Тесей

ТЕСЕЙ, Тезей (Θησεύς), в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесея указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tēu-› thēso, «быть сильным»). Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны. Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Тесея относит приблизительно к 13 в. до н.э.).

Цитаты классической древнегреческой литературы

Вакхилид. Отрывки. 1. Из неизвестных книг. 24. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 282) (5 в. до н. э.):

 

«А меж тем дельфины, насельники пучин,
Устремись, понесли Фесея
К дому конника, его отца;
И вошел он в божий чертог,
И увидел, дрогнув,
Славных дочерей блаженного Нерея, —
От их светлых тел лился огненный блеск,
Перевиты кудри были золотом,
Сердцем тешились они,
В хороводе выступая быстрой поступью,
И увидел он в том милом дому
Любезную супругу отца своего,
Волоокую, высокую Амфитриту;
И она окинула его красным плащом,
И она взложила на густую гриву его
Безупречный венок, темный от роз,
Дар лукавой Афродиты для свадьбы морской.
Когда хочет бог,
То для здравых умов нет невероятного».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 17. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Когда Минос вез Тесея и осталь­ную тол­пу моло­де­жи на Крит, он был охва­чен любо­вью к Пери­бое, так как Тесей рез­ко высту­пил про­тив него, то он в гне­ве бро­сил ему в лицо мно­го упре­ков и, меж­ду про­чим, ска­зал, что он не сын Посей­до­на, так как он не смо­жет вер­нуть ему тот пер­стень, кото­рый он носит на руке, если он бро­сит его в море. Гово­рят, что Минос с эти­ми сло­ва­ми кинул пер­стень в воду, и пере­да­ют, что Тесей вер­нул­ся из моря с этим перст­нем и с золотым вен­ком, даром Амфи­т­ри­ты».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга I. Гл. 27. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Таков пер­вый рас­сказ о нем у тре­зен­цев; кро­ме того, они пере­да­ют, что Эгей поло­жил под камень свои сан­да­лии и меч, как при­мет­ные зна­ки для (буду­ще­го) сво­его сына, и отплыл в Афи­ны. И вот Тесей, когда ему пошел шест­на­дца­тый год, столк­нув­ши камень, вынул то, что там поло­жил Эгей. Изо­бра­же­ние все­го это­го пре­да­ния в виде ста­туи нахо­дит­ся на акро­по­ле; оно все из меди, кро­ме само­го кам­ня».

Оцените статью
Античная мифология