Бог Оксил

Оксил был деревенским полубогом (даймоном) горных лесов (или, возможно, точнее горного бука). Он был сыном Орея «Горы» и мужем Гамадриады «Женщины Дерева» и отцом восьми дочерей нимф Гамадриад, каждая из которых руководила видом дерева. Его сын Андремон был одним из первых царей горного племени дриопов. Оксил был в первую очередь связан с горными лесами центральной Греции — горным хребтом Пинд, горой Оита (Эта) и горой Отрис.

Имя Оксил, возможно, происходит от термина axylos hylê, «девственный горный лес», или может быть связано с oxya, «буковое дерево» (Fagus sylvatica). Если последнее, то его жена Гамадриада, вероятно, «дуб», а не «дерево».

Оксил, вероятно, связан с Гекатером и Силеном — двумя деревенскими полубогами, которые также описывались как отцы Дриад и Сатиров.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПОЛУБОГ ОКСИЛ
РодителиОрей
ЖенаГамадриада
Бог чегоГорные леса
ДомГора Эта и Отрис в Малисе
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΟχυλοςOxylosOxylusBeech-Forest? (oxya, hylê)Буковый лес?

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Орей (Athenaeus 78b)

Дети

[1.1] Гамадриады (Кария, Балана, Крания, Морея, Эгера, Ампела, Сика) (от Гамадриады) (Phereclus Frag, Athenaeus 78b)
[1.2] Гамадриады, Андремон (Antoninus Liberalis 32)

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Афиней. Пир мудрецов. Книга первая. 78-b. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 110) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):

«Однако эпический поэт Ференик из Гераклеи производит название смокв от имени Сики, дочери Оксила: сын Орея Оксил, сочетавшись со своей сестрой Гамадриадой, помимо прочего потомства будто бы породил Карию (орех), Балану (желудь), Кранию (кизил), Морею (шелковица), Эгеру (тополь), Птелею (вяз), Ампелу (виноградная лоза) и Сику (смоковница); все они получили имя гамадриад, а их именами были названы многие деревья».

 

Антонин Либерал. Метаморфозы. XXXII. Дриопа [Рассказывает Никандр в книге I «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Дриоп был сыном реки Сперхея и Полидоры, одной из дочерей Даная. Он царствовал в области Эты, и была у него единственная дочь Дриопа, которая пасла отцовских овец. Так как ее сильно полюбили нимфы гамадриады [вероятно, описанные выше дочери Оксила] и сделали подругой своих игр, то они научили ее петь гимны богам и танцевать. Увидев Дриопу во время танца, Аполлон возжелал с ней соединиться. Сначала он обратился в черепаху, когда же Дриопа вместе с нимфами стала забавляться с ней и положила ее к себе за пазуху, Аполлон из черепахи превратился в змею. И нимфы в испуге оставили девушку одну, Аполлон же с ней соединился. Она в страхе прибежала в отцовский дом и не сказала ничего родителям. Когда же впоследствии на ней женился Андремон, сын Оксила, она родила от Аполлона сына Амфисса… Он основал у подножья Эты город, соименный горе, и стал царствовать в этих местах. Он основал также в Дриопиде святилище Аполлона, и когда Дриопа пришла <однажды> в это святилище, нимфы гамадриады из благосклонности к ней похитили ее и спрятали в лесу, а вместо нее из земли появился тополь, и около него забил источник.

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
  •  Афиней. Пир мудрецов. (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. ???) (древнегреческий писатель 2-3 вв. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология