Богиня Пандия

Пандия была дочерью бога неба Зевса и богини луны Селены. Возможно, она была богиней полнолуния (panselênê по-гречески), питающей землю росой (hersê) или молодости.

Несколько других писателей упоминают дочерей Зевса и Селены по имени Герса (Роса) и Немея. Неясно, были ли это три разные богини или просто альтернативные имена для одной. Она также может быть связана с Менаями (Месяцами), пятьюдесятью дочерьми Эндимиона и Селены.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГИНЯ ПАНДИЯ
РодителиЗевс и Селена
Богиня чегоПолная луна, молодость
ДомНебо
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Πανδεια ΠανδιαPandeia, PandiaPandiaAll-Bright, All-DivineВсесветлый, Всебожественный

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Зевс & Селена (Homeric Hymn 32 to Selene, Hyginus Preface, Scholiast on Pindar’s Odes, Hyginus Preface)

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАНДИИ

Гомеровские гимны. XXXII. К Селене. 14-16. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 175) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«С нею [Селеной] когда-то сопрягся Кронион [Зевс] любовью и ложем.

Затяжелевши, ему родила она деву Пандию,

Между бессмертными всеми отличную видом прекрасным».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. <Введение.> Генеалогии. 28. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 7):

«От Юпитера [Зевса] и Луны [Селены] [родилась] – Пандия».

 

Вергилий. Георгики. Книга третья. 391-393. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. 101) (римский поэт 1 в. до н. э.):

«[Вергилий кратко рассказывает о том, как бог Пан соблазнил Селену сияющей шкурой ягненка. Эта история может быть связана с рождением богини Пандии – на это указывает предлог ее имени.]

Редкостным белым руном – коль тому позволительно верить, –

Пан, Аркадии бог, обольстил тебя, Феба [Луна (Селена)], обманно,

В лес густой заманив, – и просящего ты не отвергла!»

 

КУЛЬТ ПАНДИИ

I. НЕМЕЯ, город в Арголиде (Южная Греция)

Согласно схолии к Немейским песням Пиндара, богиня города Немея с тем же именем была дочерью Зевса и Селены. Возможно, это была богиня Пандея, описанная в гомеровском гимне. Ее мать Селена была связана с культом Зевса Немейского и, как говорят, была матерью или кормилицей знаменитого Немейского льва.

II. ФЛИУНТ, город в Сикионии (Южная Греция)

Богине Дие поклонялись в сикионском городе Флиунте, расположенном около Немеи (см. выше). Это могла быть Пандия, упомянутая в гомеровском гимне. Хотя местные жители отождествляли Дию с богиней Гебой, это не исключает и ее отождествления с Пандией – ведь мать Гебы Гера иногда отождествлялась с матерью Пандии Селеной.

Страбон. География. Книга VIII. VI. 24. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 364) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Во Флиунте и в Сикионе есть чтимое святилище Дии; так здесь называют Гебу».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XIII. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На акрополе Флиунта [в Арголиде] есть кипарисовая роща и очень древний и чтимый храм; богиню, которой посвящен этот храм, древнейшие писатели называют Ганимедой, позднейшие Гебой. О ней упоминает и Гомер в рассказе об единоборстве Менелая с Александром, говоря, что она является виночерпием богов; затем при схождении Одиссея в Аид он сказал, что она жена Геракла. У Олена, в его гимне Гере, написано, что Гера была воспитана Горами (Богинями времен года) и что у нее были дети: Арес и Геба. Среди знаков почета, которые флиасийцы воздают этой богине, величайшим считается то, что она имеет право оказывать покровительство прибегающим к ней с мольбой о защите (рабам): молящим предоставляется здесь неприкосновенность, и рабы, закованные в цепи, избавившись от них, посвящают свои оковы богине, вешая их на деревья этой рощи. Ежегодно у них происходит здесь праздник, который они называют Киссотомами (Срезание плюща). Статуи богини у них (нет никакой): ни скрытой в недоступном для непосвященных месте, ни стоящей открыто, – а почему у них это так установлено, об этом существует здесь (особое) священное сказание, – тогда как если выйти из святилища, то налево есть храм Геры и в нем статуя богини, сделанная из паросского мрамора».

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология