Посейдон

Посейдон – олимпийский бог моря, землетрясений, наводнений, засухи и лошадей. Он изображался как зрелый мужчина, мускулистый, с крепким телосложением и тёмной бородой, держащий трезубец.

Изображение справа — Колесница Посейдона, греко-римская мозаика, Национальный музей Бардо.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ПОСЕЙДОН
РодителиКронос и Рея
ЖенаАмфитрита
Бог чегоЦарь моря, землетрясения, наводнения, лошади
ДомЭгейское море
СимволыТрезубец
Священные животныеБык, лошадь, дельфин
Священные растенияСосна, дикий сельдерей
СвитаТритон, Нереиды, Морские боги
Римское имяНептун
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΠοσειδωνPoseidônPoseidonNeptunus, NeptuneНептун

МИФЫ

  • Сразу после рождения Посейдона целиком проглотил его отец, титан Кронос. Позже его брат Зевс, избежавший подобной участи, заручился помощью богини Метиды. Метида дала Кроносу магический эликсир, после которого он изрыгнул Посейдона, целого и невредимого. Читать дальше.
  • Во время войны с титанами одноглазые великаны циклопы (киклопы) выковали волшебный трезубец для Посейдона. Вместе со своими старшими братьями Аидом и Зевсом Посейдон победил богов предыдущего поколения (титанов) и заключил их в бездну Тартар. Читать дальше.
  • Посейдон и его братья Зевс и Аид бросили жребий после падения титанов, чтобы разделить Вселенную. Владениями Посейдона с тех пор стало море.
  • Когда гиганты осадили Олимп, Посейдон смог победить великана Полибота. Бог отсёк от Коса часть острова и сбросил на гиганта. Тот с тех покоится под островом. Читать дальше.
  • Один из самых известных мифов рассказывает, как Посейдон состязался с богиней Афиной за владычество над Афинами. В качестве подарка для города он создал первую в мире лошадь, вонзив в скалу копьё. Но царь не признал за ним право на победу. В гневе Посейдон наслал на Аттику потоп.
  • Когда Деметра бродила по землям Греции в поисках пропавшей дочери Персефоны, Посейдон воспылал к ней страстью. Он долго преследовал богиню, которая принимала разные формы. В конце концов женщина превратилась в кобылу и укрылась среди лошадей.  Посейдон раскрыл её обман и сошёлся с ней, превратившись в жеребца. Читать дальше.
  • Посейдон соблазнил множество нимф и смертных женщин. Для этого он часто принимал облик животных или превращался в поток воды. Самыми известными женщинами, которых он завоевал и которыми овладел, были Медуза Горгона, Тиро, Амимона и Эфра, родившая от бога героя Тесея. Читать дальше.
  • При помощи Посейдона возводились стены вокруг города Троя. Бог должен был делать это в наказание за то, что восстал против Зевса и пытался взойти на трон царя богов. Лаомедонт, царь Трои, обещал в благодарность принести богу богатые жертвы. Однако он не сдержал обещание. Тогда Посейдон отправил морского монстра, чтобы тот опустошал земли Трои. Читать дальше.
  • Полифем был великаном-циклопом, который попытался захватить и сожрать Одиссея и его спутников. Те возвращались домой из Трои. Одиссей ослепил его, за что Посейдон разгневался на героя. Бог наслал шторм, который должен был отбросить корабли друг от друга и потопить их. Читать дальше.

На следующих страницах есть детальный пересказ других мифов.

СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

Посейдона в первую очередь можно было отличить по трезубцу в его руке. Это рыболовное копьё с тремя зубцами. Иногда бог также держал камень, украшенный морскими существами (раками, осьминогами, рыбами). В плане одежды он мог изображаться одетым в мантию (хитон) и плащ (гиматион). В других случаях он был обнажён, только плащ свободно укрывал ноги и руки бога. Голову часто венчал венок из дикого сельдерея, могла быть и простая повязка.

Ниже – примеры того, как его атрибуты были отражены в древнегреческом искусстве.

img_poseidon_attributes_trident1

Трезубец и камень

img_poseidon_attributes_trident2

Наконечник трезубца.

img_poseidon_attributes_rock

Камень с морскими обитателями.

img_poseidon_attributes_headband

Повязка на голову.

img_poseidon_attributes_wreath

Венок из листьев сельдерея.

img_poseidon_attributes_cloak

Развевающийся плащ.

СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

Священные животные Посейдона – это бык, лошадь и дельфин. Будучи богом моря, он тесно связан с рыбами и другими обитателями моря. Его поясницу тянули две лошади с рыбьими хвостами (в Греции их называли гиппокампами). Самый известный среди его священных животных – это критский бык, от которого родился Минотавр.

Священные растения Посейдона – это сосна и дикий сельдерей. Ими короновали победителей Истмийских игр, проводимых в честь Посейдона.

Ниже – изображение священных животных в древнегреческом искусстве и современные фото священных растений.

img_poseidon_animals_hippocamp

Гиппокамп (наполовину лошадь, наполовину рыба).

img_poseidon_animals_dolphin

Дельфин.

 

Сосна.

 

Дикий сельдерей.

 

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Кронос & Рея (Homer Iliad 15.187, Hesiod Theogony 453, Apollodorus 1.4, Diodorus Siculus 5.68.1, et al)

Дети

Смотрите страницу Семья Посейдона

Посейдон был сыном титанов Кроноса и Реи, а также внуком Урана (Небес) и Геи (Земли). Он был братом богов Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии.
Посейдон женился на морской богине Амфитрите, старшем ребенке Нерея, первенца Понта (Море), брачный союз, который закрепил его власть над морем. Их сыном был рыбохвостый бог Тритон.
У него также было множество смертных потомков, включая гигантов, таких как Антей, циклоп Полифем, волшебных лошадей, таких как Пегас и Арейн и различных человеческих царей, героев и злодеев, включая Тесея и Беллерофонта. Читать далее.

Ниже приведен рисунок, изображающий генеалогическое древо Посейдона

СЛОВАРЬ

Посейдон верхом на Гиппокампе, 6 век до н.э., Британский музей
Посейдон верхом на Гиппокампе, 6 век до н.э., Британский музей

ПОСЕЙДОН (Ποσειδών) в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс — небо, Аид — подземное царство) (Нот. II. XV 187-194). Древнейшее представление о П. связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя П. можно понимать в его дорийской форме как «супруг земли» в именительном падеже (П. Кречмер) (Poteidan — pot=pos, корень слова указывает на «супружество» и da=ga, «земля») или в звательном падеже (И. Б. Гофман), отсюда эпитеты П.- «колебатель земли» (Hom. Od. V 366), «земледержец» (I 68). С другой стороны, древнейший П. связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени П. видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: «владыка вод» (А. Карнуа, А. Хойбек), так как дорийск. Poteidan разлагается: potei, «владыка» в звательном падеже, и прилагательное daon, «водный», «водяной» в звательном падеже, образованное от индоевропейского корня da-, danu-, указывающего на влагу и реку (ср. осет. Донбеттыра, наименования рек Дон, Днепр, Дунай). С расселением греческих племен на островах П. стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский П. неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях П.- коне и быке и предания о П., своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.Архаические черты у олимпийского П. находят выражение в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему (Нот. II. XV 185 след., 194- 199). П. участвует в мятеже против Зевса, и его спасает от оков Фетида (I 398-400). Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подает попощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой враждой (XV 212-217). П. идет на помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством (XIV 384-388). П. ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в свое время не заплатил ему и Аполлону обусловленной платы. П. наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасенной Гераклом (Apollod. II 5, 9).Он один идет против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема (Hom. Od. I 68-75), хотя Зевс уверен, что П. не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно (I 77-79). Однако П. не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры (V 291-319). П. яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу (IV 505-511). Трезубец П.- некий древний фетиш, наделенный магической силой. Именно в споре с Афиной П. выбивает трезубцем источник, даруя его жителям Аттики (Ovid. Met. VI 75-77). Но П. было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно (Нот. Od. XIII 162-164). П. не живет на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах (V 381). П. мчится на колеснице, запряженной длинногривыми конями, по морю (V 380). Морская темно-синяя бурливая волна и есть сам П., постоянно именуемый «синекудрым», «темно-власым» (Нот. II. XIV 390). Облик П. страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор (XIII 10-31). П.- супруг нереиды Амфитриты (Hes. Theog. 930). От нее у него сын Тритон — владыка морских глубин (XIII 931 след.). П.- отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон (Apollod. II 5, 9), Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик — от нимфы Мелии («ясеневой»; A poll. Rhod. II 1-3), великан Антей — от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев (Apollod. II 5, 11), разбойники Керкион (Hyg. Fab. 187) и Скирон (Apollod. epit. I 2); от медузы Горгоны у него Хрисаор («златомеч») и Пегас, выбивший копытом источник Гиппокрену (Hes. Theog. 280-283). Деметра в образе эринии родила от П. коня Арейона (Apollod. II 6, 8), что дополняет сведения о зооморфной сущности П. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра (Apollod. Ill I, 3-4). Однако были слабые попытки связать П. с героическим миром, хотя и здесь П. является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, П. вступил в брак с Тиро, породившей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора (Hom. Od. XI 241-254).П. считается божественным отцом Тесея (Bacchyl. XVII 33-37), сына афинского царя Эгея. Доказывая свое божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем (Paus. I 17, 3; Bacchyl. XVII). Именно Тесей — героический сын П. убивает Минотавра — тоже сына П., только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья П.- Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179- 189), не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли П. можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эгина его вытеснил Зевс, с Наксоса — Дионис, из Дельф — Аполлон, из Трезена — Афина (Plut. Quest, conv. IX 6). Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки П. Гера забрала себе Аргос, за что П. наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили П. и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие,- остров Атлантида (Plat. Critias).

Посейдон-Нептун и Гиппокампы, греко-римская мозаика 3 век н.э, Археологический музей Сусса
Посейдон-Нептун и Гиппокампы, греко-римская мозаика 3 век н.э, Археологический музей Сусса

Культ П. связан с почитанием его как божества моря, источников (его эпитеты: Крену х, «держатель источника»; Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений. Страбон сообщает (I 3, 16), что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм П. Асфалию — «дарующему безопасность». П. почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным», и им обоим была посвящена сосна (Plut. Quest, conv. V 3, 1). Культ П. Гиппия — «конного» преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм П. Проклистия — «причиняющего наводнение* в память спора Геры и П., когда отвергнутый аргосцами П. наслал на Арголиду море (Paus. I 29, 4). На акрополе у святилища Эрехфея еще во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем П. (Herodot. VIII 55). В Трезене, несмотря на поражение П. от Афины «могучей», почитают П. «царя» (Paus. II 30, 6). Там же храм П. Фитальмия в память бесплодия, посланного П. на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости П., прекратившего гнев (II 32, 8). Культ П. всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение.П.- древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу.В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72, с. 133-36; Schachermeyr F., Poseidon und die Entstehung des griechiechen Gotterglaubens, Bern, 1950; Rose Н. J.. Griechische Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961. A. Ф. Лосев.

 

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Посейдон и Ирида или Геба 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Посейдон и гигант Полибот 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Посейдон верхом на гиппокампе 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Посейдон и Амимона 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Посейдон и Гигант Полибот 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Посейдон и Гигант Полибот 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Посейдон и Амимона 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Посейдон и Амимона 5 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Посейдон и Афина 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Харит, Посейдон, Амфитрита 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Амфитрита, Посейдон, Тесей 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Амфитрита, Посейдон, Ирида 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Амфитрита, Посейдон, Ирида 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Амфитрита и Посейдон 4 век до н.э.

Вазопись Медуза, Пегас, Посейдон 5 век до н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокампы. Гадрумет 3 век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокампы. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Амфитрита. Константина. 4-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон, Тритон, Афрос. Чебба. 2-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Амфитрита

Греко римская мозаика Посейдон и Амфитрита. Геркуланум. 1 век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и Амимона. Пафос. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Посейдон и морские существа. Остия.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокамп. Остия.

Греко римская мозаика Посейдон и Гиппокампы. Тунис. 3-й век н.э.

Греко римская мозаика Айон, Гея, Карпос. Сентинум

Греко римская мозаика Гея и младенец Карпос. Антиохия. 4 век н.э.

Греко римская мозаика Гея. Посейдон, Ника. Родос.

 

Чернофигурная вазопись Рождение Афины 6 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Гея и гигант Полибот 5 век до н.э.

 

Краснофигурная вазопись Рождение Афродиты 4 век до н.э.

 

Чернофигурная вазопись Тритон и Геракл 6 век до н.э.

 

Греко римская мозаика Европа и Астипалея. Зевгма. 1-й — 2-й век н.э.

 

Греко римская мозаика Гея и младенец Карпос. Антиохия.4 век н.э.

  

Греко Римская скульптура — Посейдон Нептун

Греко Римская скульптура — Посейдон с мыса Артемисион

Греко Римская скульптура — Посейдон из Мелоса

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология