АНАТ (‘nt) в западносемитской мифологии богиня охоты и битвы. А. — дева-воительница, сестра и возлюбленная умирающего и воскресающего бога Балу (Алиййану-Балу, Баал-Хад-дада), дочь Илу и Ашеры. В Угарите А. имеет эпитет «невестка народа»: по-видимому, она считалась также возлюбленной смертного представителя предков угаритян. В угаритском цикле мифов о Балу А. активно помогает Балу в борьбе с его врагами, прежде всего Муту и Йамму. Когда Балу гибнет, убитый Муту, скорбящая А. бродит в поисках его тела и затем погребает его на горе Цапану. Она мстит Муту, разрубает, сжигает и мелет подобно зерну его тело, развеивает его по полю, после чего Балу возвращается к жизни. А. борется и с другими разрушительными силами, такими, как Латану (см. ЛЕВИАФАН), ради плодородия и жизни. А. предстает как жестокая и необузданная богиня (ср. егип. Сехмет, шумер. Инанна). Известен эпизод мифа о том, как она предавалась веселью, учинив кровопролитную расправу над бесчисленным количеством «мужей востока и запада» и, не удовлетворившись этим, обратила свой гнев на гостей, которые были у нее на пиру (успокоившись, она совершила омовение). Владычица зверей и птиц, А. губит Акхата, не пожелавшего отдать ей чудесный лук. А. является посредницей между Балу и Илу: угрозами и восхвалением она добилась от последнего разрешения на постройку дома для Балу.В доиудаистическом пантеоне древних евреев А. — супруга Йахве (см. ЙЕВО). А. вошла также в египетский пантеон как супруга Сета (с которым египтяне отождествляли Балу). По египетским источникам известны мифы (видимо, палестинского происхождения) о священном соитии Сета и А.; о том, как Гор (возможно, соответствовавший западносемитскому Ас-тару) запечатал лоно у А. и Астарты, а Сет снял печать; о том, что А. и Астарта были отданы в жены Сету богом солнца Ра (западносемитский Шамшу?). А. почиталась также на Кипре.Черты А. и Астарты позднее слились в образе Атаргатчс. Образ А., вероятно, лежал также в основе представлений об Аззанатконе — богине, почитавшейся в Дура-Европос и отождествлявшейся с Артемидой и Минервой. В эллинистический период А. отождествлялась с Афиной. Известны изображения А. с двумя парами крыльев (одна поднята, другая опущена), с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними, кормящей двух отроков (богов?). И. Ш. Шифман.
Анат засвидетельствован в нескольких финикийских надписях с Кипра. В билингве Анат Афина греческая богиня Афина Сотейра Нике отождествляется с Анат, которая описана в надписи как сила жизни: l’uzza hayim.
Древнегреческий | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Αναθ | ˈɑːnɑːt | Anat | — |
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АНАТ С АФИНОЙ
Анат Афина двуязычная [Двуязычная Анат Афина — это двуязычная греко-финикийская надпись на высеченном в скале камне, найденном на окраине деревни Ларнакас тис Лапиту, Кипр.]
(Греческий, строки 1–2) Ἀθηνᾷ / Σωτείρᾳ, Νίκῃ, To Athena / who protects, to Victory, Афине/защищающей, к Победе, (3-4) καὶ βασιλέως / Πτολεμαίου, (to the victory that is) also of King / Ptolemy, (к победе) также Царя / Птолемея, (5) Πραξίδημος Σέσμαος Praxidemos, the son of Sesmas, Праксидем, сын Сесмы, (6) τὸν βω[μὸ]ν ἀνέθ[ηκ]εν. has dedicated the altar. посвятил жертвенник. (7) Ἀγα[θ]ῇ τύχῃ! Good luck! Удачи! (Финикийский, строка 1) L‘NT ‘Z ḤYM To ‘Anat, Strength of the Living, К Анат, Силе Живого, (2) WL’D<N> MLKM PTLMYŠ and to the Lord of Kings Ptolemy, и Господу царей Птолемею, (3) B‘LŠLM BN [S]SMY Baalsillem, son of Sesmay, Баалсиллем, сын Сесмая, (4) YQDŠ [’]T MZBḤ dedicated (the) altar. посвященный () жертвенник. (5) [L]MZL N‘M To good fortune! К счастью!