Сосиполид был полубогом, спасителем и защитником города Элиды на западе Пелопоннеса. Он был изображен в виде мальчика, одетого в усыпанную звездами мантию и держащего в руке рог изобилия.
Сосиполис мог быть отождествлен с Плутосом, который также изображался подобным образом, или даже с Эротом, который также был описан как сын Илифии в некоторых древних гимнах.
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский перевод | Перевод |
Σωσιπολις | Sôsipolis | Sosipolis | City-Saviour (polis, sôzô) | Спаситель города |
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Илифия (Pausanias 6.20.2)
Цитаты классической древнегреческой литературы
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 20. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У самой подошвы горы, где начинается Кроний, с северной стороны <от Альтиса>, между сокровищницами и горой, находится храм Илитии, в котором воздается поклонение Сосиполиду (Спасителю города), природному покровителю элейцев. Что касается Илитии, которую они называют Олимпийской, то для служения этой богине они каждый год избирают жрицу; та же старая женщина, которая служит Сосиполиду, связана элейским законом о беспорочной жизни и сама приносит богу воду для омовения и возлагает перед ним <ячменные> лепешки с медом. В переднем помещении храма — он сделан из двух частей — находится жертвенник Илитии, и сюда доступ людям свободен; во внутренней части поклоняются Сосиполиду, и доступ туда не разрешен никому, кроме служительницы бога, да и то, покрыв лицо и голову белым покрывалом; а девушки и женщины, оставшись в помещении Илитии, поют в честь его гимн. Они почитают его, совершая всякого рода воскурения, но делать ему возлияния вином они считают недозволенным. И клятва именем Сосиполида считается величайшей. Говорят, когда аркадяне вторглись с войском в Элиду и элейцы выступили против них, к элейским военачальникам пришла женщина, с новорожденным ребенком у груди, и сказала, что этого ребенка родила она, но в силу сновидения она отдает его элейцам как их будущего союзника. Поверив словам этой женщины, начальники положили перед войском нагого ребенка. Аркадяне стали наступать, и тогда вдруг ребенок обратился в дракона. Аркадяне пришли в смятение от такого зрелища и обратились в бегство; элейцы насели на них, одержали блистательную победу и дали этому богу имя Сосиполида (Спасителя города). Там, где после битвы, по их мнению, дракон исчез, уйдя в землю, там они поставили храм. Вместе с ним они решили почитать и Илитию за то, что она произвела на свет этого ребенка».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 25. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут же совершают поклонение и Сосиполиду (Спасителю города), налево от святилища Тихи, в небольшом здании. Бог изображен на картине в таком виде, каким он явился в сновидении, по возрасту мальчик, закутанный в хламиду, усеянную звездами. В одной руке он держит рог Амалфеи».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
Список используемой литературы