Пиррих был предводителем куретов, бьющих в щиты даймонов, охранявших младенца-бога Зевса. Пирриху поклонялись в одноименном городе Лаконии, где его также отождествляли с богом Силеном.
Пиррих был назван в честь pyrrhikhê, греческого боевого танца столкновения копья и щита. Согласно Аристофану, это совершалось у погребальных костров великих воинов, павших в битве, отсюда и название «огненный танец».
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
КУРЕТ ПИРРИХ | |
Бог чего | Танец войны, танец огня |
Дом | Гора Ида на Крите, полуостров Малея в Лаконии. |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Πυρριχος | Pyrrhikhos | Pyrrhichus | War-Dance, Fire-Dance | Танец войны, Танец Огня |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Страбон. География. Книга 20. 3. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Впрочем, военная пляска была пляской воинов. Это доказывают как пирриха, так и Пиррих [то есть один из куретов], которого считают изобретателем такого упражнения для юношей, а также и руководство по военному искусству».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 25. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В сорока стадиях от реки [Скирас на полуострове Малея в Лаконии], в глубь страны, находится Пиррих. Название этого города произошло, по словам одних, от имени Пирра, сына Ахилла, другие же говорят, что это был бог Пиррих (Рыжий), один из так называемых Куретов. Но есть люди, которые считают, что здесь поселился Силен, пришедший из Малеи. Что Силен был воспитан в Малее, ясно из оды Пиндара [греческий поэт 5-го века до н.э.]:
Могучий плясун — его воспитал Силен
Малей — рожденный Наяды супруг.Но что он назывался Пиррихом у самого Пиндара, это не сказано, но об этом говорят окрестные жители Малеи».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 13. 35. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 56-63) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Богиня Рея посылает Пирриха, чтобы собрать армию деревенских божеств для кампании Диониса против индийцев]
Рейя,
Мира праматерь, с вестью шлет тотчас плясовода
Пи́рриха, в пляске бурной искусника и шумолюбца,
Дабы понес он о битвах Лиэю оружному вести.
Вот, собирая войско различное для Диониса,
Пиррих все посещает места населенного мира,
Все племена Европы, народы земель Асиды,
Всем приказал он собраться в земле лидийцев роскошных!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь 14. 23. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 56-63) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Рейя вызывает деревенских духов в армию Диониса для похода против индийцев]
С Крита ринулись вой, грозные в битвах ужасных,
Дактилы с гор идейских, насельники круч каменистых.
Купно пришли корибанты, их же некогда Рейя
От земли отделила, племя саморожденных —
Только на свет появился в пещере лелеемый скальной
Зевс-малютка, плясали они вокруг свои пляски,
Щит о щит ударяя, грохотом высь оглашая,
Вой ярые! Меди неистовый гул и бряцанье
Достигали до слуха Крона, до туч поднебесных,
От родителя пряча Крони́она возмужанье.
Первым идет перед ними вождь плясунов корибантов,
Щитоносец Пирри́хос, а рядом вооруживший
Соименное войско быстрое, Ки́рбас из Кносса».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Список используемой литературы