Эрос был богом любви, желания и продолжения рода.
Ему обычно поклонялись вместе с богиней Афродитой, но у него также было два собственных культовых центра — один в беотийском городе Феспия, а другой в Парии Геллеспонте.
В классической скульптуре Эрос изображался в виде крылатого ребенка или младенца, обычно натягивающего лук или в компании Афродиты.
Изображение справа — Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя 1 век до н.э., Государственный Эрмитаж.
- ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ столица Аттики
- КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАРА столица Мегариды
- КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ Столица Коринфии
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭПИДАВР Город в Арголиде
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЛЕВКТРЫ Город в Лакедемонии
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭЛИДА столица Элиды
- КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭГИРА Город в Ахее
- КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ФЕСПИИ Город в Беотии
- КУЛЬТ В ФРАКИЙСКОМ ГЕЛЛЕСПОНТЕ (СЕВЕРО-ВОСТОК ГРЕЦИИ)
- I. АБИДОС Город в Геллеспонте
- II. ПАРИЙ Город Геллеспонте
ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 27. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из богов феспийцы больше всех издревле чтут Эрота; у них есть древнейшее изображение в виде необделанного камня. Кто у феспийцев установил поклонение Эроту больше, чем всем другим богам, — я не знаю. Но ничуть не меньше, чем они, чтут его жители Пария на Геллеспонте… После Олена были поэты Памф и Орфей: у того и у другого есть гимны, написанные в честь Эрота, чтобы Ликомиды пели и их во время священных таинств. Я их читал, когда мне пришлось беседовать с дадухом (факелоносцем). Но подробнее об этом я говорить не стану».
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ столица Аттики
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Перед входом в Академию [за пределами Афин] есть жертвенник Эрота с надписью, гласящей, что Харм — первый из афинян посвятил (жертвенник) Эроту».
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон. 1. 4 Плутарх. Аристид. 24 / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх .Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994):
«Говорят, что и Писистрат был влюблен в Харма и поставил статую Эрота в Академии — на том месте, где зажигают огонь при беге со священными факелами».

КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАРА столица Мегариды
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Это — древнейшая статуя в храме. Статуи богини Пейто (Убеждения) и другой, которую они называют Парегорон (Уговаривание) — работы Праксителя; работы же Скопаса — статуи Эрота (Любви), Гимероса (Страсти) и Потоса (Желания), если различны и их функции, так же как различны и их имена».
КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРИНФ Столица Коринфии
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 5. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если подняться на самый Акрокоринф [в Коринфе], то увидишь там храм Афродиты; ее статуя изображает богиню вооруженной20; там есть статуи и Гелиоса и Эрота с луком».
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭПИДАВР Город в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 27. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В святилище Асклепия в Эпидавре, Аргос] В нем находится картина Павсия70; он нарисовал Эрота, бросившего лук и стрелы; вместо них он несет в руках лиру».

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЛЕВКТРЫ Город в Лакедемонии
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 26. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В Левктрах [в Лакедемонии] есть также храм и роща Эрота; зимою вода заливает рощу, но листья, упавшие весною с деревьев, даже не могут быть унесены самой полой водою».
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭЛИДА столица Элиды
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 23. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в этом гимнасии [в Элиде] и жертвенники богам: Гераклу Идейскому, носящему наименование Парастата (Защитника), Эроту, а затем тому, кого элейцы и вместе с элейцами афиняне называют Антэротом (Отвратителем любви)»
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть и третий гимнасий [в Элиде], участок которого обнесен оградой; он называется Малфо (Мягкий воск) за мягкость почвы; во время празднеств эфебы имеют сюда доступ все время. В одном углу Малфо стоит изображение Геракла до плеч, а на одной из палестр сделано рельефное изображение Эрота и так называемого Антэрота: Эрот держит в руках ветвь финиковой пальмы, а Антэрот старается ее отнять».
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть там и святилище Харитам; в нем стоят деревянные их изображения в позолоченной одежде, а их лицо, руки и ноги сделаны из белого мрамора… Хариты же по отношению к Афродите… [наиболее близки и дружественны] больше всех из богов. Направо от Харит, на том же основании — статуя Эрота».
КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭГИРА Город в Ахее
Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 26. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Я знаю одно здание в Эгире [в Ахее] — я сам его видел своими глазами, — в котором есть статуя Тихи, держащей в руках рог Амалфеи; рядом с нею Эрот с крыльями. Эта группа означает, что для людей и в делах любви судьба играет бо́льшую роль, чем красота. Я согласен со словами оды Пиндара также и в том, что Тиха (богиня счастья) является одной из Мойр (богинь судьбы) и что она сильнее своих сестер».

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ФЕСПИИ Город в Беотии
Страбон. География. Книга 9. 2. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Феспии в прежние времена получили известность благодаря Эроту Праксителя; эту статую — произведение Праксителя — посвятила феспийцам гетера Гликера, потому что сама она была родом из Феспий (она получила ее в подарок от художника). Поэтому в прежние времена путешественники приезжали в Феспии, чтобы посмотреть на этого Эрота, так как в других отношениях город не представлял ничего достопримечательного».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 27. 1 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Из богов феспийцы больше всех издревле чтут Эрота; у них есть древнейшее изображение в виде необделанного камня. Кто у феспийцев установил поклонение Эроту больше, чем всем другим богам, — я не знаю… Впоследствии для феспийцев изваял из меди Эрота Лисипп. А перед тем статую Эрота создал из пентеликонского мрамора Пракситель».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 31. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Вокруг рощи Муз [на горе Геликон, Беотия] живет много народа, а жители Феспий проводят здесь праздник и устраивают состязания, которые называются Музеи (праздник Муз). Проводят они праздник и в честь Эрота, устраивают состязания по музыке и борьбу атлетов».

Каллистрат. Описание статуй. 3. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):
«[Описание статуи Эроса, сделанное Праксителем]
Статуя Эрота.
Мой рассказ хочет дать истолкование еще и другой святыни искусства. Не назвать «святынями» такие творения искусства было бы противно божественной воле. Это – Эрот, созданье Праксителя, сам живой Эрот, цветущий и юный, с луком и крыльями. Медь дала форму Эроту, великому и властному богу, и сама его власть испытала: она не могла вполне оставаться простой медью, как прежде, но сама уже стала Эротом. В этой статуе ты мог увидеть, как медь чудесно превращалась в прекрасное нежное тело; одним словом – искусству было достаточно собственной силы, чтобы выполнить все, что ему нужно. Будучи нежным, он не отличался изнеженностью; так как кожа имела цвет меди, он казался цветущим прекрасным загаром. Хотя в данный момент он был неподвижен, он готов был, казалось, тотчас проявить способность движения, и несмотря на крепкую подставку, казалось, что силу имел он взлететь на небо. Был он веселым, исполненным смеха; из глаз у него излучался огненный, но ласковый взгляд и можно было увидеть, как медь подчинялась чувству, с охотой, легко допуская в себе воплотить выражение смеха. Он стоял, наклонив к голове кисть правой руки; другой же рукой он свободно лук поднимал, тем самым передвинув центр тяжести своей позы несколько влево; выставив чуть вперед левую часть бедра, он таким округлением придал легкость ему, преодолев природную жесткость меди. Голову ему осеняют густые прекрасные кудри, блестящие юной красой. Изумительным было это творение из меди; кто смотрел на него, казалось тому, что, навстречу ему поднимаясь, излучался из концов волос красноватый цвет; кто же касался его, мог думать, что волосы перед ним поднимались. Казалось, вот-вот тронет он мягкую массу. Когда я смотрел на это творение художника, я не считал совсем невозможным, что и Дедал создал хоровод, который мог двигаться сам, и в золото вложил жизнь он и чувства. Ведь мог же Пракситель в образ Эрота вложить чуть ли не разум и искусством заставить казаться, что, будучи медным, он все ж рассекает крыльями воздух».
КУЛЬТ В ФРАКИЙСКОМ ГЕЛЛЕСПОНТЕ (СЕВЕРО-ВОСТОК ГРЕЦИИ)
I. АБИДОС Город в Геллеспонте
Мусей. Геро и Леандр. / Пер. М. Дриневич под ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. – М.: Наука, 1964. – С. 78):
«Часто она [Геро, жрица Афродиты в Абидосе] и Эрота с Кипридой небесной молила,
Жертвы неся им, недаром боясь огневого колчана;
Но не смогла избежать она его стрел огненосных».
II. ПАРИЙ Город Геллеспонте
Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 27. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):
«Кто у феспийцев установил поклонение Эроту больше, чем всем другим богам, — я не знаю. Но ничуть не меньше, чем они, чтут его жители Пария на Геллеспонте».
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Плутарх. / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. I. – М., 1994) (греческий историк, 45-127 гг. н. э.):
- Каллистрат. Описание статуй. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):
- Мусей. Геро и Леандр. / Пер. М. Дриневич под ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???):
Список используемой литературы