Танит

Танит Богиня, особенно почитавшаяся в Карфагене, вероятно, упоминаемая в клятве Ганнибала δαίμων Καρχηδονίων. По-видимому, была лунным божеством, почему носила эпитет «pue Baal» — лицо (проявление) Ваала, божества солнца; отсюда же, может быть, объясняется имя города Τύνητος (у Страбона — Дианий). Была одной из форм семитической Астарты, грозной богини природы; Дидона — вероятно, также богиня, превращенная греками в основательницу города. Женский бюст на карф. монетах, может быть, изображает Т. С 1817 г. в развалинах Карфагена находят множество каменных плит с посвящениями различных граждан в честь «владычицы Т., проявления Ваала и владыки Ваала Хаммона… ибо они услышали глас NN и благословили его». Их считают сотнями; несколько десятков хранятся в Азиатском музее Имп. академии наук. Имя «Тунис», вероятно, восходит к Т. См. Berger, «Tanit Pene-Baal» (в «Journ. As.», 1877 и 1879). Надписи — в «Corpus Inscr. Semit.» (I, 274—442). Euting, «Punische Steine» (в «Зап. Акад. наук», 1872).

 

ДревнегреческийФиники́йскийТранслитерацияПуническийАнглийский переводПеревод
Θινιτ Φανε Βαλtnt pn b’lТаннит-перед-Баалом
Θεννειυ Φενη ΒαλТаннит-перед-Баалом
Θινιτ
𐤕𐤍𐤉𐤕Таннита

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ТАНИТ С ГЕРОЙ

Вергилий. Энеида. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):

 

«Город древ­ний сто­ял — в нем из Тира выход­цы жили,
Звал­ся он Кар­фа­ген — вда­ле­ке от Тибр­ско­го устья,
Про­тив Ита­лии; был он богат и в бит­вах бес­стра­шен.
Боль­ше всех стран, гово­рят, его люби­ла Юно­на [Гера, Танит],
Даже и Самос забыв; здесь ее колес­ни­ца сто­я­ла,
Здесь и доспе­хи ее. И дав­но меч­та­ла боги­ня,
Если поз­во­лит судь­ба, средь наро­дов то цар­ство воз­вы­сить».

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ТАНИТ С АФРОДИТОЙ

Кассий Дион Кокцеян. Римская история. Книга LXXX. (ИсточникЖ Кассий Дион Коккейан РИМСКАЯ ИСТОРИЯ КНИГИ LXIV-LXXX Перевод с древнегреческого под редакцией А. В. Махлаюка Комментарии и статья А. В. Махлаюка Редактор Л. А. Соловьева Корректоры В. О. Кондратьева, Л. А. Макеева Технический редактор Ε. Μ Денисова Художественное оформление С. В. Лебединского ). Римский историк. 155 г.

 

«Если обойти молчанием все эти подробности, самым нелепым оказалось то, что он подыскал невесту для Элагабала, как если бы богу действительно были нужны женитьба и дети. Поскольку супруге божества не подобало быть бедной или незнатной, он выбрал Уранию [Афродиту] Карфагенскую [Танит], пригласил ее оттуда в Рим, поселил во дворце, собрав для нее брачные дары со всех подданных, как он поступал и в отношении собственных жен».

Оцените статью
Античная мифология