Дионис Ликнит

Ликнит – эпитет новорожденного Диониса-Загрея. Нимфы положили младенца в решето для очищения зерён от шелухи и, таким образом, укачивали. Древнегреческое название этой примитивной веялки – «ликноне» (λίκνον), могло означать и «колыбель». Решето имело форму большой плетёной корзины с двумя ручками по бокам. Веяльщики трясли его, просеивая зёрна на расстеленное внизу полотно, а ветер уносил лёгкую солому, таким образом, очищая урожай от мусора.

В мифах упоминался также эпизод, когда наяда Фия – первая жрица Диониса, вместе со своими прислужницами, разбудила спавшего в решете младенца Ликнита. Это произошло в одной из пещер Парнаса, высоко над Дельфами. В честь важного для мистов события, каждые два года устраивались оргиастические обряды. Позднее на их основе возникла древнегреческая трагедия.

Дионис Ликнит считался покровителем плодородия. Ему жертвовали начатки урожая. Корзина-веялка была позаимствована у земледельцев и приобрела мистическое значение в дионисийском культе. Ликнит, кроме того, отождествлялся с Иакхом – божеством, которого чествовали в Элевсине, как покровителя мистерий.

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
Λικνίτου

Родители

[1.1] Зевс & Персефона (Orphic Hymns 29 & 30, Hyginus Fabulae 155, Diodorus Siculus 4.4.1, Nonnus Dionysiaca 6.155, Suidas s.v. Zagreus)
[1.2] Аид (Aeschylus Frag 124)
[1.3] Дионис & Аура (Dionysiaca 48.887)
[1.4] Дионис & Афродита (Orphic Hymn 57)

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Орфей (Орфика). Фр. 199 . (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

(ПРОКЛ) [Ипта, нянька Диониса], возложив на голову колыбель-веялку (ликнон) в обвив вокруг нее змею, приемлет сердечного [?] Диониса . . . она спешит к матери богов и к Иде. . . поэтому об Ипте говорится, что она помогает родам Зевса. . . «Сладкое чадо Зевса она вызывала. . .».

 

Орфей (Орфика) 206. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

206 (КЛИМЕНТ АЛЕКС.) «Как растит человек побег оливы цветущий». . . из стихов Орфея об исчезновении Диониса.

 

Орфей (Орфика) 207. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 61-62) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

207 (ПРОКЛ) . . .Зевс назначает его [Диониса] царем всех. . . богов и воздает

58

ему высочайшие почести. «Хоть и младому еще, неразумну участнику пира». Поэтому богословы часто называют Солнце «новым [молодым] богом» — по словам Гераклита, «солнце ежедневно новое» [фр. 58] — как причастное дионисийской силы.

208 (ПРОКЛ) Отец сажает его на царский престол, вручает ему скипетр и провозглашает царем всех внутримирных богов:

«Слушайте боги! Его-вот я вам царем назначаю!».

 

XLVI. ЛИКНИТУ (фимиам, манна). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 247) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):

Этой молитвой зову Диониса Священной Корзины,
Доброго Вакха-нисейца, желанного, в пышном цветенье,
Детище милое нимф и венчанной светло Афродиты.
Пляшущей поступью ты сотрясаешь лесные дубравы,
5
С нимфами вместе ликуя, безумием сладким объятый,
Ты отведен был к святой Персефоне по воле Зевеса,
Ею был вскормлен, взращен любимым для сонма бессмертных.
Ныне явись, о блаженный, принять эти милые жертвы!

Оцените статью
Античная мифология