Келей

КЕЛЕ́Й (Κε­λεός), в гре­че­ской мифо­ло­гии элев­син­ский царь, автох­тон (рож­дён­ный зем­лёй), супруг Мета­ни­ры. У Келея было четы­ре доче­ри, кото­рые повстре­ча­лись с Демет­рой во вре­мя её поис­ков похи­щен­ной Аидом доче­ри и при­ве­ли Демет­ру в дом Келея, кото­рый радуш­но её при­нял. Демет­ра нян­чи­ла Демо­фон­та, сына Келея. По воле боги­ни Келей воз­двиг храм и жерт­вен­ник Демет­ре. В обра­зе Келея явные хто­ни­че­ские чер­ты, вво­дя­щие его в круг почи­та­ния Демет­ры и мате­ри зем­ли.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

Рар

Дети

[1.1] Триптолем (Pausanias 1.14.3, Suidas s.v. Rharias)

 

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гомеровские гимны. Гимн V. К Деметре. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Художественная литература, 1963. – С. 156) (греческий эпос 7-6 вв. до н. э.):

И говорить начала ей Метанира с поясом пышным:
«Радуйся, женщина! Не от худых, а от добрых и славных
Ты происходишь, я вижу, родителей. В царских родах лишь

Благоволеньем таким и достоинством светятся взоры.
Что же до божьих даров, все мы волей-неволей их сносим,
Как ни горюем душой: под ярмом наши согнуты шеи.
Здесь же, в дому у меня, будешь так же ты жить, как сама я
Мальчика этого мне воспитай. Ниспослали мне боги

Поздно его и нежданно, его горячо я желала.
Если б его ты вскормила и юности мальчик достиг бы, —
Право, любую из жен слабосильных, тебя увидавших,
Зависть взяла бы: такую награду бы ты получила».
Тотчас прекрасновеночная ей отвечала Деметра:

«Радуйся также и ты, да пошлют тебе счастие боги!
Сына с великим стараньем вскормить я тебе обещаюсь,
Как ты велишь. Никакие, надеюсь, по глупости няньки
Чары иль зелья вреда принести не смогут ребенку:
Противоядье я знаю сильнее, чем всякие травы,

Знаю и против вредительских чар превосходное средство».
Молвила так и прижала младенца к груди благовонной,
Взяв на бессмертные руки; и радость объяла царицу.
Вскармливать стала богиня прекрасного Демофонта,
Поздно рожденного на свет Метанирой с поясом пышным,

Сына Келея-владыки. И рос божеству он подобным.

 

 

Павсаний. Описание Эллады. 1. 14. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

Выше это­го источ­ни­ка соору­жен храм Демет­ры и Коры и храм Трип­то­ле­ма, в кото­ром нахо­дит­ся его изо­бра­же­ние. 2. Я опи­шу то, что рас­ска­зы­ва­ет­ся о его судь­бе, опу­стив то, что име­ет отно­ше­ние к Деиопе. [2] Из элли­нов наи­бо­лее спо­рят с афи­ня­на­ми, пре­тен­дуя на древ­ность даров, кото­рые буд­то бы они име­ют от богов, арги­вяне, подоб­но тому как сре­ди вар­ва­ров идет спор меж­ду фри­гий­ца­ми и егип­тя­на­ми. Гово­рят, что когда Демет­ра при­шла в Аргос, Пеласг при­нял ее у себя в доме, а Хри­сан­ти­да, знав­шая о похи­ще­нии Коры, рас­ска­за­ла ей об этом; впо­след­ст­вии гиеро­фант Тро­хил69 бежал из Аргоса вслед­ст­вие враж­ды с Аге­но­ром и при­шел, как гово­рят, в Атти­ку; взяв себе в жены одну из житель­ниц Элев­си­на, он имел двух сыно­вей — Эвбу­лея и Трип­то­ле­ма. Так рас­ска­зы­ва­ют арги­вяне. Афи­няне же и те, кото­рые это зна­ют с их слов.., что Трип­то­лем, сын Келея, пер­вый стал сеять хлеб­ные семе­на. [3] Поет­ся и поэ­ма Мусея, если толь­ко она при­над­ле­жит Мусею, что Трип­то­лем был сыном Оке­а­на и Геи (Зем­ли), а в сти­хах Орфея — хотя я лич­но думаю, что эти сти­хи не Орфея — отцом Эвбу­лея и Трип­то­ле­ма назван Дисавл, и что им, сооб­щив­шим Демет­ре о похи­ще­нии ее доче­ри, боги­ня дала семе­на для посе­ва. У афи­ня­ни­на Хери­ла, напи­сав­ше­го дра­му «Ало­па», ска­за­но, что Кер­ки­он и Трип­то­лем были бра­тья­ми, что их роди­ла дочь Амфи­к­ти­о­на, что отцом Трип­то­ле­ма был Рар, а Кер­ки­о­на — Посей­дон. Когда я даль­ше хотел рас­ска­зы­вать и (пере­чис­лить) все то, что (для) истол­ко­ва­ния (мисте­рий) нахо­дит­ся в Афин­ском хра­ме, так назы­вае­мом Элев­си­ни­оне, делать это мне запре­ти­ло виде­ние во сне, поэто­му я теперь и пере­хо­жу к тому, что мож­но соглас­но с божьим зако­ном опи­сы­вать для всех.

Оцените статью
Античная мифология