Культ Илифии

Илифия была богиней деторождения. Иногда ей поклонялись как близнецам Илифиям.

Она была важной культовой богиней с множеством святынь по всей Греции. Ее культовым центром был город Амнис на Крите, предполагаемое место ее рождения.

Содержание
  1. ОСНОВНОЙ КУЛЬТ
  2. КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  3. I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ
  4. II. КОЛИАДА МЫС В АТТИКЕ
  5. КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  6. I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ
  7. КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  8. I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ
  9. КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  10. I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ
  11. II. МИКЕНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ
  12. III. МАСЕТ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ
  13. КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  14. I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ
  15. КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  16. I. МЕССЕНЫ СТОЛИЦА МЕССЕНИИ
  17. КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  18. I. ПИРГИ ГОРОД В ЭЛИДЕ
  19. II. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ
  20. КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  21. I. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ
  22. II. БУРА ГОРОД В АХЕЕ
  23. III. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ
  24. КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)
  25. I. КЛИТОР ГОРОД В АРКАДИИ
  26. II. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ
  27. КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  28. I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА
  29. КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)
  30. I. АМНИС ГОРОД НА КРИТЕ
  31. КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)
  32. I. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ-ЛИДИИ
  33. КУЛЬТ НАЦИИ (NATIO) В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)
  34. I. АРДЕЯ ГОРОД В ЛАЦИИ
  35. КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ

ОСНОВНОЙ КУЛЬТ

Роженицы вызывали Илифию для облегчения родов и облегчения родовых болей.

Каллимах. Фрагмент эпиграммы. 23. Илифии — Ликонида (из греческих гимнов 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.)/ (Источник: Каллимах/ Перевод Блуменаю Л. Грабарь-Пассек М.Е. Голубец Ю. Свиясов Е.Шульц Ю. Чистякова Н.Гаспаров М.Л.Иваница Г.) (греческий поэт 3 в. до н. э.):

 

«Вновь ты на зов Ликониды приди, Илифия! И роды
Легкие ей ниспошли, крепким пусть будет дитя.
Дар мой, богиня, прими за дочку, а мальчика ради
Благоуханный твой храм снова подарком почту».

КУЛЬТ В АТТИКЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АФИНЫ СТОЛИЦА АТТИКИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Рядом «[Рядом с При­та­неем или ратушей в Афинах] соору­жен храм Или­тии, кото­рая, гово­рят, при­шла из стра­ны гипер­бо­ре­ев на Делос помочь Латоне в ее родо­вых муках. Гово­рят, что от делос­цев и дру­гие узна­ли имя Или­тии; делос­цы при­но­сят ей жерт­вы и поют гимн, состав­лен­ный Оле­ном. Кри­тяне счи­та­ют, что Или­тия роди­лась в Амни­се, кнос­ской обла­сти, и что она была доче­рью Геры. У одних толь­ко афи­нян дере­вян­ные изо­бра­же­ния Или­тии закры­ты до само­го кон­ца ног. Жен­щи­ны гово­ри­ли, что два из этих ее изо­бра­же­ний — крит­ские и дар Фед­ры [дочери мифического царя Миноса Критского], но что самое древ­нее при­нес из Дело­са Эри­сих­тон [раннего царя Афин]».

 

II. КОЛИАДА МЫС В АТТИКЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«В ста­ди­ях в два­дца­ти нахо­дит­ся гор­ный выступ Коли­а­да, куда тече­ние при­нес­ло облом­ки кораб­лей после гибе­ли пер­сид­ско­го флота. Тут есть ста­туи Афро­ди­ты Коли­а­ды и так назы­вае­мых богинь Гене­тил­лид (Покро­ви­тель­ниц родов). Счи­таю, что и у фокей­цев в Ионии боги­ни, назы­вае­мые Ген­на­ида­ми, — те же самые, что и в Колиа­де».

 

КУЛЬТ В МЕГАРИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕГАРА СТОЛИЦА МЕГАРИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 44. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«[В Мегаре] Есть там и храм богинь Или­тий (Помо­гаю­щих при родах)».

 

КУЛЬТ В КОРИНФИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КОРИНФ СТОЛИЦА КОРИНФИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 5. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Кто из Акро­ко­рин­фа направ­ля­ет­ся по гор­ной доро­ге, тому встре­ча­ют­ся Тене­а­ти­кий­ские ворота и свя­ти­ли­ще Или­тии».

КУЛЬТ В АРГОЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. АРГОС СТОЛИЦА АРГОЛИДЫ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 22. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Неда­ле­ко от это­го хра­ма Анак­тов (вла­дык) нахо­дит­ся храм Или­тии; он посвя­щен Еле­ною в то вре­мя, когда, поль­зу­ясь ухо­дом Тесея с Пери­фо­ем на вой­ну с фес­прота­ми, Дио­с­ку­ры взя­ли Афид­ны и увез­ли Еле­ну обрат­но в Лакеде­мон. Арги­вяне гово­рят, что Еле­на была тогда бере­мен­ной и, родив в Арго­се, она осно­ва­ла храм Или­тии (Помощ­ни­це в родах), родив­шу­ю­ся же доч­ку отда­ла Кли­тем­не­стре, кото­рая была уже заму­жем за Ага­мем­но­ном, а сама после все­го это­го вышла замуж за Мене­лая».

 

II. МИКЕНЫ ГОРОД В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 18. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«На даль­ней­шем пути [дороги, ведущей из города Микены] встре­ча­ет­ся река Инах, а если ее перей­ти, то — жерт­вен­ник Гелио­су. Отсюда при­хо­дишь к воротам, назван­ным по име­ни бли­жай­ше­го хра­ма. Храм же этот посвя­щен Или­тии».

III. МАСЕТ ДЕРЕВНЯ В АРГОЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 35. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У город­ских ворот, через кото­рые идет пря­мая доро­га в Масет, внут­ри город­ских стен нахо­дит­ся храм Или­тии. Каж­дый день боги­ню уми­ло­стив­ля­ют обиль­ны­ми жерт­ва­ми и вос­ку­ре­ни­я­ми и совер­ша­ет­ся очень мно­го при­но­ше­ний. Ста­тую же ее доз­во­ле­но видеть раз­ве толь­ко ее жри­цам».

 

КУЛЬТ В ЛАКЕДЕМОНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. СПАРТА СТОЛИЦА ЛАКЕДЕМОНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 14. 6. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Если идти даль­ше от Дро­мо­са [в Спарте, Лакедемонии], то будет храм Дио­с­ку­ров и Харит, а затем храм Или­тии»

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 3. 17. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Неда­ле­ко от хра­ма <Арте­ми­ды> Ортии [в Спарте, Лакедемонии] сто­ит храм Или­тии. Они гово­рят, что постро­и­ли этот храм и ста­ли почи­тать Или­тию как боги­ню тогда, когда им из Дельф при­шло про­ро­че­ство».

КУЛЬТ В МЕССЕНИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. МЕССЕНЫ СТОЛИЦА МЕССЕНИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 4. 31. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У мес­сен­цев есть еще храм Или­тии и мра­мор­ная ста­туя»

 

КУЛЬТ В ЭЛИДЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ПИРГИ ГОРОД В ЭЛИДЕ

Страбон. География. Книга 5. 2. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: Наука, 1964. – С. 611-612) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«В Пир­гах есть свя­ти­ли­ще Или­фии, осно­ван­ное пелас­га­ми, кото­рое неко­гда было бога­тым. Дио­ни­сий, тиран сици­лий­цев, раз­гра­бил его во вре­мя сво­его похо­да на Кирн».

 

II. ОЛИМПИЯ ДЕРЕВНЯ & СВЯТИЛИЩЕ В ЭЛИДЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 6. 20. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«У самой подош­вы горы, где начи­на­ет­ся Кро­ний [в Олимпии, Элиде], с север­ной сто­ро­ны <от Аль­ти­са>, меж­ду сокро­вищ­ни­ца­ми и горой, нахо­дит­ся храм Или­тии, в кото­ром возда­ет­ся покло­не­ние Соси­по­лиду[2] (Спа­си­те­лю горо­да), при­род­но­му покро­ви­те­лю элей­цев. Что каса­ет­ся Или­тии, кото­рую они назы­ва­ют Олим­пий­ской, то для слу­же­ния этой богине они каж­дый год изби­ра­ют жри­цу; та же ста­рая жен­щи­на, кото­рая слу­жит Соси­по­лиду, свя­за­на элей­ским зако­ном о бес­по­роч­ной жиз­ни и сама при­но­сит богу воду для омо­ве­ния и воз­ла­га­ет перед ним <ячмен­ные> лепеш­ки с медом. [3] В пере­д­нем поме­ще­нии хра­ма — он сде­лан из двух частей — нахо­дит­ся жерт­вен­ник Или­тии, и сюда доступ людям сво­бо­ден; во внут­рен­ней части покло­ня­ют­ся Соси­по­лиду, и доступ туда не раз­ре­шен нико­му, кро­ме слу­жи­тель­ни­цы бога, да и то, покрыв лицо и голо­ву белым покры­ва­лом; а девуш­ки и жен­щи­ны, остав­шись в поме­ще­нии Или­тии, поют в честь его гимн. Они почи­та­ют его, совер­шая вся­ко­го рода вос­ку­ре­ния, но делать ему воз­ли­я­ния вином они счи­та­ют недоз­во­лен­ным. И клят­ва име­нем Соси­по­лида счи­та­ет­ся вели­чай­шей. [4] 3. Гово­рят, когда арка­дяне вторг­лись с вой­ском в Элиду и элей­цы высту­пи­ли про­тив них, к элей­ским вое­на­чаль­ни­кам при­шла жен­щи­на, с ново­рож­ден­ным ребен­ком у груди, и ска­за­ла, что это­го ребен­ка роди­ла она, но в силу сно­виде­ния она отда­ет его элей­цам как их буду­ще­го союз­ни­ка. Пове­рив сло­вам этой жен­щи­ны, началь­ни­ки поло­жи­ли перед вой­ском наго­го ребен­ка. [5] Арка­дяне ста­ли насту­пать, и тогда вдруг ребе­нок обра­тил­ся в дра­ко­на. Арка­дяне при­шли в смя­те­ние от тако­го зре­ли­ща и обра­ти­лись в бег­ство; элей­цы насе­ли на них, одер­жа­ли бли­ста­тель­ную победу и дали это­му богу имя Соси­по­лида (Спа­си­те­ля горо­да). Там, где после бит­вы, по их мне­нию, дра­кон исчез, уйдя в зем­лю, там они поста­ви­ли храм. Вме­сте с ним они реши­ли почи­тать и Или­тию за то, что она про­из­ве­ла на свет это­го ребен­ка».

 

КУЛЬТ В АХЕЕ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. ЭГИОН ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 23. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Есть в Эги­оне и древ­ний храм Или­тии. Ста­туя этой Или­тии36 с голо­вы до пят оде­та в пла­тье из тон­кой тка­ни; она вся дере­вян­ная, кро­ме лица и конеч­но­стей рук и ног, [6] кото­рые сде­ла­ны из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра. Одну руку она про­сти­ра­ет впе­ред, в дру­гой дер­жит факел37. Мож­но пред­ста­вить себе, что Или­тия пото­му изо­бра­жа­ет­ся с факе­ла­ми, что для жен­щин муки при родах подоб­ны огню38. Эти факе­лы могут иметь еще и тот смысл, что Или­тия — это та, кото­рая выво­дит детей на свет. Эта ста­туя — тво­ре­ние мес­сен­ца Дамо­фон­та».

II. БУРА ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 25. 9. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«В нем [Бура, Ахея] есть храм… Или­тии. Их ста­туи сде­ла­ны из пен­те­ли­кон­ско­го мра­мо­ра».

III. ПЕЛЛЕНА ГОРОД В АХЕЕ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 7. 27. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У пел­лен­цев есть свя­ти­ли­ще Или­тии; оно рас­по­ло­же­но в мень­шей части горо­да».

КУЛЬТ В АРКАДИИ (ЮЖНАЯ ГРЕЦИЯ)

I. КЛИТОР ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«У кли­то­рий­цев самые заме­ча­тель­ные хра­мы — это храм Демет­ры, храм Аскле­пия и тре­тий храм Или­тии… Олен Ликий­ский, кото­рый жил в самые древ­ней­шие вре­ме­на и соста­вил мно­го гим­нов для делос­цев, напи­сал меж­ду про­чим и гимн в честь Или­тии; он назы­ва­ет ее там пре­крас­нот­ку­щей, явно упо­доб­ляя ее богине Судь­бы; он утвер­жда­ет, что она была стар­ше Кро­но­са».

II. ТЕГЕЯ ГОРОД В АРКАДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 48. 7. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«Или­тию, чей храм и ста­туя тоже нахо­дят­ся на пло­ща­ди теге­а­тов [в Аркадии], они назы­ва­ют «Авгой на коле­нях», пере­да­вая сле­дую­щее пре­да­ние, буд­то Алей пере­дал свою дочь Нав­плию, пору­чив ему вывез­ти ее в откры­тое море и уто­пить. Когда ее пове­ли, гово­рят, она упа­ла на коле­ни и в таком поло­же­нии роди­ла сына на том месте, где теперь сто­ит храм Или­тии».

КУЛЬТ В ДЕЛОСЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. ДЕЛОС СТОЛИЦА ДЕЛОСА

Геродот. История. Книга 4. 35. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 195) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«По рас­ска­зам делос­цев, еще рань­ше Лаоди­ки и Гипе­ро­хи из стра­ны гипер­бо­ре­ев мимо тех же наро­дов при­бы­ли на Делос две моло­дые жен­щи­ны — Арга и Опис. Они нес­ли Или­фии свя­щен­ные дары, обе­щан­ные за быст­рые и лег­кие роды».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 21. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Олен Ликий­ский, кото­рый жил в самые древ­ней­шие вре­ме­на и соста­вил мно­го гим­нов для делос­цев, напи­сал меж­ду про­чим и гимн в честь Или­тии; он назы­ва­ет ее там пре­крас­нот­ку­щей, явно упо­доб­ляя ее богине Судь­бы; он утвер­жда­ет, что она была стар­ше Кро­но­са».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Рядом соору­жен храм Или­тии, кото­рая, гово­рят, при­шла из стра­ны гипер­бо­ре­ев на Делос помочь Латоне в ее родо­вых муках. Гово­рят, что от делос­цев и дру­гие узна­ли имя Или­тии; делос­цы при­но­сят ей жерт­вы и поют гимн, состав­лен­ный Оле­ном. Кри­тяне счи­та­ют, что Или­тия роди­лась в Амни­се, кнос­ской обла­сти, и что она была доче­рью Геры. У одних толь­ко афи­нян дере­вян­ные изо­бра­же­ния Или­тии закры­ты до само­го кон­ца ног. Жен­щи­ны гово­ри­ли, что два из этих ее изо­бра­же­ний — крит­ские и дар Фед­ры, но что самое древ­нее при­нес из Дело­са Эри­сих­тон [ранний царь Афин]».

 

КУЛЬТ НА КРИТЕ (ГРЕЧЕСКИЙ ОСТРОВ)

I. АМНИС ГОРОД НА КРИТЕ

Гомер. Одиссея. Песнь седьмая. 19. 188. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 496) (греческий эпос 8 в. до н. э.):

 

«Стал он [Одиссей] в Амни­се [на Крите]. Пеще­ра боги­ни Или­фии есть там».

 

Страбон. География. Книга 10. 4. 8. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. 400) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Минос, как гово­рят, поль­зо­вал­ся в каче­стве кора­бель­ной сто­ян­ки Амни­сом [на Крите], где нахо­дит­ся свя­ти­ли­ще Или­фии».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 18. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Кри­тяне счи­та­ют, что Или­тия роди­лась в Амни­се, кнос­ской обла­сти [на Крите], и что она была доче­рью Геры… Жен­щи­ны [храма Илифии в Афинах] гово­ри­ли, что два из этих ее изо­бра­же­ний — крит­ские и дар Фед­ры [дочери мифического царя Крита Миноса]»

КУЛЬТ В ЛИДИИ (МАЛАЯ АЗИЯ)

I. ФОКЕЯ ГОРОД В ИОНИИ-ЛИДИИ

Павсаний. Описание Эллады. Книга 1. 1. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

«К фокей­цев в Ионии боги­ни, назы­вае­мые Ген­на­ида­ми»

 

КУЛЬТ НАЦИИ (NATIO) В ЛАЦИИ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ)

I. АРДЕЯ ГОРОД В ЛАЦИИ

Латинской богине рождения Нато (Нации, Natio) поклонялись в регионе Ардея.

Цицерон. О природе богов. 3. 18 (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). — М.: Наука, 1985. — 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

 

«Так что, если мы будем счи­тать бога­ми тех, кото­рые при­ни­ма­ют уча­стие в том, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, то сле­ду­ет счи­тать боги­ней так­же и Рож­де­ние (Na­tio), кото­рой мы, когда обхо­дим хра­мы на Ардей­ском поле, обыч­но при­но­сим жерт­ву. Она и назва­ние такое полу­чи­ла от “рож­дать” (nas­ce­re), так как обе­ре­га­ет жен­ские роды».

КУЛЬТОВЫЕ ИМЕНА И ЭПИТЕТЫ

У богини было несколько имен и эпитетов:

Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ΓενετυλλιςGenetyllisGenetyllisProcreation (genetês)Размножение (genetês)
ΓενετυλλιδεςGenetyllidesGenetyllides
ΓενναιδαςGennaidasGennaedas
ΕινατιηEinatiêInatiaSister-in-Law? (einateres)Невестка?

ИСТОЧНИКИ

Греческие

Римские

  • Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Оцените статью
Античная мифология