Антиопа

Антиопа была царевной беотийского города Гирия. Она была дочерью фиванца Никтея, хотя некоторые утверждали, что ее подлинный отец – река Асоп.

Зевс возлюбил Антиопу и, приняв образ сатира, соблазнил ее на горе Киферон. Когда Никтей обнаружил, что Антиопа беременна, он разгневался, и Антиопе пришлось искать убежища у царя Сикиона Эпопея. Никтей покончил с собой от тоски по дочери. Перед смертью он призвал своего брата Лика отомстить за него.

Лик стал регентом могущественного беотийского города Фивы. Прежний царь Фив Лабдак умер молодым, оставив на троне ребенка. Во главе фиванской армии Лик осадил Сикион, убил Эпопея и увез Антиопу. По пути в Фивы Антиопа родила сыновей-близнецов Зефа (Зета) и Амфиона. По приказу Лика они были брошены на горе Киферон недалеко от Элевтер. Однако пастухи нашли мальчиков и вырастили их как своих сыновей. Бог Гермес обучал мальчиков разным искусствам. Амфион стал известным певцом и музыкантом (кифаредом), а его брат Зеф – пастухом.

Жена Лика Дирка плохо обращалась с Антиопой и содержала ее как рабыню. Когда Антиопа узнала, что ее сыновья живы, она бежала из Фив и призвала сыновей отомстить за нее. Близнецы схватили Дирку, когда та совершала праздничный обряд Диониса на горе Киферон. Они привязали Дирку к быку и бык разорвал ее на части. Затем они убили царя Лика и захватили фиванский трон. Однако бог Дионис был оскорблен смертью своего приверженца. Он свел Антиопу с ума. Антиопа бродила по Элладе и, наконец, оказалась в соседнем царстве Фокиде, где ее встретил коринфский герой Фок. Он вылечил Антиопу и сделал ее своей женой.

Антиопа и ее сыновья Амфион и Зеф со временем стали почитаться как фиванские герои. В отличие от большинства героев, у которых рождались многие поколения потомков, близнецы не дали потомства. И они, и их дети безвременно погибли. Некоторые авторы утверждают, что дочь Амфиона Хлорис (Хлорида) выжила и стала матерью героя Троянской войны Нестора.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПРИНЦЕССА АНТИОПА
РодителиНиктей и Поликсо
МужФок
ЛюбимаЗевсом
ДомГирия и Фивы в Беотии
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΑντιοπηAntiopêAntiopeEyes-Turned? (anti-, ops)Повернутые глаза?

СЛОВАРЬ

АНТИОПА (Άντιόπη) в греческой мифологии дочь фиванского царя Никтея. Забеременев от Зевса, явившегося к ней в образе сатира, А. в страхе перед гневом отца бежала из Фив в Сикион, где стала женой царя Эпопея. Никтей перед смертью завещал своему брату Лику насильно вернуть А. в Фивы. Лик отправился в поход на Сикион, убил Эпопея и привел домой плененную А., которая по дороге у подножия горы Киферон разрешилась двойней — Амфионом и Зетом (по приказу Лика они были брошены на произвол судьбы). А., терпевшая в течение многих лет притеснения со стороны Лика и особенно его супруги Дирки, однажды бежала из Фив и нашла своих сыновей, которых подобрал и воспитал пастух. Узнав мать и услышав о ее страданиях, они пошли походом на Фивы, свергли Лика, а Дирку казнили, привязав ее к рогам свирепого быка (Apollod. Ill 5,5). По другой версии мифа, Дирка сама обнаружила бежавшую А. и поручила Амфиону и Зету, которых она считала сыновьями пастуха, казнить эту женщину. Узнав от пастухов, что обреченная на казнь — их мать, Амфион и Зет освободили А., а к рогам привязали Дирку (Hyg. Fab. 8).Встреча А. с сыновьями и последующие события составляли сюжет трагедии Еврипида «А.», сохранившейся фрагментарно (frg. 179-227; Suppl. Eur., p. 9-22). Гибель Дирки изображена в известной скульптурной группе «Фарнезский бык», выполненной скульпторами Аполлонием и Тавриском (середина 2 в. или середина 1 в. до н. э.) (римская копия греческого оригинала хранится в Национальном музее в Неаполе).К теме мифа об А. обращались художники и скульпторы средневековья и нового времени («А.» и «Фарнезский бык» А. Сузини, «Юпитер и А.» Тициана, А. Корреджо, К. Ванлоо, А. Ватто и др.). в. н. Ярхо.

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Асоп (Homer Odyssey 11.260, Apollonius Rhodius 1.735, Pausanias 2.6.1)
[2.1] Никтей & Поликсо (Apollodorus 3.41 & 3.111)
[2.2] Никтей (Pausanias 2.6.1, Apollonius Rhodius 4.1090, Clement Recognitions 10.22, Hyginus Fabulae 7 & 8, Ovid Metamorphoses 6.111, Statius Thebaid 7.191)

Дети

[1.1] Амфион & Зет (от Зевса) (Homer Odyssey 11.260, Asius Fragment, Apollonius Rhoidus 1.735, Apollodorus 3.41 & 3.111, Pausanias 2.6.4, Clement Recognitions 10.22, Hyginus Fabulae 7 & 8)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая. 260-265. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 547) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

«[В подземном мире Одиссей встретил тени героинь:]

После нее мне предстала Асопова дочь Антиопа.

Гордо хвалилась она, что объятия Дий отворил ей:

Были плодом их любви Амфион и Зефос; положили

Первое Фив семивратных они основанье и много

Башен воздвигли кругом, поелику в широкоравнинных

Фивах они, и могучие, жить не могли б без ограды».

 

Гесиод. Перечень женщин или Эои. Фрагмент 181. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 146) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Схолии А к «Илиаде», II, 496: «обитавших в Гирии» (пер. Н.Гнедича).

… Гесиод говорит:

Или же ту [Антиопу], что в Беотии в Гирии девой взрастала».

Еврипид. Антиопа (греческая трагедия 5 в. до н. э.)

Еврипид инсценировал историю Антиопы в пьесе, написанной около 408 г. до н. э. Текст пьесы не сохранился. Ее краткое изложение содержится в сочинении: Псевдо-Гигин. Мифы. 7. Антиопа; 8. Она же, еврипидова, которую перевел Энний (см. ниже).

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Первая книга. 729-730. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 21) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«[Среди сцен, вышитых на плаще Ясона:]

Было там двое сынов Антиопы, дщери Асопа,

Зет с Амфионом».

 

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Четвертая книга. 1081-1082. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. 121) (греческий эпос 3 в до. н. э.):

«Ведь к своим дочерям отцы чрезмерно ревнивы.

Что, например, учинил Никтей с Антиопой прекрасной?»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V. (5). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 53-54) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Так как Лабдак оставил годовалого сына Лаия, власть захватил Лик на то время, пока Лаий

не вырастет. Лик же был братом Никтея. Оба брата были вынуждены в свое время вместе бежать из Эвбеи, так как они убили там Флегия, сына Ареса и беотиянки Дотиды, и поселились в Гирии. Благодаря дружбе с Пентеем они стали гражданами Фив. Позже Лик был избран фиванцами на должность стратега, захватил высшую власть и правил в течение двадцати лет. Но затем его убили Зет и Амфион. Причина была такова. У Никтея была дочь Антиопа, с которой сошелся Зевс. Когда она забеременела, отец стал ей угрожать наказанием. Тогда Антиопа бежала в Сикион к Эпопею и вышла за него замуж. Никтей, охваченный тоской по дочери, покончил с собой, поручив перед смертью Лику, чтобы тот наказал Антиопу и Эпопея. Лик отправился походом на Сикион и покорил его. Эпопея он убил, а Антиопу захватил в плен и увел. В пути Антиопа родила двух сыновей – это произошло в Элевтерах в Беотии. Дети были брошены, и их нашел пастух, который стал их воспитывать, назвав одного Зетом, другого Амфионом. В то время как Зет посвятил себя пастушеским занятиям, Амфион стал кифаредом: лиру ему подарил сам Гермес.

Между тем Лик держал Антиопу в заточении, и с ней жестоко обращались и он и его жена Дирка. Но однажды неожиданно с Антиопы спали оковы сами по себе, и она тайно пришла к дому, где жили ее сыновья, желая найти у них убежище. Те признали в ней мать и убили Лика, Дирку же они привязали к быку. После того как она погибла, братья бросили ее труп в источник, который по ее имени называется Диркой. Захватив власть в городе, они стали укреплять его стенами, и камни во время строительства сами двигались под звуки лиры Амфиона. Лаия же близнецы изгнали…»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. X. (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 62) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«С двумя из дочерей Атланта сошелся Посейдон, и первой из них была Келено… второй же – [Плеяда] Алкиона, родившая дочь Этусу (прекрасную девушку, родившую Аполлону Элевтера) и двух сыновей, Гириея и Гиперенора. От Гириея и нимфы Клонии родились Никтей и Лик. От Никтея и Поликсо родилась Антиопа, от Антиопы же и Зевса родились Зет и Амфион».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXXVIII. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Немного в стороне [от города Элевтеры у Киферона] находится небольшая пещера и в ней – источник холодной воды. Есть сказание, что Антиопа, родив детей [т. е. Амфиона и Зета], положила их в эту пещеру и что пастух, найдя здесь около источника обоих детей, первый омыл их, освободив от пеленок».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. VI. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Так как Коракс [царь Сикиона] умер бездетным, то власть получил Эпопей, который в это время прибыл из Фессалии. Во время его правления, говорят, к ним в страну впервые явилось вражеское войско, а до тех пор все время она жила, пользуясь миром. Причина этого вторжения была следующая: среди эллинов славилась своей красотой Антиопа, дочь Никтея; молва говорила о ней, что она дочь не Никтея, а реки Асопа, которая разделяет область Фив и Платейскую область. Эту Антиопу похитил Эпопей; не знаю, просил ли он ее себе в жены или же с самого начала задумал такое насильственное дело. Когда же фиванцы пришли сюда с вооруженной силой, то тут был ранен и Никтей и победивший в сражении Эпопей. Никтея, заболевшего от этой раны, привезли обратно в Фивы, и когда он почувствовал приближение смерти, он передал Лику, своему брату, власть над фиванцами на данное время; сам Никтей был опекуном Лабдака, сына Полидора, внука Кадма, и эту опеку он передал Лику и заклинал его, собрав еще большее войско, пойти на Эгиалею [Сикион], отомстить Эпопею и наказать также и Антиопу, если он ее захватит. Эпопей же стал тотчас же приносить благодарственные жертвы за победу и стал строить храм в честь Афины, а по окончании его обратился к богине с молитвой дать знамение, по душе ли ей созданный храм; и говорят, что после его молитвы перед храмом потек ручей оливкового масла. Впоследствии и Эпопею было суждено умереть от раны, на которую он вначале не обратил внимания, так что Лику не пришлось еще раз воевать. Ламедонт, сын Корона, воцарившийся после Эпопея, выдал Антиопу (фиванцам). И когда ее вели в Фивы дорогой на Элевтеры, она тут в пути и родила. По этому поводу Асий [греческий поэт 7 в. до н. э.], сын Амфиптолема, написал следующие стихи:

Зеф и божественный был рожден Амфион Антиопой,

Был ей Асоп глубокопучинный отцом; – зачала же

Вместе она их от Зевса и от Эпопея владыки».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. X. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В городе Сикион]… находится другой участок, посвященный Афродите, и в нем первая статуя – это статуя Антиопы; ведь ее сыновья были сикионцы, и сикионцы желают, чтобы по детям и сама Антиопа принадлежала им».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XVII. 3-4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Рядом с городом Фивы] Зефу и Амфиону сооружена одна общая могила в виде небольшого земляного холма. С этой могилы жители Тифореи в Фокиде стараются похитить немного земли, и это они делают в то время, когда солнце проходит по небу через созвездие Тельца. Если в это время им удается взять с этой могилы земли и положить ее на могилу Антиопы, то (они считают, что) тифорейцам поля принесут урожай, а фиванцам – наоборот. По этой же причине и фиванцы в это время сторожат эту могилу. Эти города верят всему этому на основании предсказаний Бакида; среди этих предсказаний есть следующие строки:

В честь Амфиона и Зефа, когда тифореец на землю

Будет с мольбой возливать приношенья из меду.

Солнце когда согревает Тельца своей силою жара,

Вот когда берегись, да не будет в грядущем бедою

Город постигнут великой: исчезнут плоды, все погибнув,

Землю если возьмут и положат на Фока могилу.

А называет Бакид ее могилой Фока вот по какой причине. Жена Лика (Дирка) больше всех богов чтила Диониса. Когда она испытала то, о чем передается в сказаниях, то Дионис разгневался на Антиопу: жестоки бывают иной раз наказания со стороны богов и часто они превосходят всякую меру. Говорят, Антиопа сошла с ума и в состоянии безумия она блуждала по всей Элладе, пока не встретилась с Фоком [эпоним Фокиды], сыном Орнитиона и внуком Сизифа; он ее излечил и взял себе в жены. Фоку и Антиопе воздвигнута общая могила».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если перейти реку Дирку [близ Фив], получившую свое название от Дирки, жены Лика, о которой рассказывают, что она мучила Антиопу и за это она приняла кончину от сыновей Антиопы…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. XXXII. 6-7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В городе Тифорея в Фокиде:]

Больше всего в этом городе заслуживают… могилы Антиопы и Фока [эпонима Фокиды]. В своем рассказе, касающемся Фив, я уже выяснил, как Антиопа вследствие гнева Диониса сошла с ума и по какой причине навлекла она на себя гнев бога, рассказал о том, что влюбившийся в нее Фок, сын Орнитиона, взял ее замуж, что похоронена она вместе с Фоком и что у предсказателя Бакида сказано об этой могиле в связи с могилою Зефа и Амфиона в Фивах».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 7. Антиопа. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 15-16):

«Антиопу, дочь Никтея, хитростью изнасиловал Эпаф [т. е. Эпопей, царь Сикиона], и за это Лик, ее муж, ее выгнал. С незамужней с нею сошелся Юпитер [Зевс], а Лик взял в супруги Дирку, которая заподозрила, что это ее муж тайно сошелся с Антиопой. Поэтому она приказала слугам заковать ее и запереть в темницу. Потом, когда пришло время родов, Антиопа по воле Юпитера освободилась из оков и бежала на гору Киферон, а когда ее стали мучить схватки и она стала искать место, где бы родить, боль заставила ее рожать прямо посреди дороги. Родившихся у нее сыновей пастухи воспитали как своих и назвали одного Зетом ἀπὸ τοῦ ζητεῖν τόπον, а другого Амфионом, ὅτι ἐν διόδῳ ἢ ὅτι ἀμφὶ ὁδὸν αὐτὸν ἔτεκεν, т. е. потому что она родила его посреди дороги. После того, как они узнали, кто их мать, они лишили Дирку жизни, привязав ее к неукрощенному быку, и из ее тела на горе Кифероне появился источник, который стал называться Диркейским по воле благосклонного к ней Либера [Диониса], вакханкой которого она была».

 

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 8. Она же, еврипидова, которую перевел Энний. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 16-17):

«У Никтея, царствовавшего в Беотии, была дочь Антиопа. Привлеченный ее красотой Юпитер [Зевс] сделал ее беременной. Когда отец хотел наказать ее за распутство, угрожая судом, Антиопа бежала. На том месте, куда она пришла, случайно был Эпаф [т. е. Эпопей] из Сикиона. Привезя женщину домой, он заключил с ней брак. Никтею это было досадно, и он, когда умирал, торжественной клятвой связал своего брата Лика, которому оставлял царство, и поручил ему, чтобы Антиопа не осталась безнаказанной. После его смерти Лик пришел в Сикион. Убив Эпафа, он привел Антиопу в цепях на гору Киферон. Она родила близнецов и оставила. Их воспитал пастух и назвал Зетом и Амфионом. Антиопу отдали Дирке, жене Лика, чтобы та мучила ее. Дождавшись удобного случая, Антиопа бежала и пришла к своим сыновьям. Один из них, Зет, не принял ее, сочтя неизвестной беглянкой. Туда в то же самое место пришла Дирка, справляя вакхическое празднество в честь Либера. Застигнув там Антиопу, она собиралась убить ее. Но юноши, узнав от воспитавшего их пастуха, что это их мать, быстро явились и спасли ее, а Дирку умертвили, привязав за волосы к быку. Когда они хотели убить Лика, им запретил это Меркурий и тогда же приказал Лику уступить царство Амфиону».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 155. Сыновья Юпитера [Зевса]. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 188):

«Зет и Амфион от Антиопы, дочери Никтея».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 110-111. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«… Обличьем прикрывшись сатира,

Парным Юпитер [Зевс] плодом Никтеиды [Антиопы, дочери Никтея] утробу наполнил…»

 

Стаций. Фиваида. Книга седьмая. 189-190. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 115) (римский эпос 1 в. н. э.):

«[Дионис говорит Зевсу:]

… Здесь ты – пусть я нелюбим – Геркулесом чреватые ночи

знал и желанную страсть блуждающей дщери Никтея [т. е. Антиопы]…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VII. 110-123. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 77) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«Эрос [Любовь]…

Колчан вынимает дивный, кованный богом,

В нем лишь одном храниться могли те стрелы, что в Зевсе

Страсть пробуждали к женам земным, огненосные стрелы,

Счетом двенадцать… Вот Эрос пишет слово златое

Каждой – свое на спинке колчана, что полон желаний:

«Первая Зевса сведет на ложе Ио волоокой,

Тура-похитчика женит вторая на деве Европе,

Третья к свадьбе с Плуто принудит владыку Олимпа,

Ко златому супругу четвертая кликнет Данаю,

Пятая огненный брак готовит юнице Семеле,

Неба царю, орлу, шестая подарит Эгину,

Антиопу седьмая Сатира ликом обманет…»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XVI. 237-238. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 171) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Игры знал Антиопы по всем законам эротов;

Знал и сатира облик, представленного супругу!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXIII. 300-302. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 318) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«… Знаю как принял образ сатира Зевс всемогущий,

Дабы в облике этом деву поять Антиопу,

Насладившись любовью на радостных торжествах брачных…»

 

Оцените статью
Античная мифология