Аримаспы были племенем одноглазых людей, которые жили у подножия Рипейских гор в северной Скифии (вероятно, Карпатах). Они постоянно воевали с охраняющими золото грифонами, крылатыми зверями с головами орлов и телами львов.
Согласно Геродоту, их имя произошло от скифских слов arima «один» и spou «глаз».
Аримасп сражается с грифоном, 4 век до нашей эры, Музей изящных искусств Бостона.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
АРИМАСПЫ | |
Форма | Одноглазые люди |
Дом | Скифия |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Αριμασπος Αριμσασποι | Arimaspos, Arimaspoi | Arimasp, Arimaspi | One-Eyed (Scythian) | Одноглазый (скиф) |
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛЕМЯ АРИМПАСЫ
Эсхил. Прометей прикованный. 802. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 249) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
«[Прометей предупреждает блуждающую Ио]
Теперь о страхе о другом сказать хочу.
Кусливых бойся грифов, Зевса бешеных
Собак, и бойся одноглазых конников
Из рати аримаспов, у Плутонова
Потока золотого обитающих».
Геродот. История. Книга 3. 116. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 188) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди — аримаспы. Но я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как и у прочих людей. Во всяком случае, кажется, что эти окраины ойкумены, окружающие остальные земли, обладают продуктами, которые у нас считаются весьма ценными и редкими».

Геродот. История. Книга 4. 13. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 188) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Впрочем, Аристей, сын Каистробия [греческого поэта 7-го века до н.э.] из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом [Аполлоном], прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы [Грифоны], а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину».
Геродот. История. Книга 4. 27. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 188) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди [аримаспы] и стерегущие золото грифы. Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: «арима» у скифов значит единица, а «спу» — глаз».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 24. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Об этих грифах в своих повествованиях говорит Аристей из Проконнеса [греческий поэт 7-го века до н.э.], что они из-за золота сражаются с аримаспами, живущими над исседонами; золото же, которое берегут грифы, выходит из самой земли; что аримаспы — все люди одноглазые от самого рождения, а что грифы — животные, похожие на львов, что они имеют крылья и клюв орла. Этого достаточно о грифах».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 31. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Прасиях есть храм Аполлона. Рассказывается, что сюда приходят жертвенные начатки от гипербореев, что гипербореи передают их аримаспам, аримаспы — исседонам; от этих последних скифы доставляют их в Синоп, а затем через земли эллинов они доставляются в Прасии, а затем уже афиняне везут их на Делос».

Плиний Старший. Естественная история. Книга 4. 88 (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. Н. э.):
«По берегу [черноморского побережья] же до Танаиса — меоты, от них название [Меотийского] озера… По берегу же до Танаиса — меоты, от них название [Меотийского] озера. За ними последними живут аримаспы. Потом Рипейские горы и область под названием Птерофорос — так ее зовут по причине непрерывно идущего там снега в виде перьев… За [Рипейскими] горами и аквилоном [Борей] живет, если только можно поверить, блаженный народ так называемых гипербореев».
Плиний Старший. Естественная история. Книга 7. 10 (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. Н. э.):
«А рядом с теми, которые обитают на севере [племенами Скифии], недалеко от самого истока северного ветра [Борея] и его описанной пещеры, каковое место называют ges clithron [засов земли], живут аримаспы, которые, как мы сказали, отличались одним глазом посередине лба. Рассказывают, что они возле рудников постоянно ведут войну с грифами, крылатыми чудовищами, которые выкапывают из шахт золото. О том, как звери с удивительным пристрастием охраняют золото, а аримаспы его похищают, пишут многие, но особенно ярко Геродот и Аристей из Проконнеса [греческий поэт 7-го века до н. э.]»
ПЛЕМЯ АРИМОВ
Аримаспы могут быть тем же самым, что и племя аримы, кратко упомянутое древними поэтами Гомером и Гесиодом. Согласно Геродоту, слово аримос пришло из скифского языка».
Гомер. Илиада. 2. 780 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Дол застонал, как под яростью бога, метателя грома
Зевса, когда над Тифеем сечет он перунами землю,
Горы в Аримах, в которых, пове́ствуют, ложе Тифея»
Гесиод. Теогония. 295. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Есть у нее там пещера внизу глубоко под скалою,
И от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье:
В славном жилище ей там обитать предназначили боги.
Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна,
Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах.
[По тексту оригинала может иметься в виду и местность, и народ аримы]»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Илиада. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
- Эсхил. Прометей прикованный. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Римские
- Плиний Старший. Естественая история. / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы