Евмолп (или Эвмолп, др.-греч. Εὔμολπος «хорошо поющий») — в древнегреческой мифологии основатель элевсинских таинств, родоначальник наследственных жрецов храма Деметры в Элевсине — Евмолпидов.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Дети
Керик
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга I, ГЛ. 38. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Они говорят, что этот Эвмолп прибыл из Фракии и был сыном Посейдона и Хионы, Хиона же была дочерью ветра Борея и Орифии».
Овидий. ПИСЬМА С ПОНТА. КНИГА III (Источник: Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. Москва, изд-во «Наука», 1978. Перевод с латинского З. Н. Морозкиной (1—3, 5—9), Н. Д. Вольпин (4). Издание подготовили М. Л. Гаспаров, С. А. Ошеров.)
«Разве Эвмолп Хионид такое сделал Орфею?»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 137):
«Сыновья нептуна. Эвмолп от Хионы, дочери Аквилона».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 137):
«Терпсихора – игры на флейтах. От Посейдона родила Эвмолпа».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. III. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 85) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Хиона же сошлась с Посейдоном. Родив тайно от отца Эвмолпа, она решила скрыть происшедшее и бросила дитя в пучину. Но Посейдон подобрал его и принес в Эфиопию, отдав на воспитание Бентесикиме — дочери, которую ему родила Амфитрита. Когда Эвмолп вырос, Эндий, муж Бентесикимы, отдал ему в жены одну из двух своих дочерей. Но Эвмолп попытался совершить насилие над сестрой своей жены, за что был изгнан. Вместе со своим сыном Исмаром он пришел к Тегирию, фракийскому царю, и тот выдал свою дочь замуж за сына Эвмолпа. Позднее Эвмолп составил против фракийского царя заговор, но он был раскрыт, Эвмолп бежал в Элевсин и заключил дружбу с его жителями.
[Феокрит в XIX идиллии называет Эвмолпа сыном Филаммона, а Паросская хроника — сыном Мусея. Вероятно, различные варианты мифов о его происхождении и дали повод считать, что было несколько героев, носивших это имя. Эвмолп почитался в качестве основателя Элевсинских мистерий. Согласно гомеровскому гимну Деметре, богиня сама посвятила Эвмолпа в таинства.]»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 85) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Геракл пришел в Элевсин к Эвмолпу, чтобы быть посвященным в мистерии. В те времена чужестранцев еще не посвящали в Элевсинские мистерии, и Геракл добивался посвящения в качестве приемного сына Пилия, но участвовать в таинствах он еще не мог, ибо не был очищен от скверны после убийства кентавров. Только приняв от Эвмолпа очищение, Геракл был допущен к участию в мистериях».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. II. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 85) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Эвмолп — сын Посейдона и Хионы, дочери Борея. Родив Эвмолпа, Хиона из страха перед отцом бросила его в море. Но Посейдон подобрал его и дал своей дочери на воспитание. Когда Эвмолп вырос, он бежал во Фракию вместе со своим сыном Исмаром, а оттуда прибыл в Элевсин. Затем он вновь вернулся во Фракию и, став фракийским царем, помогал Элевсину сражаться против Афин. В сражении Эвмолп погиб. Образ Эвмолпа, сына Посейдона, слился в греческой мифологии с Эвмолпом, сыном мифического певца Myсея: этот Эвмолп считался основателем Элевсинских мистерий».
Фукидид. История (Иточник: Автор: Фукидид Переводчик: Мищенко Ф.С. Переводчик: Жебелев С.А. Источник текста: Москва. Изд. М. и С. Сабашниковых 1915 г.) (Греческий историк. 460 г. до н.э.)
«Элевсин с Евмолпом во главе: селение на морском берегу в Аттике, бывшее в древнейшее время самостоятельным государством наряду с Аѳинами, потом вошедшее в состав Аѳинского государства, хотя, быть может, до конца VII в. и сохранявшее свою самостоятельность. Евмолп, сын Поспума и Хионы, прибывший в Элевсин из Ѳракии, мифический основатель мистерий Деметры и Коры, родоначальник одного из знатнейших аттических родов, Евмолпидов».
Овидий. ПИСЬМА С ПОНТА. КНИГА II (Источник: Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. Москва, изд-во «Наука», 1978. Перевод с латинского З. Н. Морозкиной (1—3, 5—9), Н. Д. Вольпин (4). Издание подготовили М. Л. Гаспаров, С. А. Ошеров.)
«Это тебе и Евмолп, основатель прославленный рода»
Платон. Пир. II 363с / Пер. С. К. Апта. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 113) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Myсей и его сын, а может быть и отец, Евмолп – мифические певцы. Мусей обычно фигурирует в качестве учителя или ученика Орфея. В именах этих певцов ясно чувствуется персонификация одного из видов искусств – пения».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 273. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 252-253):
«КТО УСТРАИВАЛ ПЕРВЫЕ ИГРЫ, кончая Энеем, пятнадцатым. В пении, Эвмолп, сын Нептуна, в пении под флейты Олимпа».
Феокрит. Идиллии (Отрывки). XXIV 110 (Источник: Перевод М.Е.Грабарь-Пассек. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., «Просвещение», 1965) (Греческий поэт. 260 г.)
«Пенью его обучил, приучил его руки к движеньям
Вдоль по форминге из бука Эвмолп, Филамона наследник».
Овидий. Метаморфозы. Книга XI 92. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Путах к Мидасу-царю, кому с кекропийцем Эвмолпом
Таинства оргий своих Орфей завещал песнопевец».
Корнелий Тацит. История IV 83 (Источник: Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.) (Древнеримский историк. 120 г. н.э)
«Тогда Птолемей обратился к Тимофею, афинянину из рода Евмолпидов, которого он еще раньше вызвал из Элевсина, поручив руководить отправлением священных обрядов, попросил его объяснить видение и истолковать волю божества».
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):
«Ведь Деметра, блуждая в поисках дочери Коры, сильно устает и садится, удрученная, на колодец в Элевсине (это местность в Аттике). Делать это до сих пор запрещается посвященным, дабы не казалось, что они подражают горюющей богине. А жили в Элевсине тогда землеродные. Имена им Баубо, Дисавл, Триптолем, а еще Евмолп и Евбулей. Триптолем был волопасом, овчаром – Евмолп, свинопасом – Евбулей. От них происходит афинский род Евмолпидов и Кириков».
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):
«Евмолп – элевсинский герой, воин, певец и жрец Деметры; основатель Элевсинских таинств. Элевсинское жречество оставалось наследственным в роде его потомков Евмолпидов».
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/2) (раннехристианский богослов 2-3 вв. н. э.):
«Эрехтей – легендарный афинский царь. После победы над сыном Посейдона Евмолпом, по требованию Посейдона Эрехтей принес в жертву свою дочь Хтонию».
МУСЕЙ. А. МИФИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ. СОЧИНЕНИЯ ПОД ИМЕНЕМ МУСЕЯ. (Источник: Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики /Автор: Лебедев А. В. (составитель). – М.: Наука, 1989. – С. 64-65) (греческие гимны 3-2 вв. до н. э.):
«Под словом «Мусей»: Мусей Элевсинский из Афин, сын Антифема, сына
Экфанта, сына Керкиона, которого победил в войне Тесей, и Селены. Эпический поэт*
ученик Орфея (но скорее старше его): был в расцвете при втором Кекропе π написаж
«Наставления» к сыну Евмолпу [объемом] в 4000 стихов и множество других сочинений»