Антерос был богом взаимной любви и мстителем за отвергнутую любовь. Его считали одним из эротов – крылатых божеств в свите Афродиты. Антероса часто изображали вторым после Эроса приближенным этой богини любви.
Изображение справа — Эрос и Антерос на весах любви, 4 века до нашей эры, Британский музей.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ЭРОС АНТЕРОС | |
Родители | Афродита |
Бог чего | Взаимная любовь |
Дом | Гора Олимп |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Αντερως | Anterôs | Anteros | Love Returned | Любовь вернулась |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Арес & Афродита (Cicero De Natura Deorum 3.21)
[1.2] Афродита (Ovid Fasti 4.1, Seneca Phaedra 274)
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Платон. Федр. 255d-e / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 164) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«… Когда тот [юноша] здесь, у возлюбленного, как и у него самого, утихает боль, когда его нет, возлюбленный тоскует по влюбленному так же, как тот по нему: у юноши это всего лишь подобие, отображение любви [Антерос?], называет же он это, да и считает, не любовью, а дружбой. Как и у влюбленного, у него тоже возникает желание – только более слабое – видеть, прикасаться, целовать, лежать вместе, и в скором времени он, естественно, так и поступает».
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Перед входом в Академию [за пределами Афин] есть жертвенник Эрота [Любви] с надписью, гласящей, что Харм – первый из афинян посвятил (жертвенник) Эроту. Тот же жертвенник, в городе, который носит название жертвенника Антэрота [отмщенной любви], как говорят, является посвящением метеков (неполноправных поселенцев) вот по какому случаю: в афинянина Мелета был влюблен метек Тимагор. Относясь к нему с пренебрежением, Мелет велел ему, взойдя на самую вершину скалы, броситься с нее вниз. Так как Тимагор не щадил своей жизни и во всем всегда хотел делать приятное юноше, что бы он ни приказывал, то и на этот раз он, поднявшись, бросился вниз; когда Мелет увидал Тимагора мертвым, его охватило такое раскаяние, что он кинулся с той же скалы вниз и разбился насмерть. Вот поэтому считается, что метеки посвятили (этот жертвенник) божеству Антэроту, как мстителю за смерть Тимагора».

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В одном углу [одного из гимнасиев]… на одной из палестр сделано рельефное изображение Эрота [Любви] и так называемого Антэрота [Возвращенной Любви]: Эрот держит в руках ветвь финиковой пальмы, а Антэрот старается ее отнять».
Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XIV. 28. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):
«… Посейдон был любовником Нерита [сына Нерея], и что Нерит отвечал любовью, и что отсюда происходит прославленный Антерос (взаимная любовь)».
Цицерон. О природе богов. Книга III. XXIII (60). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Третий [Купидон (Эрос)], Антэрос, [родился] – от Марса [Ареса] и Венеры [Афродиты] третьей».
Сенека. Федра. 274-278. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 42) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«О богиня [Афродита], волн порожденье бурных,
Двойственный тобой Купидон [т. е. Эрос и Антерос] рожденный
Факела огнем и стрелами грозен,
В блеске красоты шаловливый мальчик,
О, как метко он направляет стрелы!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 430-432. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 461) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Ариадна сетует на то, что Тесей оставил ее на острове Наксос:]
Мнимые лики эротов [т. е. Эроса (Любви) и Антероса (Взаимной любви)] являлися предо мною,
Видела я обманный сон о свадьбе счастливой,
Не состоявшейся, милый Тесей меня бросил навеки!»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО
![]() | ![]() | ![]() Греко римская мозаика Эхо, Нарцисс, Антерос. Дафна. 3-й век н.э. |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Платон. Федр. / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
- Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???)
Римские
- Овидий. Фасты. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
- Сенека. Федра. Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
Список используемой литературы