Дактилий Геракл

Геракл был старшим из дактилей – пяти демонов, которые в эпоху Кроноса основали Олимпийские игры. Он и его братья, вероятно, были тесно связаны с бегом в доспехах – одном из старейших видов олимпийских соревнований. Дактили, так же как и куреты, изображались в виде молодых людей, носящих доспехи. Дактиль Геракл был отождествлен с одноименным героем, Гераклом, сыном Зевса и Алкмены, который в конечном счете затмил его как предполагаемого основателя Олимпийских игр.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ДАКТИЛИЙ ГЕРАКЛ
Бог чегоОснователь Олимпийских игр
ДомОлимпия в Элиде, гора Ида на Крите
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Δακτυλος ἩρακληςDaktylos HeraklêsDactyl HeraclesAir-Famed (aer, kles)Прославленный в воздухе

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Смотрите Куреты

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДАКТИЛЬ ГЕРАКЛ – ОСНОВАТЕЛЬ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. 64. (6-7). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):

«Став пеpвооткpывaтeлями великих благ для рода человеческого, Идейские Дактили удостоились почестей, которые подобают бессмертным. Рассказывают, что один из них, которого звали Гераклом, добился великой славы и учредил Олимпийские состязания, но более поздние поколения людей по причине совпадения имен решили, что Олимпийские состязания учредил сын Алкмены [то есть Геракл, совершивший двенадцать подвигов]. Доказательством тому является то обстоятельство, что многие женщин до сих пор [произносят] заклинания и делают амулеты, [обученные] этим богом, поскольку он был волшебником, сведущим в обрядах, а эта черта весьма отличает его от Геракла, сына Алкмены».

 

Страбон. География. Книга VIII. III. 30. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 337) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

«Более того, Олимпийские игры – их [дактилей] создание, и они торжественно справляли первые Олимпиады, ибо следует опустить древние сказания и об основании святилища, и об учреждении игр; некоторые считают Геракла, одного из Идейских Дактилей, основоположником их, а другие – Геракла, сына Алкмены и Зевса, который первым принял участие в играх и одержал победу; ведь эти сказания передаются на много разных ладов, но им не следует особенно доверять».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). VII. 4 – VIII. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Относительно Олимпийских состязаний элейские знатоки древностей рассказывают, что вначале на небе царствовал Кронос и что в Олимпии был сооружен Кроносу храм тогдашними людьми, которые назывались золотым поколением. Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка Идейским дактилям, которых также называли и Куретами; они пришли из критской Иды, и их имена были – Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас. Во время шуток и игр Геракл, как старший из них по возрасту, вызвал их на состязание в беге и победившего из них увенчал ветвью дикой маслины; у них было такое количество дикой маслины, что они спали на ней, подостлав под себя зеленые ветки. Говорят, что дикую маслину Геракл привез к эллинам из страны гипербореев и что это те люди, которые живут за пределами (северного) ветра Борея… Итак, Идейскому Гераклу первому принадлежит честь установления этих игр, и он первый дал им название Олимпийских. Было установлено совершать их каждые пять лет, так как их братьев было числом пять. Есть и такие, которые говорят, что здесь Зевс боролся за власть с самим Кроносом; иные же считают, что он установил эти игры после победы над ним. Победителями называют и других (богов), так, например, Аполлона, который победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.

После этого, приблизительно лет пятьдесят спустя после бывшего при Девкалионе у эллинов потопа, пришел с острова Крита Климен, сын Кардиса, родом от Идейского Геракла; он, говорят, устроил состязания в Олимпии и соорудил Куретам и в частности своему предку Гераклу жертвенник, дав наименование Гераклу Парастат (Защитник)».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Жертвенник Зевса в Олимпии… Говорят, что он сооружен Гераклом Идейским…»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. II. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Что касается состязания в Олимпии, то оно вне пределов моего рассказа; ведь его относят к эпохе, предшествующей человеческому роду, передавая сказание, что там состязались в борьбе Кронос и Зевс и что первыми состязались в беге Куреты [т. е. дактили]».

 

КУЛЬТ ДАКТИЛЯ ГЕРАКЛА

Цицерон. О природе богов. Книга III. XVI (42). (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

«Притом я очень хотел бы знать, предпочтительно какого Геркулеса нам следует почитать?

… Третий [Геркулес (Геракл)] – из дигитов [латинское название дактилей] горы Иды, ему жители Коса приносят жертвы в честь подземных богов».

I. ОЛИМПИЯ, святилище в Элиде (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[Среди жертвенников богам в Олимпии есть:]

… Жертвенник Гераклу, именуемому Парастатом (Защитником); поставлены жертвенники и братьям Геракла: Эпимеду, Идасу, Пеонею и Иасию. Жертвенник Идаса, я знаю, другими называется жертвенником Акесида».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга V. Элида (А). XIV. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Рядом с сокровищницей сикионцев [в Олимпии] находится жертвенник Куретов [т. е. дактилей], или Геракла, сына Алкмены: называют его двояко».

II. ЭЛИДА, главный город Элиды (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Элида (B). XXIII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в этом гимнасии [в Элиде] и жертвенники богам; Гераклу Идейскому, носящему наименование Парастата (Защитника)…»

III. МЕГАЛОПОЛЬ, главный город Аркадии (Южная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XXXI. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Ко второй, западной стороне галереи прилегает ограда храма Великих богинь [в Мегалополе]… Есть и Геракл около Деметры, величиной приблизительно в локоть. В своем эпосе Ономакрит [греческий хресмолог (составитель сборников предсказаний оракулов) 6-5 вв. до н. э.] говорит, что этот Геракл из числа так называемых Идейских Дактилей».

IV. МИКАЛЕСС, город в Беотии (Центральная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В части Микалесса, обращенной к морю, есть храм Деметры Микалессийской. Говорят, что этот храм каждую ночь запирает и вновь (с наступлением дня) отпирает Геракл, а Геракл этот – из числа так называемых Идейских дактилей. Там можно видеть и такое чудо: перед ногами этой статуи кладутся плоды, которые земля приносит в осеннюю пору, и они в течение целого года остаются свежими».

V. ФЕСПИИ, город в Беотии (Центральная Греция)

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть у феспийцев и храм в честь Геракла; жрицей в нем является девушка, несущая эту службу до самой своей кончины… В действительности этот храм мне показался более древним, чем время Геракла, сына Амфитриона, и принадлежит, вероятно, так называемому Гераклу из Идейских дактилей, тому самому, храмы которого, по моим разысканиям, были и у эрифрейцев в Ионии и у тирийцев [жителей финикийского города Тир, бог которых Мелькарт отождествлялся с Гераклом]. Да и беотийцы не могли не знать имени этого Геракла, поскольку, говорят, они сами поручили наблюдение за храмом Деметры Микалессии этому Идейскому Гераклу».

VI. ЭРИФРЫ, город в Ионии (Анатолия)

Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXVII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«… Этот храм… принадлежит, вероятно, так называемому Гераклу из Идейских дактилей, тому самому, храмы которого, по моим разысканиям, были и у эрифрейцев в Ионии…»

ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠαραστατηςParastatêsParastatesDefender, ComradeЗащитник, товарищ
ΙδαιοςIdaiosIdaeusOf Mount IdaС горы Ида

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология