Аримаспы

Аримаспы были племенем одноглазых людей, которые жили у подножия Рипейских гор в северной Скифии (вероятно, Карпатах). Они постоянно воевали с охраняющими золото грифонами, крылатыми зверями с головами орлов и телами львов.

Согласно Геродоту, их имя произошло от скифских слов arima «один» и spou «глаз».

Аримасп сражается с грифоном, 4 век до нашей эры, Музей изящных искусств Бостона.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

АРИМАСПЫ
ФормаОдноглазые люди
ДомСкифия
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Αριμασπος ΑριμσασποιArimaspos, ArimaspoiArimasp, ArimaspiOne-Eyed (Scythian)Одноглазый (скиф)

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЛЕМЯ АРИМПАСЫ

Эсхил. Прометей прикованный. 802. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 249) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):

 

«[Прометей предупреждает блуждающую Ио]
Теперь о стра­хе о дру­гом ска­зать хочу.
Кус­ли­вых бой­ся гри­фов, Зев­са беше­ных
Собак, и бой­ся одно­гла­зых кон­ни­ков
Из рати ари­мас­пов, у Плу­то­но­ва
Пото­ка золо­то­го оби­таю­щих».

 

Геродот. История. Книга 3. 116. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 188) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«На севе­ре же Евро­пы, по-види­мо­му, есть очень мно­го золота. Как его там добы­ва­ют, я так­же не могу опре­де­лен­но ска­зать. Соглас­но ска­за­нию, его похи­ща­ют у гри­фов одно­гла­зые люди — ари­мас­пы. Но я не верю, что от при­ро­ды вооб­ще суще­ст­ву­ют одно­гла­зые люди, а в осталь­ном есте­ство у них, как и у про­чих людей. Во вся­ком слу­чае, кажет­ся, что эти окра­и­ны ойку­ме­ны, окру­жаю­щие осталь­ные зем­ли, обла­да­ют про­дук­та­ми, кото­рые у нас счи­та­ют­ся весь­ма цен­ны­ми и ред­ки­ми».

Аримасп сражается с грифоном, 5 век до н.э., Британский музей
Аримасп сражается с грифоном, 5 век до н.э., Британский музей

Геродот. История. Книга 4. 13. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 188) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Впро­чем, Ари­стей, сын Каи­ст­ро­бия [греческого поэта 7-го века до н.э.] из Про­кон­не­са, в сво­ей эпи­че­ской поэ­ме сооб­ща­ет, как он, одер­жи­мый Фебом [Аполлоном], при­был к исседо­нам. По его рас­ска­зам, за исседо­на­ми оби­та­ют ари­мас­пы — одно­гла­зые люди; за ари­мас­па­ми — сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы [Грифоны], а еще выше за ними — гипер­бо­реи на гра­ни­це с морем. Все эти наро­ды, кро­ме гипер­бо­ре­ев, посто­ян­но вою­ют с соседя­ми (при­чем пер­вы­ми нача­ли вой­ну ари­мас­пы). Ари­мас­пы изгна­ли исседо­нов из их стра­ны, затем исседо­ны вытес­ни­ли ски­фов, а ким­ме­рий­цы, оби­тав­шие у Южно­го моря, под напо­ром ски­фов поки­ну­ли свою роди­ну».

 

Геродот. История. Книга 4. 27. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 188) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«Итак, об исседо­нах у нас есть еще сведе­ния. Выше исседо­нов, по их соб­ст­вен­ным рас­ска­зам, живут одно­гла­зые люди [ари­мас­пы] и сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы. Ски­фы пере­да­ют об этом со слов исседо­нов, а мы, про­чие, узна­ем от ски­фов и зовем их по-скиф­ски ари­мас­па­ми: «ари­ма» у ски­фов зна­чит еди­ни­ца, а «спу» — глаз».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 24. 6 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Об этих гри­фах в сво­их повест­во­ва­ни­ях гово­рит Ари­стей из Про­кон­не­са [греческий поэт 7-го века до н.э.], что они из-за золота сра­жа­ют­ся с ари­мас­па­ми, живу­щи­ми над исседо­на­ми; золо­то же, кото­рое бере­гут гри­фы, выхо­дит из самой зем­ли; что ари­мас­пы — все люди одно­гла­зые от само­го рож­де­ния, а что гри­фы — живот­ные, похо­жие на львов, что они име­ют кры­лья и клюв орла. Это­го доста­точ­но о гри­фах».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). 1. 31. 2 (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В Пра­си­ях есть храм Апол­ло­на. Рас­ска­зы­ва­ет­ся, что сюда при­хо­дят жерт­вен­ные начат­ки от гипер­бо­ре­ев, что гипер­бо­реи пере­да­ют их ари­мас­пам, ари­мас­пы — исседо­нам; от этих послед­них ски­фы достав­ля­ют их в Синоп, а затем через зем­ли элли­нов они достав­ля­ют­ся в Пра­сии, а затем уже афи­няне везут их на Делос».

Аримаспы сражаются с грифонами, 5 век до н.э., Музей Эшмола
Аримаспы сражаются с грифонами, 5 век до н.э., Музей Эшмола

Плиний Старший. Естественная история. Книга 4. 88 (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. Н. э.):

 

«По бере­гу [черноморского побережья] же до Танаи­са — меоты, от них назва­ние [Мео­тий­ско­го] озе­ра… По бере­гу же до Танаи­са — меоты, от них назва­ние [Мео­тий­ско­го] озе­ра. За ними послед­ни­ми живут ари­мас­пы. Потом Рипей­ские горы и область под назва­ни­ем Пте­ро­фо­рос — так ее зовут по при­чине непре­рыв­но иду­ще­го там сне­га в виде перьев… За [Рипей­ски­ми] гора­ми и акви­ло­ном [Борей] живет, если толь­ко мож­но пове­рить, бла­жен­ный народ так назы­вае­мых гипер­бо­ре­ев».

 

Плиний Старший. Естественная история. Книга 7. 10 (Перевод с латинского А. Н. Маркина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2014, вып. 1 (§§ 180—215) (римская энциклопедия 1 в. Н. э.):

 

«А рядом с теми, кото­рые оби­та­ют на севе­ре [племенами Скифии], неда­ле­ко от само­го исто­ка север­но­го вет­ра [Борея] и его опи­сан­ной пеще­ры, како­вое место назы­ва­ют ges clith­ron [засов зем­ли], живут ари­мас­пы, кото­рые, как мы ска­за­ли, отли­ча­лись одним гла­зом посе­редине лба. Рас­ска­зы­ва­ют, что они воз­ле руд­ни­ков посто­ян­но ведут вой­ну с гри­фа­ми, кры­ла­ты­ми чудо­ви­ща­ми, кото­рые выка­пы­ва­ют из шахт золо­то. О том, как зве­ри с уди­ви­тель­ным при­стра­сти­ем охра­ня­ют золо­то, а ари­мас­пы его похи­ща­ют, пишут мно­гие, но осо­бен­но ярко Геро­дот и Ари­стей из Про­кон­не­са [греческий поэт 7-го века до н. э.]»

 

ПЛЕМЯ АРИМОВ

Аримаспы могут быть тем же самым, что и племя аримы, кратко упомянутое древними поэтами Гомером и Гесиодом.  Согласно Геродоту, слово аримос пришло из скифского языка».

Гомер. Илиада. 2. 780 (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 188) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Дол засто­нал, как под яро­стью бога, мета­те­ля гро­ма
Зев­са, когда над Тифе­ем сечет он перу­на­ми зем­лю,
Горы в Ари­мах, в кото­рых, пове́ству­ют, ложе Тифея»

 

Гесиод. Теогония. 295. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 33) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«Есть у нее там пеще­ра вни­зу глу­бо­ко под ска­лою,
И от бес­смерт­ных богов, и от смерт­ных людей в отда­ле­нье:
В слав­ном жили­ще ей там оби­тать пред­на­зна­чи­ли боги.
Так-то, не зная ни смер­ти, ни ста­ро­сти, ним­фа Ехид­на,
Гибель несу­щая, жизнь под зем­лей про­во­ди­ла в Ари­мах.
[По тек­сту ори­ги­на­ла может иметь­ся в виду и мест­ность, и народ ари­мы]»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гриффин и Аримаспы 4 век до н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Плиний Старший. Естественая история.  / Перевод с латинского Б. А. Старостина. (Источник: Вопросы истории естествознания и техники. № 3. Москва, 2007. – С. 110-142) (римская энциклопедия 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология