам­под отпра­вил­ся в Фила­ку и был пой­ман, соглас­но пред­ска­за­нию, в тот самый момент, когда пытал­ся совер­шить кра­жу. Его заклю­чи­ли в тем­ни­цу и дер­жа­ли под стра­жей. Когда до исте­че­ния года оста­ва­лось уже немно­го вре­ме­ни, он услы­шал голос чер­вей, оби­тав­ших под кры­шей. Один из чер­вей спро­сил дру­гих, какую часть бал­ки, на кото­рой лежа­ла кры­ша, они про­грыз­ли; те отве­ти­ли, что оста­лось очень немно­го. Тогда Мелам­под стал сра­зу про­сить, чтобы его пере­ве­ли в дру­гое место заклю­че­ния. После того как это было сде­ла­но, пер­вое зда­ние обру­ши­лось. Филак уди­вил­ся, и узнав, что он явля­ет­ся луч­шим из про­ри­ца­те­лей, при­ка­зал осво­бо­дить его и стал спра­ши­вать, каким обра­зом у его без­дет­но­го сына Ифик­ла могут родить­ся дети. Мелам­под отве­тил, что ска­жет, если ему отда­дут коров. После это­го он при­нес в жерт­ву двух быков, разде­лил туши на части и стал при­зы­вать птиц. Когда при­ле­тел кор­шун, Мелам­под узнал от него, что неко­гда Филак холо­стил бара­нов и поло­жил вбли­зи Ифик­ла еще покры­тый кро­вью нож. Когда сын испу­гал­ся и убе­жал, он воткнул нож в свя­щен­ное дере­во. Дре­вес­ная кора тот­час покры­ла нож со всех сто­рон. Кор­шун доба­вил, что, если нож будет най­ден, с него надо будет соскоб­лить ржав­чи­ну и давать ее пить Ифи­к­лу в тече­ние деся­ти дней. После это­го у него родит­ся сын.

Узнав все это от кор­шу­на, Мелам­под отыс­кал нож, и соскоб­лив с него ржав­чи­ну, стал давать ее пить Ифи­к­лу в тече­ние деся­ти дней, и у того родил­ся сын Подарк. Коров же Мелам­под при­гнал в Пилос, и взяв дочь Нелея, отдал ее бра­ту110. До неко­то­ро­го вре­ме­ни он про­жил в Мес­се­нии, когда же Дио­нис поверг аргос­ских жен­щин в безу­мие, он исце­лил их и стал жить там вме­сте с Биан­том, разде­лив­шим с ним цар­ство».

 

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

 

«Мелам­под, кото­рый был про­ри­ца­те­лем, исце­лил аргос­ских жен­щин от безу­мия, наслан­но­го Дио­ни­сом326, и в награ­ду за это бла­го­де­я­ние полу­чил от аргос­ско­го царя Ана­к­са­го­ра, сына Мега­пен­фа, две части его цар­ства. Обос­но­вав­шись в Арго­се, Мелам­под разде­лил цар­скую власть со сво­им бра­том Биан­том. (5) Женил­ся он на Ифи­а­ни­ре, доче­ри Мега­пен­фа, кото­рая роди­ла ему Анти­фа­та и Ман­то, а так­же Биан­та и Про­ною. У Анти­фа­та и Зевк­сип­пы, доче­ри Гип­по­ко­он­та, были дети Экл и Амфалк, а у Экла и Гипер­ме­ст­ры, доче­ри Фестия, — Ифи­а­ни­ра, Поли­бея и Амфи­а­рай. (6) Таким обра­зом, Мелам­под и Биант и их потом­ки полу­чи­ли цар­скую власть над Арго­сом»

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 261. (пер. И.Анненского). (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 145) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Меламподу:
Даром пророческим дев исцелить он сумел, на которых
Тяжкое буйство наслал Дионис, во гнев приведенный».

 

Страбон. География. Книга VIII. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В мифи­че­ских рас­ска­зах при­пи­сы­ва­ют это обсто­я­тель­ство тому, что какие-то кен­тав­ры обмы­ва­ли здесь яд Гид­ры, дру­гие же тому, что Меламп поль­зо­вал­ся эти­ми очи­сти­тель­ны­миC. вода­ми для очи­ще­ния доче­рей Пре­та».

 

Гесиод. / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 53-54) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Дочери Прета, царя Аргоса. Гесиод сообщает, что они были дочерями
Прета и Сфенебеи, дочери Амфидаманта. Недугом они были покараны за
оскорбление изваяния Юноны. Возомнив себя коровами, они бежали из
родного Аргоса, но затем были исцелены Меламподом, сыном Амифаона».

 

 

Геродот. История. Книга II. Евтерпа (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

 

«По-мое­му же, этот празд­ник был небезыз­ве­стен Мелам­по­ду, сыну Ами­фео­на, а даже, напро­тив, хоро­шо зна­ком. Ведь имен­но Мелам­под позна­ко­мил элли­нов с име­нем Дио­ни­са, с его празд­ни­ком и фал­ли­че­ски­ми шест­ви­я­ми. Конеч­но, он посвя­тил их не во все подроб­но­сти куль­та Дио­ни­са, и толь­ко муд­ре­цы, при­быв­шие впо­след­ст­вии, пол­нее разъ­яс­ни­ли им [зна­че­ние куль­та]. Впро­чем, фал­лос, кото­рый носят на празд­нич­ном шест­вии в честь Дио­ни­са, ввел уже Мелам­под, и от него у элли­нов пошел этот обы­чай. Я же того мне­ния, что Мелам­под, этот муд­рый чело­век, [не от богов] при­об­рел свой про­ро­че­ский дар, а обя­зан им само­му себе. Он услы­шал об этом еги­пет­ском обы­чае и ввел в Элла­де сре­ди про­чих обы­ча­ев так­же и слу­же­ние Дио­ни­су с незна­чи­тель­ны­ми изме­не­ни­я­ми. Поэто­му, мне дума­ет­ся, что сов­па­де­ние обрядов слу­же­ния это­му богу в Егип­те и у элли­нов вряд ли слу­чай­но. Ведь тогда эти обряды более соот­вет­ст­во­ва­ли бы эллин­ским нра­вам и не появи­лись бы так позд­но. Я не могу себе пред­ста­вить так­же, чтобы егип­тяне мог­ли заим­ст­во­вать этот или какой-либо иной обы­чай от элли­нов. Ско­рее все­го, дума­ет­ся мне, Мелам­под позна­ко­мил­ся с еги­пет­ским слу­же­ни­ем Дио­ни­су через тирий­ца Кад­ма и его спут­ни­ков, при­быв­ших с ним из Фини­кии в стра­ну, кото­рая теперь назы­ва­ет­ся Бео­ти­ей».

 

Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 75):

«Стафил пишет [FHG.IV.506], что первым придумал смешивать вино с [d] водой Мелампод. Плистоник же считает, что для желудка вода полезней вина».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга I, ГЛ. 44. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Эго­сфе­нах есть свя­ти­ли­ще Мелам­по­да, сына Ами­та­о­на, и на погре­баль­ной стене в виде релье­фа пред­став­лен чело­век неболь­шо­го роста. Мелам­по­ду при­но­сят жерт­вы и каж­дый год справ­ля­ют празд­ник».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга VIII 47, 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Хра­нит­ся ска­за­ние, что жерт­вен­ник богине [Афине в Тегее] был воз­двиг­нут Мелам­по­дом, сыном Ами­та­о­на».

Оцените статью
Античная мифология