Бог Антерос

Антерос был богом взаимной любви и мстителем за отвергнутую любовь. Его считали одним из эротов – крылатых божеств в свите Афродиты. Антероса часто изображали вторым после Эроса приближенным этой богини любви.

Изображение справа — Эрос и Антерос на весах любви, 4 века до нашей эры, Британский музей.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ЭРОС АНТЕРОС
РодителиАфродита
Бог чегоВзаимная любовь
ДомГора Олимп
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΑντερωςAnterôsAnterosLove ReturnedЛюбовь вернулась

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Арес & Афродита (Cicero De Natura Deorum 3.21)
[1.2] Афродита (Ovid Fasti 4.1, Seneca Phaedra 274)

 

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Платон. Федр. 255d-e / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 164) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«… Когда тот [юноша] здесь, у возлюбленного, как и у него самого, утихает боль, когда его нет, возлюбленный тоскует по влюбленному так же, как тот по нему: у юноши это всего лишь подобие, отображение любви [Антерос?], называет же он это, да и считает, не любовью, а дружбой. Как и у влюбленного, у него тоже возникает желание – только более слабое – видеть, прикасаться, целовать, лежать вместе, и в скором времени он, естественно, так и поступает».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. XXX. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед входом в Академию [за пределами Афин] есть жертвенник Эрота [Любви] с надписью, гласящей, что Харм – первый из афинян посвятил (жертвенник) Эроту. Тот же жертвенник, в городе, который носит название жертвенника Антэрота [отмщенной любви], как говорят, является посвящением метеков (неполноправных поселенцев) вот по какому случаю: в афинянина Мелета был влюблен метек Тимагор. Относясь к нему с пренебрежением, Мелет велел ему, взойдя на самую вершину скалы, броситься с нее вниз. Так как Тимагор не щадил своей жизни и во всем всегда хотел делать приятное юноше, что бы он ни приказывал, то и на этот раз он, поднявшись, бросился вниз; когда Мелет увидал Тимагора мертвым, его охватило такое раскаяние, что он кинулся с той же скалы вниз и разбился насмерть. Вот поэтому считается, что метеки посвятили (этот жертвенник) божеству Антэроту, как мстителю за смерть Тимагора».

Афродита и Гермес взвешивают Эроса и Антероса на весах любви, 4 века до н.э., Национальный археологический музей, Афины
Афродита и Гермес взвешивают Эроса и Антероса на весах любви, 4 века до н.э., Национальный археологический музей, Афины

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIII. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В одном углу [одного из гимнасиев]… на одной из палестр сделано рельефное изображение Эрота [Любви] и так называемого Антэрота [Возвращенной Любви]: Эрот держит в руках ветвь финиковой пальмы, а Антэрот старается ее отнять».

 

Клавдий Элиан. О мире животных. Книга XIV. 28. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [http://simposium.ru/ru/node/12146]) (древнеримский писатель и философ 2-3 вв. н. э.):

«… Посейдон был любовником Нерита [сына Нерея], и что Нерит отвечал любовью, и что отсюда происходит прославленный Антерос (взаимная любовь)».

 

Цицерон. О природе богов. Книга III. XXIII (60). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Третий [Купидон (Эрос)], Антэрос, [родился] – от Марса [Ареса] и Венеры [Афродиты] третьей».

 

Сенека. Федра. 274-278. (Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. 42) (римская трагедия 1 в. н. э.):

«О богиня [Афродита], волн порожденье бурных,

Двойственный тобой Купидон [т. е. Эрос и Антерос] рожденный

Факела огнем и стрелами грозен,

В блеске красоты шаловливый мальчик,

О, как метко он направляет стрелы!»

 

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 430-432. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. 461) (греческий эпос 5 в. н. э.):

«[Ариадна сетует на то, что Тесей оставил ее на острове Наксос:]

Мнимые лики эротов [т. е. Эроса (Любви) и Антероса (Взаимной любви)] являлися предо мною,

Видела я обманный сон о свадьбе счастливой,

Не состоявшейся, милый Тесей меня бросил навеки!»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Афродита, Эростасия 5 век до н.э.

Апулийская вазопись Афродита Эростасия 4 век до н.э.

Греко римская мозаика Эхо, Нарцисс, Антерос. Дафна. 3-й век н.э.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология