Евмолп

Евмолп (или Эвмолп, др.-греч. Εὔμολπος «хорошо поющий») — в древнегреческой мифологии основатель элевсинских таинств, родоначальник наследственных жрецов храма Деметры в Элевсине — Евмолпидов.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Хиона

Посейдон

Дионис

 

Дети

Иммарад

Керик

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I, ГЛ. 38. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Они гово­рят, что этот Эвмолп при­был из Фра­кии и был сыном Посей­до­на и Хио­ны, Хио­на же была доче­рью вет­ра Борея и Ори­фии».

 

Овидий. ПИСЬМА С ПОНТА. КНИГА III (Источник: Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. Москва, изд-во «Наука», 1978. Перевод с латинского З. Н. Морозкиной (1—3, 5—9), Н. Д. Вольпин (4). Издание подготовили М. Л. Гаспаров, С. А. Ошеров.)

 

«Раз­ве Эвмолп Хио­нид такое сде­лал Орфею?»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 137):

 

«Сыновья нептуна. Эвмолп от Хионы, дочери Аквилона».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 137):

 

«Терпсихора – игры на флейтах. От Посейдона родила Эвмолпа».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. III. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 85) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Хио­на же сошлась с Посей­до­ном. Родив тай­но от отца Эвмол­па, она реши­ла скрыть про­ис­шед­шее и бро­си­ла дитя в пучи­ну. Но Посей­дон подо­брал его и при­нес в Эфи­о­пию, отдав на вос­пи­та­ние Бен­те­си­ки­ме — доче­ри, кото­рую ему роди­ла Амфи­т­ри­та. Когда Эвмолп вырос, Эндий, муж Бен­те­си­ки­мы, отдал ему в жены одну из двух сво­их доче­рей. Но Эвмолп попы­тал­ся совер­шить наси­лие над сест­рой сво­ей жены, за что был изгнан. Вме­сте со сво­им сыном Исма­ром он при­шел к Теги­рию, фра­кий­ско­му царю, и тот выдал свою дочь замуж за сына Эвмол­па. Позд­нее Эвмолп соста­вил про­тив фра­кий­ско­го царя заго­вор, но он был рас­крыт, Эвмолп бежал в Элев­син и заклю­чил друж­бу с его жите­ля­ми.
[Фео­крит в XIX идил­лии назы­ва­ет Эвмол­па сыном Филам­мо­на, а Парос­ская хро­ни­ка — сыном Мусея. Веро­ят­но, раз­лич­ные вари­ан­ты мифов о его про­ис­хож­де­нии и дали повод счи­тать, что было несколь­ко геро­ев, носив­ших это имя. Эвмолп почи­тал­ся в каче­стве осно­ва­те­ля Элев­син­ских мисте­рий. Соглас­но гоме­ров­ско­му гим­ну Демет­ре, боги­ня сама посвя­ти­ла Эвмол­па в таин­ства.]»

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 85) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Геракл при­шел в Элев­син к Эвмол­пу, чтобы быть посвя­щен­ным в мисте­рии. В те вре­ме­на чуже­стран­цев еще не посвя­ща­ли в Элев­син­ские мисте­рии, и Геракл доби­вал­ся посвя­ще­ния в каче­стве при­ем­но­го сына Пилия, но участ­во­вать в таин­ствах он еще не мог, ибо не был очи­щен от сквер­ны после убий­ства кен­тав­ров. Толь­ко при­няв от Эвмол­па очи­ще­ние, Геракл был допу­щен к уча­стию в мисте­ри­ях».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 85) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Эвмолп — сын Посей­до­на и Хио­ны, доче­ри Борея. Родив Эвмол­па, Хио­на из стра­ха перед отцом бро­си­ла его в море. Но Посей­дон подо­брал его и дал сво­ей доче­ри на вос­пи­та­ние. Когда Эвмолп вырос, он бежал во Фра­кию вме­сте со сво­им сыном Исма­ром, а оттуда при­был в Элев­син. Затем он вновь вер­нул­ся во Фра­кию и, став фра­кий­ским царем, помо­гал Элев­си­ну сра­жать­ся про­тив Афин. В сра­же­нии Эвмолп погиб. Образ Эвмол­па, сына Посей­до­на, слил­ся в гре­че­ской мифо­ло­гии с Эвмол­пом, сыном мифи­че­ско­го пев­ца Myсея: этот Эвмолп счи­тал­ся осно­ва­те­лем Элев­син­ских мисте­рий».

 

Фукидид. История (Иточник: Автор: Фукидид Переводчик: Мищенко Ф.С. Переводчик: Жебелев С.А. Источник текста: Москва. Изд. М. и С. Сабашниковых 1915 г.) (Греческий историк. 460 г. до н.э.)

 

«Элевсин с Евмолпом во главе: селение на морском берегу в Аттике, бывшее в древнейшее время самостоятельным государством наряду с Аѳинами, потом вошедшее в состав Аѳинского государства, хотя, быть может, до конца VII в. и сохранявшее свою самостоятельность. Евмолп, сын Поспума и Хионы, прибывший в Элевсин из Ѳракии, мифический основатель мистерий Деметры и Коры, родоначальник одного из знатнейших аттических родов, Евмолпидов».

 

Овидий. ПИСЬМА С ПОНТА. КНИГА II (Источник: Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. Москва, изд-во «Наука», 1978. Перевод с латинского З. Н. Морозкиной (1—3, 5—9), Н. Д. Вольпин (4). Издание подготовили М. Л. Гаспаров, С. А. Ошеров.)

«Это тебе и Евмолп, осно­ва­тель про­слав­лен­ный рода»

 

Платон. Пир. II 363с / Пер. С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 113) (греческий философ 4 в. до н. э.):

 

«Myсей и его сын, а может быть и отец, Евмолп – мифические певцы. Мусей обычно фигурирует в качестве учителя или ученика Орфея. В именах этих певцов ясно чувствуется персонификация одного из видов искусств – пения».

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 273. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):

 

«КТО УСТРАИВАЛ ПЕРВЫЕ ИГРЫ, кончая Энеем, пятнадцатым. В пении, Эвмолп, сын Нептуна, в пении под флейты Олимпа».

 

Феокрит. Идиллии (Отрывки). XXIV 110 (Источник: Перевод М.Е.Грабарь-Пассек. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., «Просвещение», 1965) (Греческий поэт. 260 г.)

 

«Пенью его обучил, приучил его руки к движеньям
Вдоль по форминге из бука Эвмолп, Филамона наследник».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга XI 92. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Путах к Мида­су-царю, кому с кек­ро­пий­цем Эвмол­пом
Таин­ства оргий сво­их Орфей заве­щал пес­но­пе­вец».

 

Корнелий Тацит. История IV 83 (Источник: Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.) (Древнеримский историк. 120 г. н.э)

 

«Тогда Пто­ле­мей обра­тил­ся к Тимо­фею, афи­ня­ни­ну из рода Евмол­пидов, кото­ро­го он еще рань­ше вызвал из Элев­си­на, пору­чив руко­во­дить отправ­ле­ни­ем свя­щен­ных обрядов, попро­сил его объ­яс­нить виде­ние и истол­ко­вать волю боже­ства».

 

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):

«Ведь Деметра, блуждая в поисках дочери Коры, сильно устает и садится, удрученная, на колодец в Элевсине (это местность в Аттике). Делать это до сих пор запрещается посвященным, дабы не казалось, что они подражают горюющей богине. А жили в Элевсине тогда землеродные. Имена им Баубо, Дисавл, Триптолем, а еще Евмолп и Евбулей. Триптолем был волопасом, овчаром – Евмолп, свинопасом – Евбулей. От них происходит афинский род Евмолпидов и Кириков».

 

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):

 

«Евмолп – элевсинский герой, воин, певец и жрец Деметры; основатель Элевсинских таинств. Элевсинское жречество оставалось наследственным в роде его потомков Евмолпидов».

 

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):

 

«Эрехтей – легендарный афинский царь. После победы над сыном Посейдона Евмолпом, по требованию Посейдона Эрехтей принес в жертву свою дочь Хтонию».

 

МУСЕЙ. А. МИФИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ. СОЧИНЕНИЯ ПОД ИМЕНЕМ МУСЕЯ. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 64-65) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):

 

«Под словом «Мусей»: Мусей Элевсинский из Афин, сын Антифема, сына
Экфанта, сына Керкиона, которого победил в войне Тесей, и Селены. Эпический поэт*
ученик Орфея (но скорее старше его): был в расцвете при втором Кекропе π написаж
«Наставления» к сыну Евмолпу [объемом] в 4000 стихов и множество других сочинений»

Оцените статью
Античная мифология