Илифия была богиней деторождения. Иногда ей поклонялись как близнецам Илифиям.
Она была важной культовой богиней с множеством святынь по всей Греции. Ее культовым центром был город Амнис на Крите, предполагаемое место ее рождения.
- ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
- КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
- II. КОЛИАДА МЫС В АТТИКЕ
- КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ
- КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
- КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ
- II. МИКЕНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
- III. МАСЕТ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ
- КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
- КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. МЕССЕНЫ СТОЛИЦА МЕССЕНИИ
- КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ПИРГИ ГОРОД В ЭЛИДЕ
- II. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
- КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
- II. БУРА ГОРОД В АХЕЕ
- III. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
- КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
- I. КЛИТОР ГОРОД В АРКАДИИ
- II. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
- КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА
- КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
- I. АМНИС ГОРОД НА КРИТЕ
- КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
- I. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ-ЛИДИИ
- КУЛЬТ НАЦИИ (NATIO) В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
- I. АРДЕЯ ГОРОД В ЛАЦИИ
- КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
Роженицы вызывали Илифию для облегчения родов и облегчения родовых болей.
Каллимах. Фрагмент эпиграммы. 23. Илифии — Ликонида (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Каллимах/ Перевод Блуменаю Л. Грабарь-Пассек М.Е. Голубец Ю. Свиясов Е.Шульц Ю. Чистякова Н.Гаспаров М.Л.Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
«Вновь ты на зов Ликониды приди, Илифия! И роды
Легкие ей ниспошли, крепким пусть будет дитя.
Дар мой, богиня, прими за дочку, а мальчика ради
Благоуханный твой храм снова подарком почту».
КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Рядом «[Рядом с Пританеем или ратушей в Афинах] сооружен храм Илитии, которая, говорят, пришла из страны гипербореев на Делос помочь Латоне в ее родовых муках. Говорят, что от делосцев и другие узнали имя Илитии; делосцы приносят ей жертвы и поют гимн, составленный Оленом. Критяне считают, что Илития родилась в Амнисе, кносской области, и что она была дочерью Геры. У одних только афинян деревянные изображения Илитии закрыты до самого конца ног. Женщины говорили, что два из этих ее изображений — критские и дар Федры [дочери мифического царя Миноса Критского], но что самое древнее принес из Делоса Эрисихтон [раннего царя Афин]».
II. КОЛИАДА МЫС В АТТИКЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В стадиях в двадцати находится горный выступ Колиада, куда течение принесло обломки кораблей после гибели персидского флота. Тут есть статуи Афродиты Колиады и так называемых богинь Генетиллид (Покровительниц родов). Считаю, что и у фокейцев в Ионии богини, называемые Геннаидами, — те же самые, что и в Колиаде».
КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 44. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В Мегаре] Есть там и храм богинь Илитий (Помогающих при родах)».
КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Кто из Акрокоринфа направляется по горной дороге, тому встречаются Тенеатикийские ворота и святилище Илитии».
КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 22. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от этого храма Анактов (владык) находится храм Илитии; он посвящен Еленою в то время, когда, пользуясь уходом Тесея с Перифоем на войну с феспротами, Диоскуры взяли Афидны и увезли Елену обратно в Лакедемон. Аргивяне говорят, что Елена была тогда беременной и, родив в Аргосе, она основала храм Илитии (Помощнице в родах), родившуюся же дочку отдала Клитемнестре, которая была уже замужем за Агамемноном, а сама после всего этого вышла замуж за Менелая».
II. МИКЕНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 18. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На дальнейшем пути [дороги, ведущей из города Микены] встречается река Инах, а если ее перейти, то — жертвенник Гелиосу. Отсюда приходишь к воротам, названным по имени ближайшего храма. Храм же этот посвящен Илитии».
III. МАСЕТ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 35. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У городских ворот, через которые идет прямая дорога в Масет, внутри городских стен находится храм Илитии. Каждый день богиню умилостивляют обильными жертвами и воскурениями и совершается очень много приношений. Статую же ее дозволено видеть разве только ее жрицам».
КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Если идти дальше от Дромоса [в Спарте, Лакедемонии], то будет храм Диоскуров и Харит, а затем храм Илитии»
Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 17. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Недалеко от храма <Артемиды> Ортии [в Спарте, Лакедемонии] стоит храм Илитии. Они говорят, что построили этот храм и стали почитать Илитию как богиню тогда, когда им из Дельф пришло пророчество».
КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. МЕССЕНЫ СТОЛИЦА МЕССЕНИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 31. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У мессенцев есть еще храм Илитии и мраморная статуя»
КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ПИРГИ ГОРОД В ЭЛИДЕ
Страбон. География. Книга 5. 2. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«В Пиргах есть святилище Илифии, основанное пеласгами, которое некогда было богатым. Дионисий, тиран сицилийцев, разграбил его во время своего похода на Кирн».
II. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 20. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У самой подошвы горы, где начинается Кроний [в Олимпии, Элиде], с северной стороны <от Альтиса>, между сокровищницами и горой, находится храм Илитии, в котором воздается поклонение Сосиполиду[2] (Спасителю города), природному покровителю элейцев. Что касается Илитии, которую они называют Олимпийской, то для служения этой богине они каждый год избирают жрицу; та же старая женщина, которая служит Сосиполиду, связана элейским законом о беспорочной жизни и сама приносит богу воду для омовения и возлагает перед ним <ячменные> лепешки с медом. [3] В переднем помещении храма — он сделан из двух частей — находится жертвенник Илитии, и сюда доступ людям свободен; во внутренней части поклоняются Сосиполиду, и доступ туда не разрешен никому, кроме служительницы бога, да и то, покрыв лицо и голову белым покрывалом; а девушки и женщины, оставшись в помещении Илитии, поют в честь его гимн. Они почитают его, совершая всякого рода воскурения, но делать ему возлияния вином они считают недозволенным. И клятва именем Сосиполида считается величайшей. [4] 3. Говорят, когда аркадяне вторглись с войском в Элиду и элейцы выступили против них, к элейским военачальникам пришла женщина, с новорожденным ребенком у груди, и сказала, что этого ребенка родила она, но в силу сновидения она отдает его элейцам как их будущего союзника. Поверив словам этой женщины, начальники положили перед войском нагого ребенка. [5] Аркадяне стали наступать, и тогда вдруг ребенок обратился в дракона. Аркадяне пришли в смятение от такого зрелища и обратились в бегство; элейцы насели на них, одержали блистательную победу и дали этому богу имя Сосиполида (Спасителя города). Там, где после битвы, по их мнению, дракон исчез, уйдя в землю, там они поставили храм. Вместе с ним они решили почитать и Илитию за то, что она произвела на свет этого ребенка».
КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Есть в Эгионе и древний храм Илитии. Статуя этой Илитии36 с головы до пят одета в платье из тонкой ткани; она вся деревянная, кроме лица и конечностей рук и ног, [6] которые сделаны из пентеликонского мрамора. Одну руку она простирает вперед, в другой держит факел37. Можно представить себе, что Илития потому изображается с факелами, что для женщин муки при родах подобны огню38. Эти факелы могут иметь еще и тот смысл, что Илития — это та, которая выводит детей на свет. Эта статуя — творение мессенца Дамофонта».
II. БУРА ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 25. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«В нем [Бура, Ахея] есть храм… Илитии. Их статуи сделаны из пентеликонского мрамора».
III. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 27. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У пелленцев есть святилище Илитии; оно расположено в меньшей части города».
КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
I. КЛИТОР ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«У клиторийцев самые замечательные храмы — это храм Деметры, храм Асклепия и третий храм Илитии… Олен Ликийский, который жил в самые древнейшие времена и составил много гимнов для делосцев, написал между прочим и гимн в честь Илитии; он называет ее там прекрасноткущей, явно уподобляя ее богине Судьбы; он утверждает, что она была старше Кроноса».
II. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 48. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Илитию, чей храм и статуя тоже находятся на площади тегеатов [в Аркадии], они называют «Авгой на коленях», передавая следующее предание, будто Алей передал свою дочь Навплию, поручив ему вывезти ее в открытое море и утопить. Когда ее повели, говорят, она упала на колени и в таком положении родила сына на том месте, где теперь стоит храм Илитии».
КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА
Геродот. История. Книга 4. 35. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):
«По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины — Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Олен Ликийский, который жил в самые древнейшие времена и составил много гимнов для делосцев, написал между прочим и гимн в честь Илитии; он называет ее там прекрасноткущей, явно уподобляя ее богине Судьбы; он утверждает, что она была старше Кроноса».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Рядом сооружен храм Илитии, которая, говорят, пришла из страны гипербореев на Делос помочь Латоне в ее родовых муках. Говорят, что от делосцев и другие узнали имя Илитии; делосцы приносят ей жертвы и поют гимн, составленный Оленом. Критяне считают, что Илития родилась в Амнисе, кносской области, и что она была дочерью Геры. У одних только афинян деревянные изображения Илитии закрыты до самого конца ног. Женщины говорили, что два из этих ее изображений — критские и дар Федры, но что самое древнее принес из Делоса Эрисихтон [ранний царь Афин]».
КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
I. АМНИС ГОРОД НА КРИТЕ
Гомер. Одиссея. Песнь седьмая. 19. 188. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
«Стал он [Одиссей] в Амнисе [на Крите]. Пещера богини Илифии есть там».
Страбон. География. Книга 10. 4. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Минос, как говорят, пользовался в качестве корабельной стоянки Амнисом [на Крите], где находится святилище Илифии».
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Критяне считают, что Илития родилась в Амнисе, кносской области [на Крите], и что она была дочерью Геры… Женщины [храма Илифии в Афинах] говорили, что два из этих ее изображений — критские и дар Федры [дочери мифического царя Крита Миноса]»
КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
I. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ-ЛИДИИ
Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«К фокейцев в Ионии богини, называемые Геннаидами»
КУЛЬТ НАЦИИ (NATIO) В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
I. АРДЕЯ ГОРОД В ЛАЦИИ
Латинской богине рождения Нато (Нации, Natio) поклонялись в регионе Ардея.
Цицерон. О природе богов. 3. 18 (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
«Так что, если мы будем считать богами тех, которые принимают участие в том, что происходит с человеком, то следует считать богиней также и Рождение (Natio), которой мы, когда обходим храмы на Ардейском поле, обычно приносим жертву. Она и название такое получила от “рождать” (nascere), так как оберегает женские роды».
КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ
У богини было несколько имен и эпитетов:
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Γενετυλλις | Genetyllis | Genetyllis | Procreation (genetês) | Размножение (genetês) |
Γενετυλλιδες | Genetyllides | Genetyllides | ||
Γενναιδας | Gennaidas | Gennaedas | ||
Εινατιη | Einatiê | Inatia | Sister-in-Law? (einateres) | Невестка? |
ИСТОЧНИКИ
Греческие
- Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
- Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):
- Каллимах. / Пер. О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
- Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
- Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
- Клавдий Элиан. О мире животных. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
Римские
- Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
Список используемой литературы