Бог Соси­по­лид

Соси­по­лид был полубогом, спасителем и защитником города Элиды на западе Пелопоннеса. Он был изображен в виде мальчика, одетого в усыпанную звездами мантию и держащего в руке рог изобилия.

Сосиполис мог быть отождествлен с Плутосом, который также изображался подобным образом, или даже с Эротом, который также был описан как сын Илифии в некоторых древних гимнах.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΣωσιπολιςSôsipolisSosipolisCity-Saviour (polis, sôzô)Спаситель города

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Илифия (Pausanias 6.20.2)

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 20. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У самой подош­вы горы, где начи­на­ет­ся Кро­ний, с север­ной сто­ро­ны <от Аль­ти­са>, меж­ду сокро­вищ­ни­ца­ми и горой, нахо­дит­ся храм Или­тии, в кото­ром возда­ет­ся покло­не­ние Соси­по­лиду (Спа­си­те­лю горо­да), при­род­но­му покро­ви­те­лю элей­цев. Что каса­ет­ся Или­тии, кото­рую они назы­ва­ют Олим­пий­ской, то для слу­же­ния этой богине они каж­дый год изби­ра­ют жри­цу; та же ста­рая жен­щи­на, кото­рая слу­жит Соси­по­лиду, свя­за­на элей­ским зако­ном о бес­по­роч­ной жиз­ни и сама при­но­сит богу воду для омо­ве­ния и воз­ла­га­ет перед ним <ячмен­ные> лепеш­ки с медом. В пере­д­нем поме­ще­нии хра­ма — он сде­лан из двух частей — нахо­дит­ся жерт­вен­ник Или­тии, и сюда доступ людям сво­бо­ден; во внут­рен­ней части покло­ня­ют­ся Соси­по­лиду, и доступ туда не раз­ре­шен нико­му, кро­ме слу­жи­тель­ни­цы бога, да и то, покрыв лицо и голо­ву белым покры­ва­лом; а девуш­ки и жен­щи­ны, остав­шись в поме­ще­нии Или­тии, поют в честь его гимн. Они почи­та­ют его, совер­шая вся­ко­го рода вос­ку­ре­ния, но делать ему воз­ли­я­ния вином они счи­та­ют недоз­во­лен­ным. И клят­ва име­нем Соси­по­лида счи­та­ет­ся вели­чай­шей. Гово­рят, когда арка­дяне вторг­лись с вой­ском в Элиду и элей­цы высту­пи­ли про­тив них, к элей­ским вое­на­чаль­ни­кам при­шла жен­щи­на, с ново­рож­ден­ным ребен­ком у груди, и ска­за­ла, что это­го ребен­ка роди­ла она, но в силу сно­виде­ния она отда­ет его элей­цам как их буду­ще­го союз­ни­ка. Пове­рив сло­вам этой жен­щи­ны, началь­ни­ки поло­жи­ли перед вой­ском наго­го ребен­ка. Арка­дяне ста­ли насту­пать, и тогда вдруг ребе­нок обра­тил­ся в дра­ко­на. Арка­дяне при­шли в смя­те­ние от тако­го зре­ли­ща и обра­ти­лись в бег­ство; элей­цы насе­ли на них, одер­жа­ли бли­ста­тель­ную победу и дали это­му богу имя Соси­по­лида (Спа­си­те­ля горо­да). Там, где после бит­вы, по их мне­нию, дра­кон исчез, уйдя в зем­лю, там они поста­ви­ли храм. Вме­сте с ним они реши­ли почи­тать и Или­тию за то, что она про­из­ве­ла на свет это­го ребен­ка».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 25. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Тут же совер­ша­ют покло­не­ние и Соси­по­лиду (Спа­си­те­лю горо­да), нале­во от свя­ти­ли­ща Тихи, в неболь­шом зда­нии. Бог изо­бра­жен на кар­тине в таком виде, каким он явил­ся в сно­виде­нии, по воз­рас­ту маль­чик, заку­тан­ный в хла­миду, усе­ян­ную звезда­ми. В одной руке он дер­жит рог Амал­феи».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология