Культ Эрота

Эрос был богом любви, желания и продолжения рода.

Ему обычно поклонялись вместе с богиней Афродитой, но у него также было два собственных культовых центра — один в беотийском городе Феспия, а другой в Парии Геллеспонте.

В классической скульптуре Эрос изображался в виде крылатого ребенка или младенца, обычно натягивающего лук или в компании Афродиты.

Изображение справа — Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя 1 век до н.э., Государственный Эрмитаж.

ОСНОВНОЙ КУЛЬТ

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 9. 27. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из богов фес­пий­цы боль­ше всех издрев­ле чтут Эрота; у них есть древ­ней­шее изо­бра­же­ние в виде необ­де­лан­но­го кам­ня. Кто у фес­пий­цев уста­но­вил покло­не­ние Эроту боль­ше, чем всем дру­гим богам, — я не знаю. Но ничуть не мень­ше, чем они, чтут его жите­ли Пария на Гел­лес­пон­те… После Оле­на были поэты Памф и Орфей: у того и у дру­го­го есть гим­ны, напи­сан­ные в честь Эрота, чтобы Лико­миды пели и их во вре­мя свя­щен­ных таинств. Я их читал, когда мне при­шлось беседо­вать с даду­хом (факе­ло­нос­цем). Но подроб­нее об этом я гово­рить не ста­ну».

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ столица Аттики

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 30. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Перед вхо­дом в Ака­де­мию [за пределами Афин] есть жерт­вен­ник Эрота с над­пи­сью, гла­ся­щей, что Харм — пер­вый из афи­нян посвя­тил (жерт­вен­ник) Эроту».

 

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон. 1. 4 Плутарх. Аристид. 24 / Перевод С. П. Маркиша. (Источник: Плутарх .Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – Т. I. – М., 1994):

 

«Гово­рят, что и Писи­страт был влюб­лен в Хар­ма и поста­вил ста­тую Эрота в Ака­де­мии — на том месте, где зажи­га­ют огонь при беге со свя­щен­ны­ми факе­ла­ми».

Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя II век н.э., Государственный Эрмитаж
Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя II век н.э., Государственный Эрмитаж

КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАРА столица Мегариды

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 1. 43. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Это — древ­ней­шая ста­туя в хра­ме. Ста­туи боги­ни Пей­то (Убеж­де­ния) и дру­гой, кото­рую они назы­ва­ют Паре­го­рон (Уго­ва­ри­ва­ние) — работы Пра­к­си­те­ля; работы же Ско­па­са — ста­туи Эрота (Люб­ви), Гиме­ро­са (Стра­сти) и Пото­са (Жела­ния), если раз­лич­ны и их функ­ции, так же как раз­лич­ны и их име­на».

 

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ Столица Коринфии

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 5. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если под­нять­ся на самый Акро­ко­ринф [в Коринфе], то увидишь там храм Афро­ди­ты; ее ста­туя изо­бра­жа­ет боги­ню воору­жен­ной20; там есть ста­туи и Гелиоса и Эрота с луком».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭПИДАВР Город в Арголиде

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 2. 27. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«[В святилище Асклепия в Эпидавре, Аргос] В нем нахо­дит­ся кар­ти­на Пав­сия70; он нари­со­вал Эрота, бро­сив­ше­го лук и стре­лы; вме­сто них он несет в руках лиру».

Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи
Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя, Капитолийские музеи

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЛЕВКТРЫ Город в Лакедемонии

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 3. 26. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В Левк­трах [в Лакедемонии] есть так­же храм и роща Эрота; зимою вода зали­ва­ет рощу, но листья, упав­шие вес­ною с дере­вьев, даже не могут быть уне­се­ны самой полой водою».

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭЛИДА столица Элиды

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 23. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в этом гим­на­сии [в Элиде] и жерт­вен­ни­ки богам: Герак­лу Идей­ско­му, нося­ще­му наиме­но­ва­ние Парас­та­та (Защит­ни­ка), Эроту, а затем тому, кого элей­цы и вме­сте с элей­ца­ми афи­няне назы­ва­ют Ант­эротом (Отвра­ти­те­лем люб­ви)»

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть и тре­тий гим­на­сий [в Элиде], уча­сток кото­ро­го обне­сен огра­дой; он назы­ва­ет­ся Мал­фо (Мяг­кий воск) за мяг­кость поч­вы; во вре­мя празд­неств эфе­бы име­ют сюда доступ все вре­мя. В одном углу Мал­фо сто­ит изо­бра­же­ние Герак­ла до плеч, а на одной из палестр сде­ла­но рельеф­ное изо­бра­же­ние Эрота и так назы­вае­мо­го Ант­эрота: Эрот дер­жит в руках ветвь фини­ко­вой паль­мы, а Ант­эрот ста­ра­ет­ся ее отнять».

 

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 6. 24. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть там и свя­ти­ли­ще Хари­там; в нем сто­ят дере­вян­ные их изо­бра­же­ния в позо­ло­чен­ной одеж­де, а их лицо, руки и ноги сде­ла­ны из бело­го мра­мо­ра… Хари­ты же по отно­ше­нию к Афро­ди­те… [наи­бо­лее близ­ки и дру­же­ст­вен­ны] боль­ше всех из богов. Напра­во от Харит, на том же осно­ва­нии — ста­туя Эрота».

КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭГИРА Город в Ахее

Павсаний. Описание Эллады (Греции). Книга 7. 26. 8. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Я знаю одно зда­ние в Эги­ре [в Ахее] — я сам его видел сво­и­ми гла­за­ми, — в кото­ром есть ста­туя Тихи, дер­жа­щей в руках рог Амал­феи; рядом с нею Эрот с кры­лья­ми. Эта груп­па озна­ча­ет, что для людей и в делах люб­ви судь­ба игра­ет бо́льшую роль, чем кра­сота. Я согла­сен со сло­ва­ми оды Пин­да­ра так­же и в том, что Тиха (боги­ня сча­стья) явля­ет­ся одной из Мойр (богинь судь­бы) и что она силь­нее сво­их сестер».

Эрос, греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.
Эрос, греко-римская мраморная статуя, второй век нашей эры, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.

КУЛЬТ В БЕОТИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ФЕСПИИ Город в Беотии

Страбон. География. Книга 9. 2. 25. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Фес­пии в преж­ние вре­ме­на полу­чи­ли извест­ность бла­го­да­ря Эроту Пра­к­си­те­ля; эту ста­тую — про­из­веде­ние Пра­к­си­те­ля — посвя­ти­ла фес­пий­цам гете­ра Гли­ке­ра, пото­му что сама она была родом из Фес­пий (она полу­чи­ла ее в пода­рок от худож­ни­ка). Поэто­му в преж­ние вре­ме­на путе­ше­ст­вен­ни­ки при­ез­жа­ли в Фес­пии, чтобы посмот­реть на это­го Эрота, так как в дру­гих отно­ше­ни­ях город не пред­став­лял ниче­го досто­при­ме­ча­тель­но­го».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 27. 1 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Из богов фес­пий­цы боль­ше всех издрев­ле чтут Эрота; у них есть древ­ней­шее изо­бра­же­ние в виде необ­де­лан­но­го кам­ня. Кто у фес­пий­цев уста­но­вил покло­не­ние Эроту боль­ше, чем всем дру­гим богам, — я не знаю… Впо­след­ст­вии для фес­пий­цев изва­ял из меди Эрота Лисипп. А перед тем ста­тую Эрота создал из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра Пра­к­си­тель».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 31. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Вокруг рощи Муз [на горе Геликон, Беотия] живет мно­го наро­да, а жите­ли Фес­пий про­во­дят здесь празд­ник и устра­и­ва­ют состя­за­ния, кото­рые назы­ва­ют­ся Музеи (празд­ник Муз). Про­во­дят они празд­ник и в честь Эрота, устра­и­ва­ют состя­за­ния по музы­ке и борь­бу атле­тов».

Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя, 2 век н.э., Лувр
Эрос-Амур, греко-римская мраморная статуя, 2 век н.э., Лувр

Каллистрат. Описание статуй. 3. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 4 в. н. э.):

 

«[Описание статуи Эроса, сделанное Праксителем]
Статуя Эрота.
Мой рассказ хочет дать истолкование еще и другой святыни искусства. Не назвать «святынями» такие творения искусства было бы противно божественной воле. Это – Эрот, созданье Праксителя, сам живой Эрот, цветущий и юный, с луком и крыльями. Медь дала форму Эроту, великому и властному богу, и сама его власть испытала: она не могла вполне оставаться простой медью, как прежде, но сама уже стала Эротом. В этой статуе ты мог увидеть, как медь чудесно превращалась в прекрасное нежное тело; одним словом – искусству было достаточно собственной силы, чтобы выполнить все, что ему нужно. Будучи нежным, он не отличался изнеженностью; так как кожа имела цвет меди, он казался цветущим прекрасным загаром. Хотя в данный момент он был неподвижен, он готов был, казалось, тотчас проявить способность движения, и несмотря на крепкую подставку, казалось, что силу имел он взлететь на небо. Был он веселым, исполненным смеха; из глаз у него излучался огненный, но ласковый взгляд и можно было увидеть, как медь подчинялась чувству, с охотой, легко допуская в себе воплотить выражение смеха. Он стоял, наклонив к голове кисть правой руки; другой же рукой он свободно лук поднимал, тем самым передвинув центр тяжести своей позы несколько влево; выставив чуть вперед левую часть бедра, он таким округлением придал легкость ему, преодолев природную жесткость меди. Голову ему осеняют густые прекрасные кудри, блестящие юной красой. Изумительным было это творение из меди; кто смотрел на него, казалось тому, что, навстречу ему поднимаясь, излучался из концов волос красноватый цвет; кто же касался его, мог думать, что волосы перед ним поднимались. Казалось, вот-вот тронет он мягкую массу. Когда я смотрел на это творение художника, я не считал совсем невозможным, что и Дедал создал хоровод, который мог двигаться сам, и в золото вложил жизнь он и чувства. Ведь мог же Пракситель в образ Эрота вложить чуть ли не разум и искусством заставить казаться, что, будучи медным, он все ж рассекает крыльями воздух».

 

КУЛЬТ В ФРАКИЙСКОМ ГЕЛЛЕСПОНТЕ (СЕВЕРО-ВОСТОК ГРЕЦИИ)

I. АБИДОС Город в Геллеспонте

Мусей. Геро и Леандр. / Пер. М. Дриневич под ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек (Источник: Памятники поздней античной поэзии и прозы. – М.: Наука, 1964. – С. 78):

«Часто она [Геро, жрица Афродиты в Абидосе] и Эрота с Кипридой небесной молила,
Жертвы неся им, недаром боясь огневого колчана;
Но не смогла избежать она его стрел огненосных».

II. ПАРИЙ Город Геллеспонте

Павсаний. Описание Эллады. Книга 9. 27. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. – СПб.: Алетейя, 1996) (греческие записки путешественника 2 в. н. э.):

 

«Кто у фес­пий­цев уста­но­вил покло­не­ние Эроту боль­ше, чем всем дру­гим богам, — я не знаю. Но ничуть не мень­ше, чем они, чтут его жите­ли Пария на Гел­лес­пон­те».

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология